СОДЕРЖАНИЕ:
Раздел 1. Предназначение школы и средства его реализации.
Раздел 2. Описание модели выпускника школы.
Раздел 3. Цели и задачи образовательного процесса школы.
Раздел 4. Учебный план и его обоснование.
Раздел 5. Особенности организации образовательного процесса и применяемые технологии.
Раздел 6. Показатели реализации образовательной программы.
Раздел 7. Программно-методическое обеспечение образовательной программы.
Раздел 1. Предназначение школы и средства его реализации.
Школа расположена в сельском населенном пункте. Удалена от районного центра на 25 км., от транспортной магистрали на 3 км., от средних общеобразовательных школ с. Синеборска на 9 км., с. Казанцево – на 19 км. Является единственным образовательным учреждением в деревне. Имеет статус муниципального общеобразовательного учреждения.
Школа реализует образовательные программы дошкольного, начального и основного образования.
Основными целями деятельности школы являются формирование общей культуры личности обучающихся на основе усвоения обязательного минимума содержания общеобразовательных программ, их адаптация к жизни в обществе, создание основы для осознанного выбора и последующего освоения профессиональных образовательных программ, воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье, формирование здорового образа жизни.
Школа осуществляет обучение и воспитание в интересах личности, общества, государства, обеспечивает охрану здоровья и создание благоприятных условий для разностороннего развития личности, в том числе возможности удовлетворения потребности обучающегося в самообразовании и получении дополнительного образования.
Задачами дошкольного образования является развитие любознательности у воспитанников дошкольного отделения как основы развития познавательных способностей обучающихся; формирование творческого воображения как направления интеллектуального и личностного развития воспитанников и обучающихся; развитие коммуникативности – умения общаться со взрослыми и сверстниками как одного из необходимых условий успешности учебной деятельности.
Задачами начального общего образования являются воспитание и развитие обучающихся, овладение ими чтением, письмом, счетом, основными навыками учебной деятельности, элементами теоретического мышления, простейшими навыками самоконтроля, культурой поведения и речи, основами личной гигиены и здорового образа жизни. Начальное общее образование является базой для получения основного общего образования.
Задачей основного общего образования является создание условий для воспитания, становления и формирования личности обучающегося, для развития его наклонностей, интересов и способности к социальному самоопределению. Основное общее образование является базой для получения среднего (полного) общего образования, начального и среднего профессионального образования.
В школе обучаются все дети населенного пункта, вне зависимости от способностей, уровня развития, физических и психических особенностей. Получить дополнительное образование, заниматься по интересам, участвовать в общественной работе учащиеся могут только посредством школы. Поэтому предназначение школы видится в создании благоприятных условий для успешного обучения смешанного контингента детей, как одаренных так и обычных, а также нуждающихся в коррекционно-развивающем обучении. Максимально адаптировать учебный процесс к учащимся с их индивидуальными особенностями, по возможности гибко реагировать на социокультурные изменения среды. Главный итог такой двухсторонней деятельности школы является адаптация детей и юношества к быстро меняющейся жизни.
Основным средством реализации предназначения школы является усвоение учащимися обязательного минимума содержания общеобразовательных программ, введение курсов для развития надпредметных умений, предоставление учащимся возможности апробировать себя в разных видах деятельности, организация обучения в классах смешанного состава.
Кроме того, раннее изучение иностранного языка (со 2 класса), обучение работе на компьютере (с 1 класса в ходе кружковой работы), предоставление учащимся возможности апробировать себя в различных видах деятельности – интеллектуальной, художественно-эстетической, оформительской, спортивной, организационной (через воспитательную работу и систему работы кружков и секций).
Образовательные программы, реализуемые школой, направлены на:
— формирование у обучающихся современной научной картины мира;
— развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе обучения;
— воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей;
— формирование общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе.
— создание основы для выбора и освоения профессиональных программ.
— воспитание толерантности, трудолюбия, лидерства.
— сохранение психологического комфорта.
Раздел 2. Описание модели выпускника школы.
Уровень Основной школы |
|
Параметры |
Критерии |
Личностно – смысловая сфера |
Освоить общеобразовательные программы по всем предметам школьного учебного плана на уровне, требований государственных образовательных стандартов. Овладеть системой мыслительных навыков (сравнение, обобщение, анализ, синтез, классификация, выделение главного). Развивать познавательный интерес. Оптимальный уровень сформированности репродуктивных умений |
Воспитанность |
Знать свои гражданские права и уметь их реализовать, Уметь вступать в деловое общение. Уметь выстраивать отношения с одноклассниками. |
Социальная адаптация |
Уметь осуществлять целеполагание, рефлексию собственных действий. Быть способным к сотрудничеству. Адекватность. |
Готовность к продолжению образования |
Быть готовым к формам и методам обучения, применяемым на ступени среднего (полного) общего образования и в учреждениях начального и среднего профессионального образования. |
Уровень Начальной школы |
|
Параметры |
Критерии |
Личностно – смысловая сфера |
Освоить общеобразовательные программы по предметам школьного учебного плана на уровне, достаточном для продолжения образования на ступени основного общего образования. Овладеть общеучебными умениями: скорость чтения, скорость письма, скорость вычислений. Развивать познавательный интерес. Обладать развитой памятью. |
Воспитанность |
Уметь вступать в деловое общение. Выстраивать отношения с одноклассниками. Овладеть культурой поведения и речи, основами гигиены и здорового образа жизни. |
Социальная адаптация |
Освоить способность к сотрудничеству. Овладеть способами организации деятельности. Самостоятельность. |
Готовность обучаться в основной школе |
Овладеть навыками учебной деятельности, простейшими навыками самоконтроля учебных действий. |
Уровень Дошкольного образования |
|
Параметры |
Критерии |
Готовность к развитию речи |
Освоить образовательные программы дошкольного образования на уровне, достаточном для обучения в начальной школе, Обладать достаточным уровнем развития памяти, любознательностью. |
Воспитанность |
Организованность. Уравновешенность. Старательность |
Готовность к систематическому обучению |
Овладеть умением работать по указанию, копировать, выбирать парные слова(ассоциативная память), Обладать развитой зрительной памятью |
Раздел 3. Цели и задачи образовательного процесса школы.
1. обеспечить усвоение учащимися обязательного минимума содержания начального и основного общего образования на основе требований государственного образовательного стандарта;
2. обеспечить преемственность образовательных программ;
3. формирование общей культуры личности обучающихся и воспитанников на основе усвоения обязательного минимума содержания образовательных программ;
4. создать основу для адаптации детей к жизни в обществе;
5. создание условий для осознанного выбора и последующего освоения образовательных программ следующей ступени образования;
6. обеспечить социально-педагогические отношения, сохраняющие физическое, психическое и социальное здоровье учащихся;
7. воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье.
Раздел 4. Учебный план и его обоснование.
1. Учебный план Нижне-Койской общеобразовательной основной школы разработан с целью реализации общеобразовательных программ начального и основного общего образования.
2. Школа реализует учебный план 1998 года в 3,4, 6,7,8 и 9 классах, учебный план 2004 года в 1,2 и 5 классах .
Учебный план является нормативным документом образовательных стандартов по общеобразовательным программам начального и основного образования.
В учебном плане представлены все образовательные области, предусмотренные базисным планом.
3. Школа работает в режиме 5-дневной учебной недели.
Максимальная нагрузка учащихся соответствует продолжительности учебной недели.
4. В учебном плане представлены все образовательные области, предусмотренные базисным планом.
5. Общее количество финансируемых часов является инвариантым и составляет 178 часов в неделю. По федеральному компоненту – 162 часа и по Доля часов РШК в УП – 16 часов, что составляет 9% от общего количества часов.
6. Нормативная база для проектирования учебного плана:
— Приказ Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 года № 1312 «Об утверждении базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»,
— Информационное письмо Главного управления образования «О поэтапном переходе на федеральный базисный учебный план 2004 года» от 25.04.2005 года № 1936,
— Постановление Совета администрации Красноярского края от 17.05.2006 года № 134 – П «Об утверждении регионального базисного учебного плана для образовательных учреждений регионального базисного учебного плана для образовательных учреждений Красноярского края, реализующих программы общего образования»,
— СанПиН 2.4.2.1178-02 “Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях”, которые введены в действие с 1 сентября 2003 года.
В 1 ступени обучения реализуется программа «Школа России».
7. В школе 9 классов и 6 классов – комплектов: 4 начальных класса объединены в 2 класса — комплекта – 1,3 и 2,4 классы; в основных классах 4 класса – комплекта – 5,6,7 и 8,9 вместе.
Характеристика образовательных программ начальной школы.
· В 1-й класс зачисляются все дети микроучастка, достигшие возраста 6,5 лет к 1 сентября.
· В классах – комплектах по отдельным предметам разное количество часов, за счет этого происходит раздваивание часов, нагрузка учителей больше учебной нагрузки учеников. В 1 и 3 классах и 2 и 4 классах отдельно проводятся 1 час русского языка и по 1 часу трудового обучения. В соответствие с БУП 2004 года во 2 классе преподается иностранный (немецкий) язык. Часы федерального компонента используются полностью.
· В 3 и 4 классах предусмотрено по 2 часа школьного компонента. За счет этих часов в 3 классе – математика, т.к. в классах учащиеся с низкими реальными учебными возможностями, и вводится курс «Решение задач по математике» с целью углубить умения в решении текстовых задач. В 4 классе усиливается русский язык с целью выполнения программы, рассчитанной на 5 часов в неделю, и продолжается пропедевтический курс «Наглядная геометрия», начатый в 3 классе.
Характеристика образовательных программ основной школы.
· Часы федерального компонента используются полностью.
· В 5 классе реализуется учебный план 2004 года. Введены 4 курса национально-регионального компонента – Литература Красноярского края, Природа и экология Красноярского края, История Красноярского края, Спортивно-познавательный туризм – по 0,5 часа в неделю каждый (по 17 часов в год) в соответствии с региональным базисным учебным планом для образовательных учреждений, реализующих программы основного общего образования с пятидневной учебной неделей.
· 8 и 9 классы объединены в один класс-комплект. Из-за разного количества часов по учебному плану часть предметов ведется раздельно. В 8 классе раздельно ведется 1 час русского языка, в 9 классе — 1 час литературы, В 8 и 9 классах отдельно проводится физика и химия – по 2 часа, как наиболее трудные предметы. По одному часу искусства в 7, 8 классах отданы на черчение, что соответствует новым программам. В 9 классе завершается курс черчения, начатый в 8 классе в прошлом году. Введение этого часа происходит за счет 1-го часа трудового обучения. Второй час трудового обучения передается в Школьный компонент на предпрофильную подготовку..
· Предпрофильная подготовка организуется в 9 классе, на нее выделяется 2 часа за счет технологии из федерального компонента. Элективные курсы по естествознанию практической направленности, т.к. в классе обучаются дети по программе 7 вида.
· По школьному компоненту по 6-9 классам, включая предпрофильную подготовку 9-классников – 10 часов. Часы школьного компонента проводятся раздельно во всех классах. На усиление федерального компонента отводится 1 час (10%), На индивидуальные консультации отведено 2 часа (20%) в 9 классе по русскому языку и математике с целью подготовки учащихся к экзаменам. На развитие учащихся – 5 часов, или 50%, на предпрофильную подготовку – 2 часа – 20%.
· В 6 классе вводится пропедевтический интегрированный курс «Физика и химия» — 1 час.
· В 7 классе усиливается математика, т.к. в классах учащиеся с низкими реальными учебными возможностями и вводится курс «Решение задач по физике» с целью развития умения решать текстовые задачи и преобразовывать формулы.
· В 8 классе учащиеся с высоким уровнем реальных учебных возможностей, поэтому курс «Решение олимпиадных задач» вводится с целью подготовки учащихся к олимпиадам по биологии, химии, географии.. Курс является интегрированным.
· За счет 2 часов Физкультуры ШК в 6 и 8 классах финансируется проведение спортивных часов по 0,5 часа в 5-8 класса, что позволяет повысить двигательную активность учащихся на 25%.
· Распределение часов ШК по предметным областям: филология – 2 часа (14,3% часов ШК), математика 4 часа (28,6%часов ШК), физическое развитие –2 часа (14,3% часов ШК), физика – 1 час (7%), география – 1 час (7%).
Таким образом, школа реализует основные общеобразовательные программы – «Радуга» в дошкольном отделении, «Школа России» в 1- 4 классах, общеобразовательные программы основного общего образования в соответствии с краевым перечнем программ образования.
Через часы регионального и школьного компонента школа реализует образовательные программы, направленные на сохранение здоровья, углубление знаний, развитие культуры, интеграцию знаний, осознанный выбор профессии, освоение информационных технологий.
Раздел 5. Особенности организации образовательного процесса и применяемые технологии.
В дошкольном отделении организовано воспитание и образование детей в разновозрастной группе присмотра и развития. Посещает дошкольное отделение 10 воспитанников 3 возрастов от 2,5 до 6 лет. Ведущий вид деятельности – игровой.
В начальной школе четыре класса и два комплекта – 1 и 3 классы, 2 и 4 классы. В классах 1 и 3 обучаются дети по общеобразовательной программе, коррекционной программе 8 вида и по индивидуальной программе.
Образовательный процесс организован в 1 смену. Начало занятий в 8-30, до начала занятий проводится ежедневная зарядка. После второго урока организована перемена, продолжительностью 15 минут для обеда учащихся и учителей, после третьего урока проводится прогулка и динамическая пауза, после четвертого урока проводится спортивный или воспитательный час.
В основной школе пять классов, четыре комплекта – 5, 6, 7 классы и 8-9 классы вместе. В классах обучаются дети смешанного состава по общеобразовательным, коррекционным программам 7 и 8 видов. Планирование и организация обучения осуществляется учителями в соответствии с программами обучения детей. Естественно из таких условий вытекает необходимость использования индивидуально — ориентированных подходов обучения. В образовательном процессе используются элементы разных технологий: формирования общеучебных и репродуктивных умений В.Зайцева, ИОСО, словесно-логического подхода обучения, методика работы с текстом Ривина, и др.
Начало занятий в 8-30, до начала занятий проводится ежедневная зарядка. После третьего урока организована перемена, продолжительностью 15 минут для обеда учащихся и учителей, после четвертого урока проводится спортивный или воспитательный час.
Внеурочная деятельность организована во второй половине дня через подготовку и проведение традиционных общешкольных мероприятий, работу кружков и секций. Всего в школе работает одна спортивная секция 2 часа в неделю, кружок по туризму (2 часа) и ритмике (2 часа), кружок караоке (1 час в неделю), инструментальный (2 часа), кукольный театр (2 часа), компьютерный кружок (2 часа) и консультации по ИКТ (3 часа). Всего на внеклассную работу отводится 16 часов в неделю. В кружках занимаются учащиеся разных классов. Во второй половине дня организована помощь учащимся в подготовке домашних заданий. Текущая работа с классом осуществляется как через воспитательные часы, так и во внеурочное время.
И урочная и внеурочная деятельность направлены на воспитание толерантности учащихся, уважение достоинства человека с разными возможностями, развитие коммуникативных умений, культуры поведения, развитие творческих задатков и способностей учащихся.
Раздел 6. Показатели реализации образовательной программы.
В школе разработана система мониторинга достижения модели выпускника. Она включает в себя параметры, критерии, объекты контроля, средства и инструменты контроля.
Объект контроля |
Средство контроля, инструментарий |
Периодичность контроля |
Качество общеобразовательной подготовки выпускников |
||
Дошкольное отделение. |
Упражнение по технологии Е.Ю.Коростелевой. Наблюдение. |
В соответствии с планом работы школы |
Начальное обучение. |
Результаты контрольных работ, олимпиад, конкурсов. Диагностические упражнения по технологии В.Зайцева. Наблюдение. Психологические тесты. |
В соответствии с планом работы школы |
Основное образование |
Итоговая аттестация, результаты олимпиад. Диагностические упражнения по технологии В.Зайцева. Наблюдение |
Июнь, ежегодно. В соответствии с планом работы школы |
Социализация |
Данные социометрии. Продолжение образования. Трудоустройство. |
1 раз в год. Сентябрь ежегодно |
Состояние здоровья, Комфортность |
Мед. осмотр, пропуски уроков по болезни. Анкетирование |
Ежегодно 1 раз в четверть 2 раза в год |
Раздел 7. Программно-методическое обеспечение образовательной программы.
Программно-методическое обеспечение представлено образовательными программами, реализуемыми в школе на разных ступенях образования в соответствии с краевыми рекомендациями, учебно-методическим комплектом в соответствии с программами.
• Дошкольное отделение – программа «Радуга» — 98% обеспеченности УМК
• Начальное образование – программы «Школа России» — 100% обеспеченности УМК
• Основное образование – типовые программы в соответствии с краевым перечнем — 100% обеспеченности УМК
• Коррекционные программы – 98% обеспеченности УМК
• Предпрофильная подготовка – авторские программы
• Воспитание – авторские программы
Приложения:
? План работы школы;
? Учебно-методический комплект школы;
? Учебный план школы;
? Программа воспитания «Все краски мира»;
? Комплексно-целевая программа здоровьесбережения учащихся и воспитанников «Школа – территория здоровья»;
? Расписание уроков и внеурочных занятий;
? Режим работы школы;
? Мониторинг ОУ и РУ всех ступеней;
? Мониторинг воспитанности;
? Программа «Профориентация»