17 мая успешно завершил свою работу традиционный общекраевой сбор руководителей муниципальных структур управления образованием и муниципальных методических служб.
Собравшиеся совместно прорисовывали очертания ответов на сложнейшие и судьбоносные вопросы: как нам «всем краевым миром» управлять обшим обязательным образованием детей края и как научиться улучшать его качество.
Зал краевого Дома учителя на 200 посадочных мест был заполнен в течение 4 дней. Работали напряженно, слажено и продуктивно.
На этом мероприятии был гость – представительница Института повышения квалификации работников образования Республики Хакассия. Многое из пережитого на этой работе ее приятно удивило и где-то даже вдохновило. Но особо гость отметила ладность и слаженность работы этой многочисленной группы людей. Отметила то, во что мы много лет вкладывали, целенаправленно строили, а теперь уже привыкли к этому и перестали замечать.
Действительно, перестаешь замечать то, что уже отлажено и стабильно работает.
Сбор завершился. Гостья уехала. Но ее вопрос – за счет чего же люди работали ладно и слажено, остался.
Вопрос чрезвычайно актуальный. По сути дела – это центральный вопрос всех тех, кто занимается (профессионально или по необходимости) организацией и управлением в больших социальных системах. Поэтому и ответ на него не простой.
Во-первых, за счет существующей традиции, которая формировалась годами. Но считать это основной причиной нельзя, поскольку люди очень часто противопоставляются традициям (тем более, традициям работы, которую крайне трудно сделать праздником).
Во-вторых, за счет того, что есть «вертикаль власти» и если Главное управление образования организует работу, то это Главное управление организует. Конечно, это влияет на внешнюю дисциплину работы. Но есть много способов отсутствовать присутствуя.
В-третьих, за счет способа организации работы. Но можно написать в регламенте работ: «Работа в группах по теме….», и люди пойдут в группу, а вот гарантий плодотворной и самоотверженной работы нет. Способ организации существенно влияет на эффективность совместной работы, но он никогда не может быть основным условием ее успеха.
В-четвертых, за счет того, что люди работают за блага. Но на сборе подарков и премий не раздавали. Конечно, традиции, законы, блага, способы организации регулируют деятельность людей. Однако, в нашем случае, не эти регуляторы определи качество работы.
Ключевым условием ладности, слаженности и продуктивности коллективной работы множества людей явились некоторые их общие черты. Иными словами, у сотрудников муниципальных управлений, Главного управления, Института повышения квалификации есть компоненты образования, которые являются общими для них. Есть содержание общего образования и оно во многом определило происшедшее.
Причем, эти общие черты всех трудно рефлексивно выделять отдельному человеку. С собственным то образованием мы не привыкли разбираться. Поскольку, образование, как здоровье – когда оно есть, его не замечаешь.
Вернемся к сбору заведующих. Так какое содержание стало общим? И вот тут начинаются удивительные вещи.
Краевое управленческое сообщество упорно обсуждает — как сделать так, чтобы у нового поколения красноярцев формировались (в порядке элементов общего обязательного образования) общие умения коммуникации (умения самостоятельно изучать тексты, излагать свои мысли точно, компактно, без искажения, слушать, вникать в суть сказанного, поставить нужный вопрос), навыки коллективного труда и т.п.
И одновременно это сообщество само демонстрирует, что вышеуказанные элементы становятся (и уже во многом стали) компонентами общего образования самих управленцев. Проявляет эти качества в сложнейших работах, подобно прошедшему сбору, и не замечает их у самих себя. Не замечает, но именно благодаря этой общей части умений, отношений, ценностей и знаний управленческое сообщество ладно и слаженно работает совместно.
Другой вопрос (и очень коварный) – так за счет чего происходит становление указанных компонентов общего образования управленческого корпуса края?
Несколько теоретизируем то, что подметили.
Поскольку, деятельность имеет коллективный (или, если угодно, коллективно-распределенный) характер (кстати, независимо, осознаем мы это или нет), то для ее эффективности важно, чтобы люди имели некоторый (но только некоторый, а не тотальное единообразие) набор общих черт (знаний, отношений к чему-либо, техник…).
Это, с одной стороны, происходит естественно, без специального вмешательства людей. То, что становится необходимым для развития системы, крепится в содержании общего образования включенных в нее людей. И это образование происходит естественно за счет «просаливания», подражания и личной рефлексии.
Но эффективность коллективной деятельности резко возрастает, если этот факт осознается людьми, находящимися в управленческой позиции и общее образование людей начинает специально проектироваться и осуществляться. Тогда к слову «общее» надо добавлять «обязательное». И тогда выделяется специальная деятельность, направленная на обеспечение общего обязательного образования людей, включенных в систему.
И в заключение – проектный ход.
В краевом образовании постепенно рождается сетевой университет руководителей. Нужно ставить вопрос об осознании и оформлении общего и обязательного компонента образования красноярского управленца от образования.
И пусть это не пугает никого. Речь идет не о том, что все будут одинаковыми, а о том, что если для успеха образования необходимо, чтобы каждый управленец, к примеру, умел организовать и поддерживать продуктивную коммуникацию в группе людей, то надо сделать так, чтобы он действительно умел.
Судя по всему, постепенно в краевом образовании будет выделено три типа общего обязательного образования краевого характера: детей, учителей и управленцев. А там, посмотрим…