Родительские общественные организации в образовательном учреждении — общественные социальные институты ситуативного и перспективного направления развития образовательной системы. Эволюция развития родительских общественных организация на нынешнем этапе имеет явно выраженный алогический характер. Естественное развитие социальных инноваций должно пройти последовательно ряд этапов, а именно: становление социального партнерства, его развитие, обогащение, и, наконец, эта инновация либо игнорируется, либо принимается сообществом.
Итоговым этапом является период институализации, то есть правового закрепления инновации. Указ Президента РФ от 31 августа 1999 г. №1134 «О дополнительных мерах по поддержке общеобразователь-
ных учреждений в Российской Федерации» (о попечительских советах) несколько нарушил естественный ход формирования общественно-культурной инициативы. Поэтому работа попечительских советов с самого начала строилась по формальному принципу. Однако раннее законодательное оформление условий создания попечительских советов имеет и определенное положительное значение.
-
Становление партнерских отношений следует рассматривать как властно-общественные отношения между группами людей и (или) представляющими их организациями, которые принимают участие в создании, распределении и потреблении образовательных услуг.
-
В соответствии с законом самоорганизации властно-общественные отношения должны перейти во взаимодействие.
Властно-общественное взаимодействие — это форма отношений, в которой реализуются конкретные действия каждого из партнеров. Эти действия характеризуются: • общностью в понимании целей и задач;
• видением реального смысла действия.
В процессе действий уточняются: • функции социальных партнеров;
• структурные компоненты общественных родительских организаций.
А также формируются навыки партнерской работы, складывается основа механизма взаимодействия общественных организаций с администрацией ОУ, развиваются социальные навыки родителей.
Опыт работы попечительских советов Саратовской области и конкретного муниципального образовательного учреждения №15 г. Саратова позволил выявить существенные, значимые функции и полномочия в сфере управления:
• | участие в разработке и корректировке устава ОУ в разделе «Права и обязанности участников образовательного процесса»; |
• | участие в разработке, утверждении и пролонгации локальных актов ОУ; |
• | участие в координационном совете школы; |
• | осуществление общественной экспертизы педагогических и общественных инициатив и новшеств; |
• | создание механизма устойчивого финансирования ОУ. |
-
Проблемы партнерских отношений на уровне ОУ:
• ограниченные возможности родительской общественности и представляющих ее общественных организаций; • традиционализм (консерватизм) системы управления ОУ; • отсутствие заинтересованности муниципальных органов управления образования в развитии партнерских отношений в ОУ Решение этих и других проблем позволит, в частности, оптимизировать процесс становления социального партнерства в образовании и расширить инновационное поле управления, в целом.