Окружающий мир

Учитель: Чикунова Е.А.

Предмет: Окружающий мир

Класс: 3 класс

Учебник: А.А. Плешаков

Тема урока: Семейный бюджет.

Цели урока: Познакомить с понятием «семейный бюджет»; развивать познавательный интерес, речь детей, логическое мышление.

Оборудование: Сказка про Муху — Цокотуху с табличками: «доход», «расход», «накопление», «процент»;

Ход урока

  1. Организационный момент
  2. Повторение изученного

Учащаяся на компьютере разгадывает кроссворд.

  1. Сказка про Муху – Цокотуху.(Учитель рассказывает)

Муха, Муха – Цокотуха,

Позолоченное брюхо!

Муха по полю пошла,

Муха денежку нашла.

   Рассказ о том, как Муха и ее семья считали денежки:

        «Вечером собралась вся семья. Толкаясь, в окошко ворвались сорванцы, мальчишки- мушата. Запыхавшись, влетели бабушка и дедушка. Последним влетел отец, усталый после работы.

        Мальчики-мушата громко спорили о появлении у соседского Жига самоката.

        -Так, — сказал отец.- Сейчас разберемся. Только сидите тихо. Ты наш будущий ученый (старший сын, студент Жужжик), неси калькулятор, посчитаем.

        Папа взял кусок высушенного лопуха, на котором так удобно писать сухой еловой палочкой, если обмакнуть ее в черничный сок, и написал «Доход».

        — Доход – это те денежки, которые мне платят на работе по озеленению и очистке нашего леса, то есть моя заработная плата. Каждый месяц я приношу в дом и отдаю маме 1500 денежек,- сообщил отец.

        Мальчики с уважением посмотрели на отца. Дедушка с бабушкой в стороне не остались, встряхнули крылышками.

        -Мы тоже получаем денежки, по 300 денежек. Раз нас двое, то это 600 денежек.

Вопрос:

        —  Как вы думаете, какие денежки могли получать бабушка с дедушкой? (Бабушка с дедушкой тоже работали, получали свою заработную плату, а теперь, когда состарились и  стали быстро уставать, стали получать денежки, которые называются пенсией.)

        Студент  Жужжик заявил, что тоже приносит деньги в доход семьи.

Вопрос:

        — О каких деньгах говорил студент Жужжик? (О стипендии, которую платит институт, пока студент не выучится и не станет зарабатывать.)

        -Наша малышка тоже получает денежки и называются эти денежки – пособие на ребенка, — добавила Муха – Цокотуха.

-А теперь подсчитаем, каков доход нашей семьи, — сказал отец.

Заработная плата- 1500 денежек

Пенсия бабушки и дедушки- 600 денежек

Стипендия Жужжика- 200 денежек

Пособие на малышку- 200 денежек

                         Итого: 2500 денежек

        — Ура! Целых 2 тысячи да еще 500 денежек! Можно купить несколько самокатов! – воскликнули мушата.

Вопрос:

        — Как вы думаете, так ли это? обращается к ученикам учитель.

Сказка продолжается.

Муха – Цокотуха взяла листок и написала «Расход».

Вопрос:

        -Как вы думаете, на что мама-Муха тратила денежки? (Ответы детей.)

— У меня на одни продукты уходит в месяц 1000 денежек. Зима на носу, вам нужно купить теплые сапожки и варежки, которые вы, шалуны, растеряли. На это я потрачу еще 600 денежек.

        Бабушка вмешалась:

        -Надо заплатить 100 денежек за квартиру, свет и воду.

        — С понедельника малышка пойдет в детский сад. Тетя Пчела сказала, что платить за садик нужно 100 денежек, — добавила Муха-Цокотуха.

        Папа и студент Жужжик потребовали 200 денежек – оплачивать общественный транспорт, проезд на длинных рогатых гусеницах, чтобы добраться до места работы и учебы. Мама Муха и это записала в листочек.

        Тут мушата заинтересовались.

        — Разве мы не будем ходить в лыжную секцию? Разве мы в кино не пойдем? А еще бабушка обещала купить книги о компьютерах.

        А еще нужны учебники по защите леса, братьям — альбомы  по рисованию и цветные карандаши. Бабушка и дедушка вспомнили, что на следующей неделе они собирались в театр. А Малышке на день рождения нужно купить куклу.

        — Все высказались?- спросил папа. – Тогда подведем баланс.

        Что такое баланс, не знал даже студент Жужжик.

        Папа сложил цифры на том листочке, куда мама записывала расходы и получили  2100 денежек. Затем, взяв калькулятор, он отнял от цифры «Доходы»(2500 денежек) цифру «Расходы»(2100 денежек).

        — Ура! Осталось еще 400 «самокатных» денежек! – закричали мушата.

        — Это совсем не «самокатные» денежки, это наши накопления,- заявил отец.- Накопления – это то, что остается от дохода нашей семьи после того, как мы  израсходуем денежки на все необходимое. Их можно отнести в банк. Если они хранятся в банке, то банк выплачивает  проценты.

        — Я хочу посоветовать, — сказала бабушка, — где взять лишние денежки.

        — Где? – спросили мушки дружно.

        — Вот сзади вас, малыши, кран, а из крана вода течет, а вон в коридоре лампочка горит, хотя еще и лучи солнца туда попадают. Но мы ведь платим за свет и за воду. За все приходится платить.

        — Вот это деловой разговор. Это экономия.

        Мушки бросились закрывать кран и гасить свет.

Вопрос:  

        — А на чем еще могли сэкономить мушки? Как вы думаете, они купили самокат? (Ответы детей.)

4. Физкультминутка

Утром  мушки проснулись,

Улыбнулись, потянулись,

Быстро сделали зарядку:

Лапки вверх, лапки вниз,

На носочки поднялись,

Лапки ставят на бочок,

На носочках скок-скок-скок.

А затем вприсядку,

Чтоб окрепли лапки.

5. Работа по  учебнику

        Читается текст «Семейный бюджет» (учебник, стр. 77-79).

         Вопрос:

            — О каких новых  видах дохода вы узнали? (Выручка от продажи, прибыль от работы фирмы, гонорар, процент по вкладу.)

            — Что такое «прибыль»? Как вы понимаете? (Ответы детей)

Решите задачу:

        Жужжик и Жижжик решили заработать. Они купили в киоске100 газет по рублю за каждую, и стали продавать их на автомобильных перекрестках по рубль пятьдесят за штуку. Когда все газеты будут проданы, какой доход (прибыль) получат мушата? (Ответ: 50 рублей.)

        Вопрос:                         

        -Что такое «гонорар»? Объясните. (Ответы детей).

        -Что такое «процент по вкладу», «банковский процент»? (Банковский процент – плата, которую вносит должник за предоставление ему в долг денег. Процент исчисляется, определяется в виде доли, части от величины суммы, предоставленной в долг или внесенной на вклад.).

        — Посмотрите на рисунки в учебнике на странице 79 и ответьте на вопрос: «Существуют ли виды доходов, которые не возможно запланировать?»

         — А бывают ли расходы, которые запланировать нельзя?

6. Тест.

7. Итог урока.

        Читается вывод в учебнике (стр. 80):

        «Для того, чтобы правильно вести домашнее хозяйство, нужен план доходов и расходов – семейный бюджет».

        — Составь рассказ по карточкам-опорам:

8. Домашнее задание.

            Выполнить задания 1, 3 (учебник, стр. 80).