Описание модуля «Экономика образования»

Содержание

1. Общие представления об устройстве модуля. 2. Цель модуля «Экономика образования». 3. Задачи модуля «Экономика образования». 4. Результаты реализации модуля «Экономика образования». 5. Тематическое наполнение модуля «Экономика образования».

6. Примерная сетка часов модуля «Экономика образования».

Общие представления об устройстве модуля

Изменения, происходящие в образовании все больше привлекают к себе широкие круги общественности, выдвигающей требования на скорейшее и эффективное разрешение накопившихся проблем в образовании. Проблемное поле, сформированное представителями общественности многообразно: от состояния здоровья учащихся до содержания образования и эффективности классно-урочной системы в целом. Решение этих проблем требует параллельных изменений: а) в экономике образования; б) в подходах к управлению;

в) в содержании образования.

Изменения в экономике образования, начиная с 1992 года в основном сводятся: • к оптимальному разделению финансовых потоков между федеральным,  региональным и муниципальным уровнями; • к переходу на нормативное бюджетное финансирование; • к внедрению в практику работы образовательных учреждений платных  образовательных услуг; • к оформлению образовательного учреждения как самостоятельного  хозяйствующего субъекта; • к созданию системы многоучредительства образовательных учреждений;

• к активному привлечению негосударственных источников финансирования.

Настоящее учебное пособие представляет собой обзор различных теоретических положений и практических разработок, активно используемых в практике работы двух участников базовой площадки модуля «Экономика образования» — РОНО Советского района г.Красноярска и Центра образования г.Канска.

Содержание модуля включает в себя деятельностный блок и образовательный блок, выстроенные по принципу взаимной дополнительности. Модуль рассчитан на работу с тремя целевыми группами слушателей.

При работе с первой целевой группой слушателей, ориентированной на освоение «ставшей», и уже технологически оформленной на базовой площадке деятельности образовательных структур, использующих новые схемы экономической организации — образовательный блок является основным. Он состоит из: • теоретической части; • учебно-методического комплекса; • пособия для преподавателя;

• хрестоматии.

Базовая площадка модуля представляет собой «набор мест» на территории края, где осуществляется устойчиво воспроизводящаяся практика использования новых экономических схем организации. Деятельностный блок для первой целевой группы слушателей состоит из процессов, встроенных в образовательный блок – целеполагание, самоопределение, рефлексия, проблематизация и из работ, обеспечивающих общее интеллектуальное сопровождение и адресное методическое обеспечение по воспроизведению практики попечительства слушателями.

При работе со второй целевой группой слушателей, ориентированной на развитие уже имеющихся собственных проектов (проектных идей), основным является деятельностный блок. Он состоит из открытых презентаций различных участников базовой площадки, процессов самоопределения слушателей и кооперации проектов (проектных идей) участников и слушателей. Базовая площадка в этом случае представляет собой «набор мест» на территории края, где в режиме становящейся деятельности осуществляется оформление различных предметностей новой экономической деятельности и легализация необходимых деятельностных позиций. На сегодняшний момент это становящаяся деятельность, результатом которой будет оформление, например, таких предметностей экономической деятельности как оптимизация финансово-организационных схем сферы образования.

Образовательный блок строится совместными усилиями участников базовой площадки и слушателей. Его предназначение – ликвидация образовательных дефицитов (удовлетворение образовательных запросов, потребностей) слушателей.

При работе с третьей целевой группой, ориентированной на системные изменения сферы образования основным является деятельностный блок. Он состоит из работ по порождению новой предметности в области экономики образования, связанной с порождением эффективных форм сетевого взаимодействия. Образовательный блок представляет собой «сумму» самообразовательных совместных деятельностей.