Описание опыта работы Авдеева Виталия Владимировича

Описание педагогического опыта учителя экономики и предпринимательства Авдеева Виталия Владимировича

Стремительные перемены нашего времени не обошли стороной и школьное образование. 30 июня 1999 года Министерство образования РФ утвердило обязательный минимум содержания среднего (полного) образования по экономике, включающей в себя раздел «Экономика управления фирмой» — «Основы предпринимательской деятельности» или «Введение в бизнес».

Сегодня очень часто возникает вопрос: «Нужно ли учить предпринимательству школьников?» Ведь это затраты ресурсов, сил, духовной энергии самих учеников и тех, кто их учит. Как свидетельствует статистика, людей, способных заниматься предпринимательской деятельностью, всего несколько процентов. То есть из целого класса предпринимателями станут не более двух человек. На мой взгляд, задача школы – это не выпуск «готовых» специалистов: менеджеров, маркетологов, бухгалтеров и др. Школа должна формировать мировоззрение ученика, адекватное времени, помогать развивать его интересы. Постоянно изменяется объем и качество знаний. Школа должна это учитывать. Современному ученику надо многое знать и уметь, разбираться во многих посильных проблемах, активно участвовать в преобразовании собственной жизни, понимать свои потребности, уметь согласовывать их с потребностями их с потребностями других людей.

Хорошо, если человек сам всему этому научится, захочет в обычном найти новое, а если нет, значит, ему необходимо показать, что новое существует, что обыденное можно и нужно изменить, что нельзя сидеть на месте, а нужно постоянно двигаться, работать, совершенствоваться. Описанный процесс ранней экономической социализации школьников требует грамотного педагогического, психологического, организационно-управленческого сопровождения и поддержки. Именно это и должно было обеспечить внедрение бизнес – дисциплин в систему среднего (полного) общего образования. Однако опыт первого десятилетия организации экономического образования в нашей стране показывает, что до сих пор не сформулировалось окончательное решение вопроса о том, на каких правах, в каком качестве и в каком объеме должны изучаться «Основы предпринимательства».

В существующих федеральных программах данный раздел содержится в курсе экономики, либо как самостоятельный курс в небольшом по объему экономическом разделе образовательной области «Технология». В ряде региональных программ (Новгород, Самара, Ярославль и др.) предлагается изучение «Основ предпринимательства» отдельным курсом в старших классах, при условии изучения экономики с первого по одиннадцатый класс. Мной в Маломинусинской школе с 1999 года осуществлена попытка разделения экономической теории и основ предпринимательства, то есть «Введение в бизнес» является самостоятельным курсом. При разработке содержания курса я поставил задачу выдержать при изучении бизнеса четкие мивоззренческие позиции и не размывать образовательные и воспитательные цели. Поэтому на моих уроках учащиеся узнают не только прикладные аспекты предпринимательства, обычно связанные с попыткой реализации (в любой форме) того или иного вида бизнеса, но и осознают истинный смысл и назначение предпринимательской деятельности.

В рамках представленной структуры предмета разделяется множество профессиональных понятий, принадлежащих к разнообразным сферам знания, однако главенствует над всем этим понимание их совокупного взаимодействия, направленного на достижение конкретной единой цели – повышение уровня жизни людей. Через рассмотрение предпринимательства под таким углом зрения на уроках «Экономики» и «Введения в бизнес» делаю попытку решения задач профессиональной ориентации школьников. Ведь при прохождении курса им приходится «работать» различными специалистами, определять их предмет деятельности и автоматически представлять себя в этой роли в будущем.

При изучении разделов курса происходит углубление экономической и правовой культуры школьников через овладение учебным материалом, активизация творческой деятельности детей на современном учебном материале, развитие поисково-исследовательских видов деятельности (в частности ТРИЗ), развитие умений объединять и использовать знания из разных областей.

Важнейшей своей задачей как учителя, ведущего данный курс, я считаю не столько преподнесение ученикам определенного объема знаний в этой области, сколько выработку у школьников навыка решения проблем коммуникаций, анализа ситуаций. При этом у меня всегда актуальна проблема выбора методов преподавания, позволяющих добиваться поставленных целей.

В своей работе я использую активные формы обучения, позволяющие каждому ребенку проявить свою индивидуальность, самостоятельно выбирать вид работы, подходить к работе творчески. На практике я применяю моделирование или рассмотрение конкретных ситуаций (кейсов), методику ТРИЗ, деловые игры, метод проектов и др. При этом занятия провожу в форме контролируемого обсуждения, свободного обмена мнениями, работе в группах, самостоятельной работе и др. В зависимости от специфики класса и сложности конкретной темы я выбираю и форму подачи материала: индуктивную или дедуктивную. Индуктивная форма основывается на переходе от частного к общему, на первичном рассмотрении примера. Дедуктивная форма предполагает первоначальное объяснение теоретических положений с последующей их иллюстрацией. С помощью индуктивного метода обычно подвожу школьников к формулированию положений, а с помощью дедуктивного демонстрирую ученикам (или они классу) способы применения.

Особую роль в изучении курса отвожу методике ТРИЗ, позволяющей развивать возможности и способности детей, часто не востребованных при традиционном обучении. В своей работе я стараюсь решить вопросы формирования творческого мышления и способности принимать нестандартные решения. Ведь при изучении кейсов, участие в деловых играх, выполнение проектов необходимо уметь рассуждать, гибко подходить к проблемам, мыслить, самим делать выводы, находить новые подходы и решения. Все это возможно, если создать детям необходимые условия, учить изобретательству. В качестве примера использования ТРИЗ на уроке можно привести использование метода мозгового штурма для нахождения наиболее рационального решения, способа действия и др.

Например, рассматривая маркетинговую политику малого предприятия в условиях совершенной конкуренции, можно предложить учащимся придумать наиболее рациональный способ действия, которые бы позволили предприятию быть наиболее конкурентоспособным.

Одним из активных методов изучения бизнес-дисциплин является рассмотрение конкретных ситуаций (кейсов). Подготовка системы ситуаций – это достаточно трудное и кропотливое занятие. Обычно подготовка основывается на переработке литературных источников.

Проще подготовить «тематическую» конкретную ситуацию, которая будет использоваться при изучении определенной темы. Здесь возможна серьезная проработка кейсов, определение практически всех возможных направлений развития ситуации. Однако при этом имеется и серьезный недостаток: разобранная и проанализированная ситуация не может использоваться далее, так как полностью исчерпывает себя.

Сложнее разработать «сквозную» конкретную ситуацию, которая содержит разностороннюю информацию о деятельности реальной или придуманной организации. Здесь невозможно полностью предусмотреть все возможные варианты развития событий, поэтому часто при рассмотрении могут возникать различные сложности, требующие серьезного анализа. Однако при этом данный кейс ребята рассматривают во всех темах курса, а ранние наработки используют в дальнейшем.

Составление конкретной ситуации упрощается, если с самого начала определить цель рассмотрения кейса. Тематические кейсы я стараюсь разрабатывать такими, чтобы события, описываемые в них, относились к прошлому, а изложенный материал имел описательный характер. Такой кейс служит прекрасной иллюстрацией рассмотренных на уроке теоретических положений. «Сквозной» кейс, как показал опыт, должен быть проблемным и описывать ситуацию настоящего времени. При этом материал должен иметь элементы описания и ставить проблемы на будущее.

Было установлено, что кейсы проблемного характера развивают у ребят способности анализа и оценки, а кейс, ставящий проблемы будущего, стимулирует развитие навыка принятия решения. Например, при изучении темы «Акционерные общества” рассматривается история появления АО в России. Одним из этапов разгосударствления предприятий была приватизация 1992 года.

Для закрепления изученного материала полезно рассмотреть следующую конкретную ситуацию:

В приватизационной программе 1992 года официально были провозглашены следующие цели приватизации:

  1. Формирование слоя частных собственников, содействующих утверждению социально-ориентированной экономике.
  2. Повышение эффективности работы предприятий.
  3. Социальная защита населения и увеличение государственного финансирования социальных программ за счет средств, поступающих от приватизации.
  4. Содействие финансовой стабилизации в стране.
  5. Обеспечение конкурентной среды и демонополизации народного хозяйства.
  6. Привлечение иностранных инвестиций.
  7. Создание условий для расширения масштабов разгосударствления.

Какие задачи можно считать выполненными на сегодняшний момент.

При изучении темы «Основные фонды предприятия” рассматривается вопрос о необходимости инвестирования в производство.

В настоящий момент иностранные граждане неохотно вкладывают деньги в Российскую экономику. Одновременно поток инвестиций в страны Азии растет. Каковы причины этого явления.

Одной из форм совершенствования теоретических знаний и практических навыков я считаю деловые игры. Цель деловой игры – смоделировать определенные управленческие, экономические, психологические, педагогические ситуации и сформировать умения анализировать их и принимать оптимальные решения.

Деловые игры по экономике провожу во время урока, однако они требуют много времени для подготовки, особенно со стороны участников. Ведь они должны быстро стать единой командой, четко представлять свои цели и задачи, разработать план работы, а на все это отводится 40 минут. Поэтому задания и цели игры объясняю классу заранее, а на подготовку к игре отвожу не менее двух дней.

Деловая игра – это действие. Действие, активизирующее мыслительную деятельность и формирующее практические и деловые качества. Все это способствует более качественной подготовке учащихся. Сценарии деловых игр уже достаточно разработаны в методической литературе, однако их необходимо оптимизировать под конкретную учебную ситуацию, уровень подготовки класса и др. Такими играми являются как простые «Аукцион», «Викторина», так и более сложные «Фондовая биржа», «Прибыльное производство», «Конкуренция фирм», «Рыночная цена», «Рынок труда” и др. Такие игры способствуют формированию общей экономической культуры учащихся, стимулируют творческий подход к делу, воспитывают у игроков качества делового человека. Кроме того, в игре можно наиболее полно показать и освоить современные формы организации трудовой деятельности и экономических отношений.

Давно замечено, что успешность подростка — это отношение человека к возможностям собственного познания и преобразования природы, самого себя.

Под обучением, удовлетворяющим такому критерию, я подразумеваю нестандартный способ организации образовательных процессов, ориентированный на оказание индивидуальной помощи ребенку в его личностном и профессиональном самоопределении, приобретение личностного и профессионального опыта в процессе обучения, выработку у учащихся стремления и умения самостоятельно добывать и использовать новые знания.

Обеспечить реализацию данного критерия можно, используя метод проектов.

В современной педагогике метод проектов используется наряду с предметным систематическим обучением как компонент системы продуктивного образования. Поэтому в программе «Введения в бизнес» предусмотрено около 10% учебного времени на выполнение проектной работы.

Работу учащихся по методу проектов строю как индивидуальную самостоятельную работу, так и групповую. Это позволяет учащимся приобретать коммуникативные навыки и умения. При этом учащиеся сами выбирают себе группу единомышленником, распределяют обязанности.

Учебные бизнес проекты содержат в себе проблему, требующую решения, а значит, формулируют задачи. Эти задачи подбираю таким образом, чтобы они были привлекательными и стимулировали повышение мотивации к проектной деятельности, т.е. выбор задания осуществляется непосредственно учащимися, исходя из потребностей, интересов, знаний и других факторов. Используя метод проектов, дети постигают всю технологию решения задачи – от постановки проблемы до представления результата.

Проекты по курсу «Введение в бизнес» – это комплексный процесс. Проекты создаются по самым разным отраслям человеческой деятельности (от создания кафе, магазина, до предприятия производственного, ремонтного профилей). Благодаря этому учащиеся знакомятся с «взрослыми» проблемами, приобретают навыки решения актуальных вопросов современности, связанных с технологией, психологией, безопасностью человека и природы, экономикой. В процессе выполнения проекта школьники впервые встречают задачи, где нет единственно правильного решения. Поэтому со временем снижается боязнь ошибочных действий, которые могут снизить оценку. Появляется желание конструктивно разобраться в проблеме, чтобы избавиться от существующих недостатков и добиться желаемого результата.

Выполняемые учащимися проекты позволяют выявлять интерес каждого школьника по уровню успешности различных видов учебной деятельности по отношению к процессу деятельности и ее результатам. Было замечено, что практическая деятельность и опыт работы оказывают сильное влияние на индивидуальное саморазвитие учащихся. Традиционные школьные курсы перегружены учебной информацией, что приводит к заметному разрыву между теорией и практикой. По моему мнению, знания наиболее качественны, если они приобретаются в процессе решения практических задач. Это значит, что знание образов действий необходимы не до решения практических задач, а во время решения. Одновременно поиск решения практических задач актуализирует необходимость приобретения знаний, активизирует познавательную деятельность.

Широкие возможности для проектной деятельности открывают информационные технологии. Ведь благодаря компьютерной технике учащиеся способны создавать красиво и правильно оформленные проекты, выполняют презентации, создают почти профессиональную рекламу продукции…

За период с 1999 по 2002 годы были разработаны до уровня практической реализации следующие проекты:

  • Загородное кафе;
  • Ремонтно-строительная бригада;
  • Магазин товаров для детей;
  • Продовольственный магазин;
  • Интернет – клуб и др.

К сожалению, недостаток практического опыта, специализированных знаний учащихся, а главное – сложная социальная ситуация и недостаток денежных средств не позволили реализовать эти, неплохо, продуманные проекты.

Анализ педагогической работы в преподавании курса «Введение в бизнес” показывает, что использование проектной деятельности полностью оправдывает себя в рамках существующей системы школьного обучения. Я считаю, что метод проектов является эффективным способом мотивации учебной и практической деятельности подростков, а опыт, приобретенный в ходе работы над проектом, в дальнейшем поможет подросткам реализовать свои возможности. О том, что предмет вызывает у учащихся интерес, говорит то, что многие выпускники выбирают экзамен по «Введению в бизнес” среди экзаменов за курс средней школы. Я считаю, что рассмотренные методы обучения совместно с представленными курсами способствуют воспитанию в школьниках настоящих хозяев, способных эффективно трудиться, умеющих рассчитывать и предвидеть результаты своего труда, осознающих свои экономические права и обязанности.