Описание опыта работы
Фомина Марина Александровна
учитель истории и обществознания сш. №3 г. Ачинска Красноярского края
Анализ современного состояния школьного образования свидетельствует, что его уровень в последнее десятилетие неуклонно снижается. Школа не справляется со своей главной задачей, предъявляемой обществом, – обеспечить подрастающее поколение необходимой ориентировкой и средствами самоопределения в трудовой, социальной, политической и экономической жизни. Отсюда большинство негативных явлений в молодежной среде: асоциальное поведение, алкоголизм и наркотизм, отчуждение от труда, пренебрежение к культуре своего народа, отсутствие интереса к жизни.
В школе господствуют технократические программы, низкий уровень гуманитарного, этического и эстетического воспитания. Ряд важнейших дисциплин, отражающих современные представления науки о человеке (психология, социология, логика, культурология и др.), отсутствует в учебных планах.
Методы школьного обучения и воспитания зачастую отличаются авторитарностью и не обеспечивают ребенку свободу выбора деятельности. Дети и подростки пассивны, у них слабая мотивация на учебу, у многих формируется убеждение, что знания, даваемые школой, в жизни не пригодятся.
Между тем общество нуждается в высокообразованных, инициативных и предприимчивых молодых людях, которые должны быть готовы к новым общественным отношениям, социально защищены, должны быть подготовлены к встрече с трудностями в условиях конкурентной деятельности; способны к саморазвитию и непрерывному совершенствованию себя. Поэтому встает вопрос, как изменить подходы к обучению и воспитанию, чтобы выпускник школы соответствовал требованиям общества?
Я в своей работе делаю ставку на присущие детям природные потребности саморазвития, на стремление к самовыражению, самоутверждению, самоопределению и самоуправлению. Ребенок должен быть не объектом, а субъектом обучения и воспитания. Использование названных потребностей для мотивации учения и воспитания открывает огромные резервы повышения качества школьного образования, дает установку личности осознанно и целенаправленно улучшать самоё себя.
В современной школе приоритетными должны стать такие характеристики образования, как его дальнейшая гуманизация и демократизация. Чтобы личность успешно развивалась, необходимо ей предоставить свободу, самостоятельность, удовлетворить ее интересы, потребности. Школа должна предоставить ученикам широкий выбор профиля и уровня образования, а также занятий по интересам – внутришкольная дифференциация и индивидуализация обучения. Необходима также поддержка и развитие школьного самоуправления, детских инициатив, организаций. Мы, учителя, в своей работе должны быть ориентированы на равноценность воспитательной и образовательной сфер в развитии личности при ведущей роли воспитания.
Мой взгляд на воспитание
- личностный подход в воспитании (и в обучении): а) это вера в талантливость, красоту, чистоту личности каждого ребенка, отношения сотрудничества, сотворчества; б) учет возрастных и индивидуальных особенностей ребенка при формировании его Я – концепции на диагностической основе, отслеживании ее изменений, коррекция недостатков; в) учет психологических закономерностей развития личности; г) применение и развитие умений рефлексии;
д) формирование высоконравственного отношения личности к себе (адекватная самооценка, самоуважение, достоинство, честь, совесть) и к миру (гуманистическое, демократическое, экологическое мышление).
- деятельностный подход предполагает особо важную роль внеурочной сферы жизнедеятельности ребенка как пространства, где формируются практические умения и навыки самосовершенствования. Деятельность должна быть продуктивной, творческой, а не только репродуктивной.
- направленность на социализацию, связь с социумом. Ведущая направленность развития личности – это подготовка к жизни, обеспечение выпускников школы всем необходимым для их последующей самостоятельной жизнедеятельности в открытой среде.
Для этого необходимо:
- решать задачи социальной адаптации и социальной автономизации;
- стремиться обеспечить оптимальное развитие каждого ребенка в соответствии с его индивидуальностью;
- формировать жизненное и профессиональное самоопределение подростка;
- помогать и проводить профилактическую работу с трудновоспитуемыми детьми и подростками;
- использовать идеи социальных ситуаций-проб, т.е. упражнений по самооценке учащимися своих возможностей и выбору способов поведения в различных социальных ролях. Благодаря этому у молодых людей формируется определенная социальная позиция и социальная ответственность, которые и являются основой для их дальнейшего вхождения в социальную среду.
В обучении я делаю ставку на проблемно –ориентированный рефлексивный подход. Под проблемным обучением я понимаю такую организацию учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.
Поэтому в моем педагогическом арсенале есть такие методические приемы создания проблемных ситуаций:
- я подвожу школьников к противоречию и предлагаю им самим найти способ его разрешения;
- сталкиваю противоречия практической деятельности;
- предлагаю классу рассмотреть явление с различных позиций (например, юриста, экономиста, социолога, психолога, педагога);
- побуждаю учеников делать сравнения, обобщения, выводы из ситуаций, сопоставлять факты;
- ставлю проблемные задачи;
- определяю проблемные теоретические и практические задания (например, исследовательские).
Считаю, что для реализации проблемной технологии необходимы:
- отбор самых актуальных, сущностных задач;
- определение особенностей проблемного обучения в различных видах учебной работы;
- личностный подход и мастерство учителя, способные вызвать активную познавательную деятельность ребенка.
Думаю, на проблемных уроках учатся не только ученики, но и сам учитель. Только учитель, развивающийся совместно со своими учениками, нужен современной школе.