Описание опыта работы Моховикова Юрия Александровича

Описание опыта работы
«Мои первые шаги в образовании»

Моховиков Юрий Александрович
учитель истории Центрального района г. Красноярска

Non scholae, sed vitae diseimus –учимся не для школы, а для жизни.

Древние

История не занимается мёртвым прошлым. Обличает она или льстит, пророчествует или же мудрствует адресат её всегда один – живой человек. Вне его интересов она теряет смысл. Мне думается, что школа должна воспитывать человека, для которого самыми престижными будут вечные ценности, как патриотизм, гражданственность, честь и честность. На одном из всероссийских конкурсов «Учитель года», выступавший в номинации «Инновации в образовании», учитель разделил преподавание истории на три разновидности: история для граждан, история для Бога, история для поданных.

Я – за историю для граждан, поскольку именно в ней можно оперировать такими понятиями как честь, достоинство, активная гражданская позиция.

Основная цель, как мне думается, гражданского – воспитание активного гражданина, живущего в демократическом государстве.

Для того, чтобы подрастающий человек стал активным гражданином необходимо, чтобы он овладел гражданскими компетентностями и освоил ценности, присущие гражданскому обществу.

Но что же такое гражданская компетентность?

«Гражданская компетентность – это качества и квалификационные харатеристики гражданина» — так трактует это понятие немецкий учёный Мюнклер. Наш земляк, директор школы «Универс», Башев Вячеслав Владимирович, даёт следующие понятие: «Эффективный деятель современного общества владеет следующими основными компетентностями:

  • исследовательская компетентность
  • коммуникативная компетентность
  • компетентность по принятию решений
  • компетентность по реализации принятых решений
  • учебная компетентность»

Есть ещё много точек зрения учёных, какие конкретно компетентности должны быть у активного гражданина демократического общества, но я считаю, что компетентность — совокупность способностей, позволяющих активно, ответственно и эффективно реализовывать свои права и выполнять свои обязанности, направленные на улучшение всего общества.

Как можно этому научить? Как можно сделать так, чтобы знания (на каком-то этапе) совпали с деятельностью?

А может быть, сначала задать себе вопрос ни как, а где?

Я думаю, что лучшего места, чем школа и лучших предметов, чем история и обществознания для этого трудно найти.

Именно здесь школьники могут приобрести опыт освоения основных социальных ролей: члена семьи, гражданина, избирателя, собственника, потребителя…

Я пытаюсь, чтобы на моих уроках ребята переживали определённые моменты, и на основании этого у них формировалось уважительное отношение к иному мнению, толерантность, нетерпимое отношение к ксенофобии, этнофобии, шовинизму.

Мы учимся вместе диалогу и разрешаем конфликтные ситуации, стараемся вместе сделать выбор в сложных условиях.

Уроки истории и обществознания – благодатная почва для усвоения идеалов и ценностей демократического общества, патриотизма, осознания себя в качестве носителя гражданских прав и свобод, гражданина России.

Уверен, что не надо преподносить школьникам уже готовые знания, не надо «скармливать» уже пережёванное. Можно проиграть, если давать историю и обществознание как абсолютно закономерный процесс. Необходимо, чтобы всегда на уроке присутствовала Её Величество Интрига.

Ведь если всё закономерно, то зачем быть активным гражданином – всё равно, без суеты и спешки, одно общество будет сменяться другим, произойдёт экологическая катастрофа или будет что-то ещё. Главное здесь – это правильно выбрать конечную цель. И детям становится откровенно скучно…

Знаменитый американский социолог Питирим Сорокин убедительно опроверг идею теологического детерминизма. Человек – вот главное действующее лицо истории. И я согласен с ним.

Благодаря пониманию этой истины у учителя совершается поворот в преподавании – от Истории для подданных к Истории для граждан. Учитель должен неустанно, но осторожно стремиться к созданию на уроках атмосферы поиска истины. Только постоянно занимаясь поискам можно стать Личностью.

А значит — либо человек будет разочарован в истории, либо станет самостоятельным в выборе оценок и решений.

Я стремлюсь, чтобы ребята в зависимости от ситуации, научились индивидуальным приёмам усвоения исторического материала, выбрали свой, собственный оптимальный вариант решения проблемы, сформировали свой, индивидуальный стиль познавательной деятельности.

Но свой, только ему присущий стиль есть у ученика и у учителя. Учитель применяет на уроках приёмы, которые вписываются в его понимание преподавания общественных дисциплин, постоянно совершенствует их и учится, учится, учится…

Учителю, работающему в области гражданского образования, важно обладать не только специальными знаниями и навыками, но и общими профессиональными умениями и определёнными личностными качествами. Школа всегда воспроизводила социальный стандарт знаний, умений, навыков, ценностей и форм поведения, выполняя социальный заказ государства. Сегодня в школе как в зеркале отражаются новые социальные тенденции. Благодаря личности учителя образование способно осуществит прорыв к новым формам жизни и деятельности. В то же время парадокс гражданского образования в том, что педагог часто знакомит учеников с демократическими принципами в авторитарной форме.

Учителя – это первые взрослые, вводящие детей не в семейную, а социальную реальность. Поэтому, учитель должен создавать или пытаться создавать условия для успешного гражданского образования.

Я считаю, что не существует канонических трактовок демократических ценностей. Понимание этих ценностей должно быть основано на разуме, а также чувствах и опыте личности. Гражданское образование формирует уважение к другим людям, терпимость противоположной точке зрения, учит правилам общественной полемики. И тем самым инициирует цивилизованный диалог в обществе, а также даёт возможность каждому отдельному гражданину участвовать в обсуждении и выработке важных для общества решений.

Именно этому должна учить школа, если мы хотим вырастить не безразличных, не понимающих что происходит людей, а граждан, которые с гордостью скажут: «Я – гражданин России».

Какие же приёмы и методы, на мой взгляд, необходимы для воспитания граждан своего Отечества?

Решение многих социальных задач требует единовременного усилия многих людей. Поэтому, важно уметь сотрудничать с другими людьми, работающими вместе над решением общих задач. Именно такое сложное умение вырастает в опыте учебного сотрудничества. Оно особенно важно на занятиях по граждановедческим дисциплинам, поскольку на процессе построения сотрудничества в классе можно учиться анализировать и предвидеть сложные ситуации общения и взаимодействия.

Сотрудничество понимается мною, как идея совместной развивающей деятельности детей и взрослых, скреплённая взаимопониманием, проникновением в духовный мир друг друга, при анализе хода и результатов этой деятельности.

Как система отношений сотрудничество много перспективно, а важнейшее место в нём занимают отношения «учитель – ученик». Именно здесь я, как учитель, и мои ученики можем стать сотоварищами, партнёрами, составить союз более старшего и опытного с менее опытным (но обладающим преимуществом молодости); ни один из нас не стоит над другим.

Принцип сотрудничества распространяется и на все виды отношений учеников, учителей с окружающей социальной средой (родителей, семьёй, общественными и трудовыми организациями).

Групповая работа учащихся приобретает новое качество, если выполняются три основных условия:

  1. создаётся позитивная взаимозависимость участников группы сотрудничества
  2. обеспечивается индивидуальная оценка работы каждого члена группы в отдельности и группы в целом
  3. учащиеся осваивают и используют в ходе групповой работы навыки межличностного общения и сотрудничества.

Этот метод я применяю, когда ставлю задачу, чтобы школьники сами находили ответы на поставленные мною или жизнью вопросы. Уроки обществознания: «Глобальные проблемы современности», «Представительная демократия и политическое участие» и другие, даются мною с использованием этого метода.

На таких уроках для каждой группы разрабатывается задания, но важно, чтобы они работали на создание единого продукта. Тогда создаётся коммуникация, сотрудничество, помощь и желание найти всех волнующий ответ.

Поскольку я сам увлекаюсь историей вооружения, а точнее, историей морского флота то, на уроках посвящённых новым достижениям в науке и военном искусстве, ребята получают задания, отвечающие целям урока и преумножению их интереса к изучаемому предмету. Это и сообщения учащихся, составление ими кроссвордов, различных маленьких игр, в которых присутствуют новые термины, понятия. Задания по группам по решению внешнеполитических вопросов и их отношение к тому, как они решены. Всё это заставляет учащихся работать более активно на уроке и постараться принести на такие уроки, как можно большее число дополнительной информации.

Но, я считаю, что наш век – это век информационных технологий, то необходимо их применение на уроках. Ребята будут работать над тем, как вместе найти ответ на вопрос, решить волнующую их проблему и извлекать необходимую им информацию, используя информационные технологии. Так и хочется воскликнуть: «Где наши знания, затерявшиеся в поисках информации? Где наша мудрость, утонувшая в море знаний?»

Не утонуть, не пропасть, выплыть нам даёт хорошее знание компьютера, его возможностей.

Я применяю компьютер не только и не столько как печатающее и размножающее материалы, средство. Искренне считаю, что компьютер – это друг для каждого учителя, для того, кто хочет идти в ногу со временем.

Компьютер дат мне возможность:

  • иметь доступ к базам данных и средствам информационного обслуживания;
  • понимать различные формы и способы представления данных в вербальной, графической и числовых формах;
  • уметь оценивать и обрабатывать имеющиеся данные с различных точек зрения;
  • владеть техниками анализа статистической информации;
  • уметь использовать имеющиеся данные для решения конкретных задач.

Владея всем этим, учитель предстаёт перед учениками как посредник, который облегчает получение и переработку информации.

Я уверен, что совершенно понятно, что речь идёт не о том, чтобы научить школьников пользоваться соответствующими программными средствами (для этого есть уроки информатики). Учащиеся должны владеть этим инструментом в процессе собственной работы с данными, чтобы отвечать на вопросы, каковы эти данные, как они изменяются, как их можно оценивать.

Для уроков современной истории и обществознания это неоценимо, поскольку темы, посвящённые современному состоянию мира, не могут даваться только по учебнику. Разработанная совместно с моим коллегой «Активная карта» на компьютере даёт возможность не только увидеть многообразие этого мира, но и даёт проводить тестирования по различным темам.

Экран монитора – это новейшая контурная карта, которую заполняют учащиеся по заданиям учителя. Она может применяться как на уроках истории, так и на обществознании.

Например, урок – обобщение по курсу Всеобщей истории «Первая мировая война». Учитель даёт задание классу, который разбит на пары, подтвердить мировой, глобальный характер войны, выявив союзы, которые действовали в этот период. Учащиеся закрашивают страны, принадлежащие к Антанте одним цветом, а к Тройственному союзу – другим. Таким образом, перед ними предстаёт более выпукло картина противостояния держав в 1914 году.

На этом же занятии может быть дано задание о планах сторон. Учащиеся, при помощи цветных стрелочек, которые им заготовлены вместе с картой Европы, показывают планы Австро-Венгрии, Германии и России.

На этом уроке ребята не только закрепляют свои знания, полученные на уроках истории, но и совершенствуются в работе с компьютером.

Совместно с учителем истории нашей гимназии разработана компьютерная игра по сравнительному описанию истории, культуры, политической системы четырёх стран: Японии, Великобритании, России и США. Такой Метод позволяет заинтересовать учащихся и вынуждает их искать ответы на вопросы, поставленные в игре. Ведь в результате игры побеждает команда, которая быстрее доберётся в пункт назначения. Вопросы, сделанные в виде тестов, могут изменяться, в зависимости от того, какой период и что изучается в данное время. Самое главное, что ребята могут убедиться в том, что компьютер можно использовать разнопланово, а не только для «скачивания» из Интернета и игр.

Я на своих уроках стараюсь заинтересовать ребят, показать, что только знания дадут им возможность выбора в жизни, только умение критически осмысливать всё, что они узнают, даст им возможность обучения в дальнейшем.

Важно, что грамотное использование компьютеров помогает превратить школьников в активных участников учебного процесса. Компьютер меняет практику распространения информации в школе, даёт учителю новый уровень свободы в принятии решений об изменении организации и методов обучения, и принципиально меняет его работу…

Распространение НИТ ведёт к сближению школы и её ближайшего окружения, даёт возможность учащимся находиться в такой же быстро меняющейся культурной среде, пользоваться теми же инструментами, с которыми они столкнуться через несколько лет, выйдя из школы.

Я на уроках поддерживаю утверждение, высказанное Монтенем в его «Опытах»:

«Пусть наставник заставляет ученика как бы просеивать через сито всё, что он ему преподносит, и пусть ничего не вдалбливает ему в голову, опираясь на свой авторитет…»

Этой истины нужно придерживаться в преподавании всех дисциплин и только тогда мы увидим, что человек, которого выпускаем из школы, готов к жизни, готов выбирать свой собственный путь.