Описание опыта работы Мясоедовой Елены Андреевны

Описание опыта работы

Мясоедова Елена Андреевна учитель информатики

Новогородской средней школы Иланского района

Кто на себя глядит, свой видит лик, Кто видит лик свой, цену себе знает, Кто знает цену, строг к себе бывает,

Кто строг к себе – тот истинно велик!

Говоря о необходимости последовательной реализации личностно-ориентированного подхода в обучении и воспитании учащихся, необходимо всегда иметь в виду целостную личность ребенка с его эмоциональной, духовной сферой.

Школа должна создать условия для формирования личности, И это задача не только и даже не столько содержания образования, сколько используемых технологий обучения.

В этом нам могут помочь не в последнюю очередь новые педагогические и, разумеется, информационные технологии. Отделить одно от другого невозможно, поскольку только широкое внедрение новых педагогических технологий позволит изменить саму парадигму образования и только новые информационные технологии позволят наиболее эффективно реализовать возможности, заложенные в новых педагогических технологиях.

Из всего многообразия инновационных направлений в развитии современной дидактики мною была выбрана методическая тема «Метод проектов» по двум причинам:

  • во-первых, потому, что в условиях еще существующей у нас классно-урочной системы занятий они наиболее легко вписываются в учебный процесс, могут не затрагивать содержания обучения, которое определено образовательным стандартом для базового уровня. Вместе с тем, если речь идет о гимназиях, лицеях и других типах учебных заведений, предусматривающих иное содержание, более углубленное, профильно-ориентированное, то данная, технология хорошо сочетаются и с этими образовательными системами. Это — технологии, которые позволяют при интеграции в реальный учебно-воспитательный процесс достигать поставленных любой программой, стандартом образования целей по каждому учебному предмету другими, альтернативными традиционным, методами, сохраняя при этом все достижения отечественной дидактики, педагогической психологии, частных методик;
  • во-вторых, потому, что, на мой взгляд, эти истинно педагогическая технология, гуманистическая не только по своей философской и психологической сути, но и в чисто нравственном аспекте, обеспечивает не только успешное усвоение учебного материала всеми учениками, но и интеллектуальное и нравственное развитие детей, их самостоятельность, доброжелательность по отношению к учителю и друг к другу, коммуникабельность, желание помочь другим. Соперничество, высокомерие, грубость, авторитарность, столь часто порождаемые традиционной педагогикой и дидактикой, несовместимы с этой технологией.

Школьный курс по информатике и информационным технологиям можно разделить на два блока: алгоритмика и программирование, и информационные технологии.

Если первый блок предполагает востребованность в довольно узком кругу специалистов, то офисные технологии, а именно знание средств электронной обработки текста, графических изображений, электронных таблиц, используются наиболее широко. На уроках информатики необходимо дать учащимся ЗУН по работе с программами именно офисных технологий.

Изучая психологические особенности детей, уровень их усвоения предмета, пришла к выводу, что необходимо использовать кроме традиционных форм обучения и нетрадиционные формы. В каждом классе я провожу такие уроки.

Пятый и шестой класс.

Курс информатики проходим по программе «Первые шаги в мире информатики» (Тур, Бокучава). На своих уроках я стараюсь научить детей работать на компьютере и не боятся делать ошибки, стараюсь объяснить что из каждой трудной ситуации можно найти решение. Так на уроках дети учатся программировать «Колобком на шахматном поле», где они выступают в роли учителя, а колобок выполняет их команды (задания). Также в младших классах теоретический материал стараюсь подобрать в виде стихов, ребусов, интересных кроссвордов.

Например,

Здесь уютно, как в каюте, Информация живет. Чудо импульсы компьютер Сам сюда передает. И они гурьбой веселой Возникают там и тут,

В память импульсы, как пчелы,

Информацию несут….

Как называется устройство, на которое процессор выдает информацию? Попробуйте разгадать ребус:

А также на уроках мы путешествуем, играем в игры, отгадываем загадки.

Например, при изучении основных управляющих клавиш, играем в игру с карточками «Напечатай правильно слово» (используя основные управляющие клавиши).

Седьмые – девятые классы.

Курс информатики проходим по учебнику Семакина «Базовый курс 7 – 9». Важнейшим стимулом в изучении информатики для учеников является работа за компьютером. Поэтому даже при изучении теоретических вопросов использую подходящие для этих целей педагогические программные средства. В среднем звене я также использую игровые формы, а именно, в этом году 7 класс играл в игру «Журналист», 8 класс выбирали самое «Слабое звено» в своем классе, 9 класс зарабатывал себе капитал, решая разноуровневые задания. Уроки информатики проходят и в форме диспутов, лекций, семинаров и проектных работ.

На уроках в среднем звене стараюсь показать, что на компьютере можно решать задачи из разных школьных дисциплин. Так при изучении темы электронные таблица мы решаем задачи из курса математики: решение линейных, квадратных уравнений, нахождение синусов и косинусов, построение графиков функций, преобразование графиков, построение «объемных» графиков; из курса экологии, экономики, географии, физики, химии.

При объяснении нового материала я использую опорные конспекты – таблицы. Для мотивации к изучению предмета мною были созданы тесты на компьютере, где оценка за тест выставляется самим компьютером сразу по окончанию работы по данному тесту.

Десятый и одиннадцатый класс.

В старших классах одним из методов организации обучения и контроля знаний учащихся использую модульно – рейтинговую технологию. Где измерение знаний производиться по многобалльной шкале. Сумма баллов, заработанная обучаемым при изучении знаний, равна его индивидуальному рейтингу.

Например, по теме «Архитектура ЭВМ. Устройство персонального компьютера. Программное обеспечение. Операционная система.» учащимся необходимо заработать 35 баллов. Из них за контрольный тест – 15 баллов, за домашнии задания – 7,5 баллов, за практические задания – 12,5 баллов.

На своих уроках использую мультимедийные диски, но так как в школьной медиотеке их недостаточно, то создаю по некоторым темам свои электронные учебники (на языке HTML) и использую их на уроках.

В нашей школе используется методика курсового проектирования. Учащиеся на уроках материальных технологий, пользуясь консультациями учителя – предметника, изготавливают наглядные пособия, а на уроках информационных технологии оформляют пояснительные записки к своим проектам. Идея курсового проектирования, когда ученик работает над какой – либо темой определенное время, имеет конкретную цель, использует знания, приобретенные на других уроках, и получает в итоге результат своего труда, который можно посмотреть, распечатать и использовать, очень эффективно.

Мною была опробована идея курсового проектирования на уроках и во внеклассной работе. Результатом которого является презентации «Новогородская школа», Web – страницы «Альбом выпускного класса», «Мое любимое село», «Сайт школы», где каждая страница – личный вклад учащегося. На будущее я планирую продолжит эту работу с использованием межпредметных связей, изготовление материалов для оформления кабинетов и учебных пособий по географии, физике, химии, истории, биологии и др., при этом учителя – предметники окажут помощь в выборе тем и подборе материала.

В последнее время интерес к решению задач с использованием информационных технологий стремительно растет не только у преподавателей информатики, но и учителей других дисциплин.

Например, были созданы тесты и демострация теоретического материала по курсу ОБЖ тема «Ориентирование на местности и выход к населенным пунктам». А также провожу комбинированные уроки по математике и информатике, класс разбивается на группы и каждой группе выдается карточка с заданием по информатике и математике.

Карточка №1

  1. Изобразите на экране компьютера все виды четырехугольников. Назовите свойства этих четырехугольников.
  2. Сколько сторон имеет выпуклый n – угольник, если сумма его внутренних углов равна 12600? Может ли сумма внутренних углов n – угольника равняется 7800?

Карточка №2

  1. Сформулируйте определение параллелограмма.Изобразите на экране компьютера параллелограмм и обозначьте его вершины. Укажите его противоположные углы параллелограмма; пару его смежных сторон; диагонали параллелограмма.

    Сформулируйте свойства параллелограмма.

  2. В параллелограмме АВСЕ проведена биссектриса острого угла А, которая пересекает сторону ВС в точке К, а продолжение стороны СЕ – в точке М.Найдите стороны параллелограмма АВСЕ, если ВК = 7 см, СМ = 2 см.