Описание опыта работы Свинцова Павла Владимировича
Одна из основных проблем волнующих меня сегодня это соуправление на уроке в старших классах. То есть решение проблемы перехода в управлении от режима подготовки кадров (когда цели, содержания и формы взаимодействия принадлежат учителю) в режимы обучения и образования (когда цели, формы и содержание вырабатываются за счет специальной работы между преподавателем и учащимися, или они принадлежат самим ребятам).
Главное противоречие необходимое решить в процессе работы, это внутришкольное и внутриурочное управление олицетворением, которого было и есть “руководство и контроль” с одной стороны и использование в управлении более гибких методов, в значительной степени основанных на взаимном согласии между учителем и учениками с другой.
Одно из оснований обновления образования это компетентностный подход, включающий в себя ряд многофункциональных, надпредметных компетенций в различных сферах деятельности. В том числе самостоятельность в познавательной деятельности, навыки самоорганизации и самоуправления.
Таким образом, заявляется о необходимости научить учеников учиться самим. На мой взгляд, задача состоит в том, чтобы сделать участников образовательного процесса, способными к совместным действиям путем постановки общих целей, правильной структуры организации, воспитания необходимых управленческих навыков для обеспечения саморазвития.
Но решение этой задачи должно осуществляться не через приказ, а через добровольное повиновение, которое становится возможным, когда ученик, во-первых: также рассчитывает на некий полезный для себя результат. Во-вторых: эта уверенность формируется у него на основании осознанного выбора и ответственности. В связи с этим учитель постепенно из главной фигуры урока- управляющего превращается в координатора-наставника совместной образовательной деятельности учеников, для достижения общей цели, не называя свои готовые цели, задачи и решения.
В целом же смысл заключается в том, что на уроке в старшем звене школы, необходимо перераспределить организационно-управленческие функции за счет частичного изъятия их у преподавателя и передаче ученикам. По сути, речь идет о передачи учащимся функций целеполагания, постановки задач, круге решаемых вопросов. а так же функций выработки направления образовательного действия на уроке.
Совершенно очевидно, что новые цели и задачи требуют и несколько иных принципов педагогической деятельности. Главный принцип это изменение отношения к ученику, к его роли и месту в учебном процессе. Если попытаться схематизировать представление об ученике-старшекласснике, примерно получается следующая схема:
Что есть? (руководство и контроль,основные принципы) |
К чему стремится? (соуправление,основные принципы) |
|
|
Как уже отмечалось при таком подходе к учащимся, качественно меняется роль учителя в процессе учения. Причём на разных этапах урока степень его участия в действительности школьников различна. Это можно продемонстрировать более наглядно в схеме, где выделены определённые этапы урока.
Значимость учителя и ученика в деятельности на том или ином этапе отмена размером символической фигурки. Графическое представление взаимодействие в ходе работы, демонстрирует, что учитель выступает на большинстве этапов в роли консультанта и помощника, а акцент обучение делается не только на содержание учение как самоцель (что нужно делать?), но и на процессе применения имеющихся знаний (знать как?). В этом случае, меняется и роль учащихся в учении: они выступают активными участниками процесса, а не пассивными исполнителями.
При этом неизбежно происходит формирование критического мышления, которому трудно научить при обычной форме обучения. У учащихся вырабатывается свой аналитический взгляд на информацию.
При этом ребята свободны в выборе способов и видов деятельности для достижения поставленной ими цели.
Задача педагога заключается в том, чтобы в процессе урока реализовалась логическая цепочка: от “выбора” образовательных задач и формы их выполнения (индивидуальная, групповая) до рефлексии по поводу полученных результатов. И “выбор” и рефлексия основываются на “интересе” ученика, поэтому так важна мотивация в начале и в завершении образовательного процесса, чтобы по возможности акцентировать внимание на выборе нового творческого задания.

Самое интересное, что неудачно выполненное задание также имеет большое положительное педагогическое значение. На этапе проверки и оценки результатов, предполагающих определенный самоанализу (5), а затем на защите (6) учитель и учащиеся самым подробным образом анализируют логику, выбранную учениками, объективные и субъективные причины неудач. Понимание ошибок создает у учащихся мотивацию к повторной деятельности. (Ведь это свой выбор — своя ответственность). Подобная рефлексия позволяет сформулировать у учащихся адекватную оценку (самооценку) окружающего мира и себя в нем.
На последних этапах мы видим, что педагог и учащиеся анализируют и оценивают результаты деятельности. Но существует, по крайней мере, два результата. Первый (скрытый) — это эффект от включения школьников в “добывание знаний” и их логическое применение: обучение выбору, осмысление как его последствий, так и результатов собственной деятельности. Здесь можно записывать очень краткие резюме по результатам наблюдений за учащимися. Так как именно эта составляющая может остаться вне сферы внимания учителя. Второй результат – это собственно выполненное задание. Вполне понятно, что обычная пятибалльная оценка при этом не очень подходит. Хотя иногда можно оценить отдельно: полученный результат, его защиту или его оформление. В качестве экспертов могут выступать как сам педагог, так и ученики. Наверно, возможно применение рейтинговой оценки, когда подсчитывается среднеарифметическая величина.
При неудовлетворительном выполнении текущего задания, его можно заменить дифференцированным зачетом по учебной теме, но это, как правило, крайний случай.
В процессе совместной деятельности появляется совместный продукт (результат), как уже отмечалось, это, прежде всего те личностные качества, которые развиваются лишь в деятельности. В первую очередь:
- умение сорганизовывать свою работу и самоопределится.
- умение брать ответственность за выбор, решение:
- умение разделять эту ответственность:
- умение анализировать результаты своей деятельности:
- способность подчинять характер, волю, темперамент, время интересам общего дела.
Резюме: В направлении своей работы по проблеме соуправления в школе, на уроке в старших классах используются некоторые положения менеджмента, его теоретические одежды, которые, на мой взгляд, можно примерить на себя с целью выбора нужной, удобной, отвечающей потребностям времени концепции. Многие положения менеджмента, при серьезном их переосмыслении с точки зрения управления школой, уроком могут дать толчок дальнейшему его развитию в направлении гуманизации и демократизации образования, его перестройки в соответствии с теми задачами, которые выдвигает сегодня перед школой наше общество.