Описание опыта работы Ёлтышева Сергея Андреевича

Описание опыта работы

учитель истории, директор Филимоновской с.о.ш.

Канского района

Жизнь устроена так, что школа в большей степени зависит от общества, чем общество зависит от состояния школы. Если школу сравнить с зеркалом, то в нем отразятся самые широкие и глубокие, общие и интимные стороны человеческого бытия, позитивные и негативные элементы общественной жизни.

Моё появление в школе приходится на вторую половину 80-х годов прошлого века, это период крушения старых идеалов и нарождения новых. Волна демократии не могла обойти сферу образования и целенаправленно разрушала догматические каноны школы, на смену консерватизму приходит свобода творчества. Создание нечто нового – это всегда пробы и ошибки, которые, к сожалению, несут в себе не столько положительные явления, но и суррогат.

Молодому учителю, безусловно, сложно разобраться во всех перипетиях и коллизиях школьной действительности, особенно в период изменения общественных отношений.

Либо до конца придерживаться старых принципов, либо искать что-то новое, более эффективное. Как и любой учитель в своём становлении я пережил период трансформации от «юношеского максимализма», когда всё представляется в радужных красках и оптимизм «бьёт ключом», до творческого прагматизма, когда реально оцениваешь существующее положение дел и находишь необходимые механизмы для достижения поставленной цели.

Пропедевтический период моей педагогической деятельности проходил на фоне «разговоров» о предстоящих реформах в системе образования. Я интуитивно понимал, что пресловутые ЗУНы – это далеко не образование, в том смысле, какое оно должно быть. Использование традиционных технологий не приводило к высоким результатам. Оценка деятельности учеников на основе контрольных срезов, проверочных работ, казались мне ограниченными и неэффективными. Я старался увлечь учеников дополнительной работой, но интерес к истории у учеников оставался невысоким. Морального удовлетворения от такой работы я не получал. Стал подумывать о том, что возможно в школе я – человек случайный. Но мне повезло, так случилось, что я получил возможность пообщаться с интересными людьми, имеющими большой педагогический опыт, педагогами – новаторами, думающими другими категориями, познакомиться с рядом педагогических технологий, включиться в творческие процессы, происходящие в школе.

В учебной деятельности стал разнообразить формы уроков, методы и способы деятельности. Пытался вызвать у учеников познавательный интерес, применяя игровые элементы. Стало получаться. Испытал первое моральное удовлетворение. В 5 – 8 классах разработал ряд уроков, основанных на активных формах обучения: исторические сражения, конкурсы, игры. В старших классах – диспуты, пресс – конференции. Помогал ученикам готовить творческие работы, рефераты, доклады. Применял методику опорных конспектов, подачи материала укрупненными блоками.

Результаты не заставили себя ждать, у учеников появился интерес к истории. Из 28 учащихся в выпускных классах в качестве экзамена 16 выбрали историю, и все успешно сдали экзамен. Объективности ради, стоит указать на то, что в конце 80-х, начале 90-х годов интерес к отечественной истории был велик у всего населения России. В обществе происходила переоценка ценностей, доступными становились самые закрытые темы. В этой ситуации важным было не скатиться до уровня бытового понимания истории, добиваться объективного объяснения происходивших процессов в прошлом нашей страны – как отдаленном, так и ближайшем.

Необходимо было направлять процесс познания в глубокое русло изучения исторических событий, а значит, надо было менять формы и методы работы с учащимися. В результате этого начинаю сотрудничать с некоторыми преподавателями КГПИ исторического факультета, участвую в различных курсах ИПК г. Красноярска, систематизирую публицистические материалы.

Постоянно меняющиеся концепции отечественной истории заставляют меня обратить пристальное внимание на краеведение. Разрабатываю программу по истории Красноярского края с древнейших времен до конца 18 века. Получаю положительную рецензию на программу доцента кафедры отечественной истории КГПИ Быконя Г.Ф. и доцента кафедры всеобщей истории Соловьянова Н.И.

С учащимися школы начал заниматься исследованием истории Красноярского края и Канского района, в кабинете истории создали музей древних экспонатов. Возобновили встречи с ветеранами ВОВ.

К середине 90-х годов актуальной проблемой становится гражданское образование. По этому поводу участвую в международном симпозиуме по вопросам гражданского образования. Занимаюсь с Я.В. Соколовым и его программой по граждановедению. Убеждаюсь, что данный предмет необходим в школе. К тому моменту, я уже являлся директором школы, и поэтому, не составило труда ввести предмет граждановедения в учебный план школы. Не хочу говорить о достоинствах этого предмета, но решение проблем правовой культуры среди учащихся получило новый импульс. По моей инициативе граждановедение получило распространение в других школах Канского района.

Для того чтобы серьёзно заниматься вопросами правового воспитания, повышать уровень правовой культуры у учащихся, необходимо иметь юридическое образование. По этой причине в 1994 году заочно поступаю в КГУ на юридический факультет и в 1998 году получаю вторую специальность «юрист правовед». Это мне позволило помимо общественных дисциплин, предусмотренных учебным планом, ввести спецкурс – «правоведение». В течение 1998 – 2001 г.г. специальность «юриспруденция» выбрали 6 учеников и успешно поступили в ВУЗы г. Красноярска.

С 1999 года инициирую и руковожу организацией школьного научного общества по истории учащихся 9 – 11 классов. Согласно положению о научном обществе, ученики под руководством учителя разрабатывают творческую работу по истории и производят её защиту. В научном обществе имеется клуб «умников и умниц», в котором регулярно проводятся игры, подобно телевизионной передачи.

С 2002 года наша школа включилась в изучении ТРИЗ – педагогики. В настоящее время работаю над этой программой и стараюсь внедрить данную технологию в учебно-воспитательный процесс.

Поскольку, я являюсь руководителем школы, к великому сожалению, мне приходится выполнять в первую очередь управленческие функции, приходится ограничивать себя в предметной области. В последнее время ограничиваюсь предметом «обществознание» в 9 – 11 классах и отечественной историей в 11 классах. Имея значительный опыт работы в школе в самых различных качествах: старшего вожатого, учителя, классного руководителя, завуча, директора, я убеждаюсь в том, чтобы достичь положительного результата в своей деятельности – требуются коллективные, системные усилия педагогов. Тесно контактируя с коллегами, набираешься опыта, получаешь моральную поддержку, реализуешь себя как личность в коллективе. В учебной деятельности недостаточно иметь глубокие академические знания предмета, методику преподавания, эффективные технологии, но необходимо иметь широкое мировоззрение и кругозор в самых различных областях, юмор и смекалку, уверенность в правильности принятого решения, но сомнения при принятии такого решения.

Заходя в класс на урок, очень важно продумать его начало, ни в коем случае по шаблону, стараться не повторяться, суметь шуткой, юмором раскрепостить учеников и одновременно настроить на плодотворную работу. Можно иметь «семь пядей во лбу», но быть совершенно неинтересным учителем. В первую очередь, ребёнок оценивает в учителе человеческие качества, а потом уже – преподавательские. Искренность в отношениях учителя и ребёнка должна быть превыше всего.

В заключение приведу высказывание М.М. Поташника – доктора педагогических наук:

«Образование – это образ человеческий».

Целью образования является очеловечивание человека. Человек – существо многогранное и знания далеко не определяют его суть. В гражданском обществе на первый план выходят морально – нравственные качества человека, поскольку, гражданское общество в нашей стране находится в начальной стадии, а значит, молодому человеку необходимо адаптироваться в современном мире, то результатом образовательного процесса в школе должен быть человек, социально подготовленный к жизни; обладающий высокой нравственной и правовой культурой; готовый к дальнейшему профессиональному образованию и самореализации в интересах общества.