Описание опыта работы Юдиной Натальи Николаевны

Описание опыта работы


учитель физической культуры с.о.ш. № 6 г. Лесосибирска

Введение

Здоровье – одна из важнейших жизненных ценностей человека, залог его долголетия и благополучия. Основы здоровья закладываются в детстве. Любое отклонение в развитии организма, любая более или менее серьезная болезнь в детском подростковом или юношеском возрасте сказывается на состоянии здоровья взрослого человека.

За период обучения в школе количество детей, имеющих различные отклонения в физическом и психологическом развитии, увеличивается в 3-4 раза, а среди выпускников практически здоровыми являются 5-8% учащихся.

Одно из главных направлений в школьной физкультуре на современном этапе – это формирование знаний и практических умений учащихся вести здоровый образ жизни, оптимизация двигательного режима и физической подготовленности школьников.

Современный школьник систематически недополучает необходимый оптимальный объем моторики, т.к. два урока физкультуры в неделю не могут компенсировать дефицит физических нагрузок. Таким образом, одна из главных задач физического воспитания школьников – развитие жизненно важных качеств (выносливости, силы, координации, быстроты, гибкости). К сожалению, во многих школах разносторонней физической подготовке учеников, как на уроках физкультуры, так и во время занятий спортом уделяется недостаточное внимание.

Государственные программы физического воспитания учащихся четко определяют стандартные требования к формированию двигательных умений и навыков. Требования же к физической подготовленности школьников не имеют столь выраженных регламентаций. В лучшем случае оценивается результат в конце учебного года, такой подход малоэффективен.

Мы разработали методику тестирования, определяющую физическую подготовленность школьников, направленную на коррекцию «отстающих» физических качеств.

Методика тестирования должна обязательно включать расчет индивидуального профиля физической кондиции школьников. Мы считаем, что это позволит педагогу определить «сильные» и «отстающие» стороны физической подготовленности, как отдельного ученика, так и всего класса. Следовательно, есть возможность избирательного воздействия на те функции двигательной сферы, которые требуют коррекции.

Эти методические положения были взяты за основу при разработке «Системы управления физической подготовленности учащихся»

Раздел 1. Диагностика

Первый блок системы управления — диагностика.

Он включает в себя следующие звенья педагогического контроля за уровнем физической подготовленности школьников:

  1. Исходный(начало учебного года). См. приложение №1.
  2. Оперативный (на уроках физической культуры)
  3. Поэтапный (каждую четверть)
  4. Итоговый (конец учебного года) См. приложение №2

На этапах исходного и итогового контроля мы используем тесты на силу (подтягивание мальчики на высокой, девочки на низкой перекладине), быстроту (бег на короткие дистанции), выносливость (шестиминутный бег), скоростно-силовое качество (прыжок в длину с места), координацию (челночный бег 3х10м), гибкость (наклон вперед из положения сидя на полу).

Расчет полученных показателей тестов позволяет получить профиль физической кондиции (подготовленности) каждого ученика или средние показатели всего класса. Ставятся оценки «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно», «опасная зона». Они нужны для определения общего уровня физической подготовленности и уровня развития отдельных физических качеств. Например, средний показатель у учащихся шестого класса теста на выносливость достаточно высокий и соответствует оценке «хорошо», то тест на силовые способности находится на нижней границе зоны «удовлетворительно», а значит, требуется коррекция этих качеств.

Анализ состояния физической подготовленности школьников является основой для составления «программы коррекции» содержания физической подготовки. Программа коррекции двигательных способностей учащихся разрабатывается с учетом видов уроков физической культуры в каждой четверти. В нашей школе созданы все условия для прохождения программы в полном объеме (спортивные игры, гимнастика, лыжная подготовка, легкая атлетика).

Разработаны комплексы упражнений, направленных на развитие тех или иных «отстающих» физических качеств, которые дополняют учебный материал поурочного планирования раздела развития двигательных способностей. Это позволяет на уроках физической культуры варьировать направленность и объем физических упражнений с учетом выявленных недостатков физической подготовленности учащихся.

Раздел 2. Реализация программы коррекции

Второй блок системы управления – это реализация программы через различные формы физического воспитания школьников.

  1. Урок физической культуры
  2. Занятия в СМГ (специальная медицинская группа)
  3. Внеклассная работа
  4. Спортивно-массовые мероприятия

2.1. Особенности метода «круговой тренировки»

На своих уроках при развитии физических качеств, особое место я уделяю методу круговой тренировки, т.к. этот метод позволяет добиться высокой работоспособности организма, а также позволяет учащимся самостоятельно приобретать знания и формировать физические качества.

Круговая тренировка помогает увеличить моторную плотность урока. Основу круговой тренировки составляет серийное повторение нескольких видов физических упражнений. Чаще всего выбираю хорошо знакомые учениками упражнения.

Комплекс упражнений обязательно должен вписываться в запланированную часть урока и учитывать физическую подготовленность класса, возраст учащихся. Таким же способом определяется объем работы и отдыха на станциях.

Необходимо строго соблюдать последовательность выполнения упражнений и переход от одной станции к другой, а также интервал между кругами при прохождении комплекса повторно.

При составлении комплекса физических упражнений для круговой тренировки, я помню, что практически ни одно физическое качество не существует в чистом виде, поэтому взаимосвязь между силой, быстротой, выносливостью, гибкостью, ловкостью на занятиях круговой тренировки очень тесна.

В условиях урока физической культуры круговая форма занятий приобретает особое значение, так как позволяет большему количеству учащихся упражняться одновременно и самостоятельно, используя максимальное количество инвентаря и оборудования.

Круговая тренировка увязывается с программным материалом по легкой атлетике, спортивным играм, лыжной подготовкой и гимнастикой. Все эти разделы в нашей школе выполняются. Эффективность концентрации нагрузки позволяет в кратчайший срок развивать общую и специальную физическую подготовку.

2.2. Особенности проведения уроков с использованием метода «круговой тренировки»

Уроки гимнастики.

Именно на уроках гимнастики наиболее остро осуществляется взаимосвязь между физическими качествами и навыками. На уроках гимнастики, где много времени уходит на обучение новым элементам и комбинациям, круговая тренировка является той необходимой формой, которая позволяет эффективно сочетать два процесса – воспитание физических качеств и обучение навыкам и умениям в сжатый промежуток времени.

В комплекс круговой тренировки подбираются упражнения, направленные на развитие мышц плечевого пояса, рук, живота, спины, увеличение подвижности суставов, а также на тренировку вестибулярного аппарата.

Уроки спортивных игр

Содержание «круговой тренировки» на игровых уроках составляют (в основном) игровые станции. В процессе выполнения задания учащиеся в определенной последовательности переходят от одной станции к другой, выполняя на каждой из них игровые задания в комплексе с целевыми упражнениями, направленными на обучение, воспитание и совершенствование конкретных физических качеств.

В процессе занятий не только происходит развитие физических качеств, но и совершенствуется техника приемов игры.

Предлагаемые упражнения должны подбираться так, чтобы каждое из них воздействовало на отдельные группы мышц и было рассчитано на развитие определенных физических качеств. Для совершенствования технических приемов можно использовать комплексные упражнения, состоящие из предварительно хорошо изученных игровых элементов.

Соотношение количества станций по воспитанию физических качеств с игровыми станциями, направленными на совершенствование умений и навыков технических элементов, составляют 1:3.

Уроки легкой атлетики

Специализированные комплексы «круговой тренировки» по легкой атлетике включают упражнения, способствующее развитию физических качеств: быстроты, прыгучести, , скоростной силы, общей и специальной выносливости, тесно связанной с укреплением опорно-двигательного аппарата.

Направленность комплекса определяется показателями учащихся при сдаче контрольных норм, и здесь преимущественное положение должны занять упражнения, обеспечивающие всестороннюю физическую подготовку.

Примерный комплекс упражнений для «круговой тренировки» на уроках по легкой атлетики (школьный стадион)

  1. Из упора стоя, согнувшись, с опорой о барьер, покачивание, растягивая плечевые суставы.
  2. Бег с высоким подниманием бедра на отрезке до 30м с максимальной скоростью.
  3. С двух шагов разбега прыжок в шаге с последующим повторением.
  4. Из упора лежа сгибание и разгибание рук.
  5. Стоя боком к баскетбольному щиту на расстоянии 8-10м, метание теннисного мяча в цель (на дальность отскока).
  6. Ходьба на внутренней и внешней сторонах стопы на отрезке 10-15м.
  7. Бег с высокого старта на скорость по кругу 200м
  8. Стоя в висе, подтягивание на перекладине с предварительным толчком ног.
  9. Прыжки в шаге с ноги на ногу (многоскоки) на отрезке 10-20м.
  10. Стоя ноги на ширине плеч, руками взявшись за бум, перелезание через бум.
  11. Ускорение на отрезках 20-30м.
  12. Из низкого приседа передвижение «гусиным» шагом на отрезках 10-15м.

Уроки лыжной подготовки

Интересно и разнообразно строятся уроки по лыжной подготовке методом «круговой тренировки». Все организационные вопросы надо решать в школе или во время передвижения к месту занятий. Важно умело расположить станции, учитывая при этом рельеф и конкретные задачи.

«Круговая тренировка» на учебной лыжне предусматривает: наличие участка для учебной лыжни, изучение рельефа местности и подбор станций для проведения занятий, предварительный разбор и изучение станций перед практическим занятием.

Примерный комплекс упражнений для «круговой тренировки» на уроках лыжной подготовки.

  1. Равномерное прохождение отрезков попеременным двушажным ходом.
  2. Равномерное прохождение отрезков одновременным бесшажным ходом.
  3. Пробегание с различной скоростью отрезков попеременным методом.
  4. Спуск со склона в средней стойке с торможением «плугом».
  5. Подъем в гору «елочкой».
  6. Равномерное прохождение отрезков коньковым ходом.
  7. Пробегание отрезков повторным методом.
  8. Спуск со склона в средней стойке с последующим поворотом переступанием.
  9. Пробегание отрезков на скорость.

2.3. Особенности работы в СМГ

В школе ведутся занятия с учащимися, отнесенными по состоянию здоровья в специально медицинских группах (СМГ). После медицинского осмотра комплектуются группы (8-12 человек). Занятия проводятся 2 раза в неделю по дополнительному расписанию.

Работая с учащимися в этих группах, я также использую проверку физической подготовленности учащихся по указанным тестам два раза в год: сентябрь (предварительный), май (контрольный). См. приложение №3.

  1. Бег на 30м. Предназначается для определения скоростных способностей. Выполняются из положения высокого (низкого) старта. В забеге принимают участие не менее двух человек. Результат оценивается по ручному секундомеру, с точностью до 0,1 сек. Разрешается только одна попытка. См. приложение №4.
  2. Бросок двумя руками набивного мяча (1кг) из положения сидя. Выполняется двумя руками из-за головы. Исходное положение для метания – сидя на полу (на гимнастическом мате или коврике), каждый учащийся выполняет три броска. Измеряется расстояние от стартовой линии (за спиной) до места падения мяча. Все три попытки фиксируются в протоколе, лучший результат оценивается по таблице. См. приложение №5
  3. Челночный бег 3х10м. Позволяет оценить быстроту и ловкость, связанную с изменением направления движения и чередованием ускорения и торможения. Бег проводится на ровной дорожке. За чертами, находящимися в 10м друг от друга, наносится два полукруга радиусом 50см с центром на черте. Из положения высокого старта по команде «Марш!» испытуемый наклоняется и берет кубик (5см), лежащий в полукруге, пробегает 10м, кладет кубик в полукруг и возвращается за вторым. Взяв два кубика, бежит к линии финиша. Учитывается время от команды «Марш!» до момента прихода на финиш. Бросать кубик не разрешается, при нарушении этого правила назначается повторная попытка.
    См. приложение №6
  4. Прыжок в длину с места. Предназначается для определения скоростно-силовых способностей. Проводят на специально размеченном месте с точностью до 1см или перпендикулярно линии старта закрепляют сантиметровую ленту (рулетку). Учащийся встает перед линией старта (не касаясь ее носками). Затем отводит руки назад. Сгибает ноги в коленях и принимает положение старта пловца. Прыжок выполняется активным махом рук вперед-вверх и толчком обеих ног. Дальность прыжка измеряется от линии старта до пятки сзади стоящей ноги. Измерение производится с точностью до 1 см. Каждому учащемуся предоставляется по три попытки. В протокол заносится результат лучшей попытки.
    См. приложение №7
  5. Наклон вперед из положения сидя на полу проводится с целью определения (измерения) активной гибкости позвоночника и тазобедренных суставов. На полу наносится необходимая разметка: горизонтальная линия (длиной 60-70см) и вертикальная, делящая горизонтальную пополам. На перенесенной линии стоит отметка ноль, далее по вертикали идет разметка через 1см: вверх – до 25-30см, вниз – до 10-15. Результаты выше нулевой отметки засчитываются со знаком «+», а ниже нулевой отметки – со знаком «-«. Перед выполнением учащийся садится на пол так, чтобы пятки находились у горизонтальной линии, но не касались ее. Расстояние между пятками 20см. Вертикальная линия должна быть в середине между пятками. Выполняют три разминочных наклона, касаясь пальцами пола перед собой; четвертый наклон – зачетный. Результат может быть положительным (со знаком «+»), если кончики пальцев оказались за нулевой отметкой, а отрицательным (со знаком «-»), если пальцы не достали до нее. Измерение производится с точностью до 1см.

Анализ и комплексная оценка результатов тестирования для учащихся отнесенных в СМГ.

Для оценки уровня физической подготовленности учащихся необходимо сопоставить результаты тестирования каждого испытуемого в соответствии с его возрастом, полом, с указанными в таблицах показателями, которые позволят осуществить как индивидуальную, так и групповую оценку состояния развития учащихся.

Сентябрьское тестирование учащихся и оценка с помощью нормативов соответствующих таблиц определит исходный уровень физической подготовленности учащихся каждой возрастной группы СМГ.

Повторное тестирование в конце учебного года и соответствующая оценка по таблицам дает возможность определить степень прироста результатов в том или ином упражнении и проанализировать результаты педагогического процесса за истекший год.

Результаты в контрольных упражнениях-тестах оцениваются по пятибалльной системе с помощью разработанных таблиц и могут быть учтены при выставлении оценок за четверть, год.

Примечание: не сдают контрольное тестирование только те учащиеся, которым противопоказан данный тест по заключению врача.

Например, у учащихся с хроническим заболеванием почек необходимо учитывать повышенную реакцию почек и мочевыводящей системы на охлаждение и перенагревание. Не допускать занятия в помещениях с высокой влажностью. Травматичны для почек упражнения большой интенсивности или умеренные по интенсивности, но чрезмерно продолжительные, вызывающие сдвиги в составе крови. Противопоказаны прыжковые упражнения, поэтому тест на скоростно-силовые способности эти учащиеся не сдают. Для каждой группы заболевания разработаны отдельные комплексы упражнений.

2.4. Внеклассная работа

В школе ведутся спортивные секции для каждой параллели по разным видам спорта: волейбол, баскетбол, лыжные гонки, группы ОФП. На занятия ходят учащиеся, как слабо подготовленные, так и совершенствующие спортивное мастерство.

В начале учебного года в школе на методическом объединении учителей физкультуры обсуждается план спортивно-массовых мероприятий на учебный год.

В школе стали традиционными следующие мероприятия:

  • кросс «Золотая осень»
  • соревнования по спортивным играм (волейбол, баскетбол, футбол)
  • декада физической культуры (см. положение)
  • работа летнего оздоровительного лагеря и др.

Наши исследования показали очень низкую информированность педагогов и родителей о физической подготовленности и состоянии здоровья школьников. Выход – создание на каждого школьника «карточки здоровья» с информацией о показателях в каждой четверти учебного года. Карточки здоровья нужны для того, чтобы повысить информированность родителей, педагогов о физической подготовленности школьников, способствовать объединению усилий педагогического коллектива школы и родителей в воспитании здорового и физически крепкого ребенка.

Введение в школьную практику «карточек здоровья» дает возможность точно контролировать возрастную динамику изменения показателей физического развития и физической подготовленности, что позволяет лучше корректировать работу по совершенствованию физического воспитания школьников.

Результаты тестирования (информационный банк) используется для анализа уровня здоровья детей, их физической подготовленности, а также для разработки содержания домашних заданий в спортивных секциях и группах ОФП.

Таким образом, банк информации – элемент управления физического воспитания школьников.

Выводы:

  1. «Программы коррекции» позволяют нам «выравнивать» недостатки физической подготовленности школьников, подводя их к показателям зон «хорошо» и «отлично».
  2. Всего этого можно добиться, безусловно, только на основе взаимосвязи урочных форм занятий (на каждом уроке мы посвящаем 15-18 минут воспитанию физических качеств), домашних заданий, активного участия учащихся в спортивно-массовых мероприятиях школы, поселка, города.
  3. В результате укрепляется здоровье детей, формируется потребность систематически заниматься физической культурой, спортом, познавать свои физические резервы, добиваться успехов, вести здоровый образ жизни.

Результат этой программы – качество выпускника, который должен выйти в жизнь не только с достаточной физической подготовленностью, но и, чтобы он был действительно образованным в физической культуре: владел средствами и методами работы со своим телом, знал его и не боялся; владел средствами и методами укрепления и сохранения здоровья, повышения функциональных способностей основных систем организма; умел организовать и грамотно проводить занятия физическими упражнениями, в том числе и со своими детьми.

В результате всего этого:

  • в нашей школе физическая культура как предмет заняла достойное место в ряду других дисциплин;
  • 100% детей присутствуют на уроках. У нас нет проблем с посещением, так как ребята любят предмет. Дети, пришедшие после болезни или полностью освобожденные от двигательных занятий, участвуют на уроке в роли судей, ассистентов;
  • повысилось внимание родителей к физическому воспитанию детей;
  • учащиеся владеют специальными теоретическими знаниями, необходимыми для самостоятельных занятий физической культурой;
  • на выпускных экзаменах по предмету 9 и 11кл. школьники демонстрируют высокий уровень знаний, с каждым годом растет число желающих сдавать экзамен по физической культуре;
  • формируется устойчивая потребность в самостоятельных занятиях во внеурочное время или в школьных спортивных секциях, городских ДЮСШ;
  • школа занимает традиционно высокие места на городских соревнованиях, причем мы достигаем успеха не путем отбора небольшой группы двигательно-одаренных детей и усиленной их подготовке. «Сильные» ребята выявляются из множества учащихся;
  • с гордостью можно сказать, что в нашей школе в последние годы перестало расти число часто болеющих детей.

Великий русский педагог П.Ф. Лесгафт сказал: «Двигательная активность людей должна быть озарена мыслью».