Описание системы работы Никанорова Олега Анатольевича
Олег Анатольевич Никаноров преподает историю и обществознание в 10-11 классах сельской средней общеобразовательной школы. Общее число учащихся в этих классах 132 человека. Главным образом, это дети крестьян, служащих, безработных. Село Веселое расположено на большом удалении от крупных городов, таежная глубинка, имеющая богатую историю, уходящую своими корнями в XVIII век.
Школа на селе — это центр интеллектуального и культурного развития населения:
- гарант освоения детьми базового уровня образования, позволяющего им самоопределиться и реализоваться в изменяющемся мире;
- место, где реализуются и задаются определение нормы поведения жителей села;
- школа — средство повышения образовательного уровня сельской среды.
Олег Анатольевич считает своей педагогической миссией активное воздействие на ученика и социум через уроки истории и другие предметы гуманитарного цикла.
Педагог определил цель исторического образования — формирование исторического мышления, которое способно оценивать явления в их неоднозначности, видеть многовариантность путей их решения.
Данная цель конкретизируется у учителя в задачах: выстроить модель школьного исторического образования в соответствии с означенной целью, в контексте сельской школы; создать оптимальные условия для освоения социальных, культурных и нравственных ценностей.
В основе педагогической деятельности лежат принципы:
- природосообразность (индивидуального темпа обучения);
- системность;
- проблемность.
Выстраивая модель школьного исторического образования, учитель использует проблемно-модульную технологию, в основу которой легла концепция укрупнения дидактических единиц, разработанная в 70-е годы Н.М.Эрдниевым.
Модульное структурирование учебного материала обеспечивает пошаговость учебного процесса, обратную связь, индивидуальный темп обучения. Программа учебного курса О.А.Никанорова состоит из системы модулей, число которых определяется целями обучения и объемом учебного материала. Сам модуль является относительно автономной единицей. Материал подается в трех уровнях сложности: сокращенном, полном и глубоком. Это позволяет учителю строить учебную работу в соответствии со степенью обученности детей.
В основе каждого учебного модуля лежит историческая или обществоведческая проблема — теоретический или практический вопрос, требующий разрешения, исследования. О.А.Никаноров считает, что для формирования исторического мышления недостаточно простого набора проблемных заданий, нужна действующая система. Педагог включил в эту систему следующие моменты.
1. Конструирование проблемных заданий.
- учитель продумывает важнейшие проблемы, которые решаются на протяжении всего учебного модуля. Например, модуль «Россия в начале XX века. Революция 1905 — 1907 годов.» Проблемы: Каковы альтернативы реформирования России в начале XX века? Как повлияла «модернизация» социально-экономической и политической жизни на развитие России?
- учитель разрабатывает проблемные задания непосредственно для каждого урока, причем задания представляют собой логический ряд, цепочку, подчиняясь решению главной проблемы.
2. Дифференциация проблемных заданий.
О.А. Никаноров разделяет проблемные задания по степени сложности, по способам решения, по характеру проблемы, по количеству исходных данных.
3. Составление алгоритма.
Работая с проблемными заданиями, педагог пришел к выводу, что мало поставить проблему, надо научить детей ее решать. Здесь используется алгоритм:
видение проблемы определение структуры изучаемого объекта поиск решения результат проверка правильности решения (если такая возможна).
Учитель считает, что применение блочно-модульной технологии успешно при диалогичной форме работы, когда присутствует сотрудничество между учеником и учителем и между учениками, направленность на поддержку индивидуальности ребенка, его постоянную работу самого над собой, предоставление ребенку выбора и свободы для самостоятельного принятия решений.
Олег Анатольевич широко использует краеведческий материал в курсе истории России. Местный материал привлекает не только в качестве иллюстраций, но и исходных данных для решения исследовательских задач. Так, проблемные вопросы по гражданской войне исследуются на примере Тасеевской республики, установленной в Сибири в 20-е годы. Школьники, изучая материал районного архива, выясняют причины политических колебаний крестьянства, дают историческую оценку Тасеевской партизанской республике, сравнивают эту оценку с традиционной, которая трактует партизанскую борьбу крестьян как вооруженную поддержку большевиков, и приходят к выводу, что традиционная оценка и их собственная не совпадают.
В старших классах актуальна интеграция отдельных уроков истории с обществознанием, экономикой, литературой. Урок «Сказ о князе Игоре «… проводят совместно учителя истории и литературы по произведению «Слово о полку Игореве». Урок «Российские самозванцы» интегрируется с обществознанием ( теория политического лидерства).
Результативность своей деятельности Олег Анатольевич видит в том, что у учащихся возрос интерес к сопоставлению прошлого и настоящего. Извлекая уроки истории, дети пытаются прогнозировать будущее. Развивается интерес к предмету, к истории своего села, и это влияет на успешность обучения, что видно при анализе знаний и умений школьников. Все учащиеся 10-11 классов Веселовской школы успешны на уроках истории.
Новые знания дети получают в процессе поиска, приобретая опыт творческой деятельности. Они стали больше общаться как на уроках, так и в свободное время, это замечено даже родителями, и можно сделать вывод о развитии коммуникативных умений. Ученик становится уверенней в себе и получает удовлетворение, если ему удается преодолеть возникшее затруднение на уроке. Ребенок верит, что он так же сумеет преодолеть трудности и в жизни.
Таким образом, используя на уроках истории и обществознания проблемно-модульную технологию, учитель развивает у школьников историческое мышление, его работа способствует развитию личности — личности свободной, гуманной, духовной, творческой, практичной, которая способна возродить Российское село.