Описание системы работы Овсянниковой Натальи Николаевны

Система работы Овсянниковой Натальи Николаевны

Сегодня школа переживает сложный период реформирования и переоценки ценностей. Естественно, что многое корректируется в соответствии с изменившейся общественной обстановкой. Но все-таки система образования ориентирована на индивидуальный подход к каждому ученику, воспитание всесторонне развитой личности, способной самореализоваться в условиях строящегося демократического государства.

К сожалению, современные школьники очень часто предоставлены сами себе. Их свобода похожа, по словам Ю. Азарова, на «мировоззренческий вакуум». Дети не имеют представления о системе общечеловеческих ценностей, идеалах, которые были основополагающими для многих поколений. Не различая добра и зла, ребенок часто принимает за образец какое-то модное явление. Но последствия этого процесса бывают страшными, приводящими к грубости, цинизму, бессмысленной жестокости детей. Поэтому целью преподавания литературы я считаю воспитание на уроках культурной, интеллигентной, нравственной личности, уважающей гуманистические идеалы.

Достижение этой цели связано с решением познавательных, коммуникативных, духовно-нравственных и других задач в их неразрывном единстве. Во всем многообразии учебных и воспитательных задач выделим основополагающие:

  1. Воспитать систему духовно-нравственных ценностей учащихся, постичь законы существования и развития гуманистического общества.
  2. Развить коммуникативные способности, сформировать умение воспринимать и создавать текст как элемент речеведческой культуры.
  3. Научить школьников самостоятельно добывать знания, реализовывать их в творческой деятельности.

В решении этих задач, думаю, необходимо обращение к литературе как общественному явлению, в котором заключены опыт и культура многих эпох. Кроме того, литература способствует познанию мира, самопознанию и саморазвитию учащегося.

Данные задачи легли в основу моей педагогической деятельности, в которой я стараюсь руководствоваться лучшими традициями отечественного образования.

Г.А. Гуковский связывал изучение произведения на уроках литературы с сознательным отношением к тем идеям, которые вложены в него автором, с раскрытием мировоззрения писателя, поэта, драматурга во всей его полноте. Однако нужно учитывать равнодушное отношение современных учеников к книге, их культуру, которая определилась телевидением, эстрадой, популярными молодежными журналами. Нельзя отрицать тот факт, что именно продукты массовой культуры кажутся подросткам актуальными, затрагивающими интересные им вопросы. Следовательно, учитель должен уметь заинтересовать каждого школьника классическим произведением, открыв актуальность и важность проблем, которые в нем поставлены автором. Григорий Александрович Гуковский отмечал, что «проблема методическая и одновременно методологическая заключается в том, как правильно, полно и убедительно для аудитории (будь то класс в школе, студенты или народ) раскрыть ее в самом произведении, а не прикрепить ее к произведению, раскрыть ее в системе образов, а не только в суждениях автора, т. е. раскрыть ее воспитательно».

Следовательно, обращение к литературному произведению должно строиться на основах сотворчества, созвучия целей всех участников учебного процесса. Школьники, не сознавая этого, обращаются к книге, учителю для того, чтобы обсудить глубинные свои заботы: одиночество, страх, любовь, дружбу, отношения с родителями и ровесниками, самоутверждение. Учитывая это, учитель поведет своих учеников именно к книге, потому что она стала сосредоточием опыта и знаний многих поколений, а значит, поможет разрешить проблемные вопросы.

Е.Н. Ильин видит основную задачу урока в том, чтобы «открыть для школьника всю глубину человека и сложность его жизни, помочь ему через книгу определить в окружающем мире собственное место».

Система преподавания этого учителя считалась новаторской, революционной, многие ее не принимали. Но сегодня методология Е.Н. Ильина определяет традицию преподавания литературы в школе. Конечно, исследователи педагогической деятельности этого учителя, связывали его успех с особой одаренностью, талантом, но и Евгений Николаевич Ильин, и его ученики, и гости отмечали доступность методов и приемов, которые помогут воспитать думающего читателя. Поэтому в своей работе я опираюсь на систему Е.Н. Ильина.

Я выстраиваю уроки как общение. Это особая форма работы, которая позволяет ученикам обмениваться мыслями, идеями. В общении ребята могут обогатиться, проверить правильность своей позиции, поделиться информацией. Следовательно, решаются коммуникативные задачи, участники урока–общения духовно творят друг друга.

Общение может строиться только в условиях взаимного доверия, доброжелательных отношений. Поэтому я стремлюсь организовать свою работу так, чтобы каждый ученик чувствовал себя активным участником учебного процесса, имел возможность высказать свое мнение. Психологическая комфортность ребенка, конечно, основывается на уважении и доверии. Показателем успешности урока бывает желание учеников продолжить беседу и после занятия, вернуться к тому, что взволновало.

Особая роль в процессе общения отводится, конечно, учителю. Это должен быть педагог, увлеченный своей работой. Он должен уметь артистично и ненавязчиво открыть ученику достоинства и содержательное наполнение текста. Поэтому, как мне кажется, учитель должен иногда перевоплощаться в героя, чтобы передать его чувства и невербальными средствами, чтобы персонаж художественного произведения стал ближе, понятнее, чтобы мысли поэта и писателя зазвучали живой речью, чтобы ученик воскликнул «Верю!», давая оценку учителю по Станиславскому.

Е.Н. Ильин отмечал также особую важность художественной детали, которая должна увлечь учеников, вызвать желание прочитать произведение полностью, вернуться к нему вновь. Во время изучения пьесы А.Н. Островского «Гроза» я спросила учеников о значении ключа. Маленький кусочек металла открыл жестокость и порочность Варвары, которая привыкла жить обманом и хочет приучить к такой жизни и Катерину; и в то же время ключ раскрыл глубину переживаний главной героини. Для того чтобы ответить на этот вопрос, ребята обратились к тексту, перечитали некоторые сцены, таким образом, они выявили мотивацию действий Катерины и Варвары. И в восприятии учеников ключ от калитки становится ключом к пониманию сущности конфликта пьесы.

Кроме того, поскольку я ценю взаимосотрудничество, иногда корректирую тему урока и дальнейшую работу в соответствии с пониманием и желанием учеников. Например, при обсуждении романа «Отцы и дети» ученики говорили не о конфликте либерального и демократического поколения, а о судьбе нигилизма, о причинах поражения Базарова. Заинтересовавшись сильной личностью главного героя, они стремились определить роль нигилистов в общественном движении XIX века. Логика рассуждений учеников заставила скорректировать планирование и продолжить разговор на новом уровне, на основе романа Н.Г. Чернышевского «Что делать?». Конечно, я, как специалист, видела аналогии между двумя этими произведениями. Но меня порадовала самостоятельность учеников в определении проблематики произведения, в умении соотносить закономерности исторического процесса и творческое переосмысление действительности авторами различных политических течений.

Во время анализа романа «Отцы и дети» десятиклассники обозначили неожиданную для меня тему: идеал русской женщины в понимании И.С. Тургенева. Образ тургеневской девушки, который стал основополагающим в анализе произведения этого автора, не отобразил, с точки зрения учеников, всей системы женских образов. Показалось обидным, что Фенечка и Катя словно забыты. А они являются воплощением домашнего уюта, сердечности и преданности русской женщины. Такое понимание созвучно традициям народных сказок. Для меня, учителя, это было тем более интересно, потому что я предположила аналогии с творчеством Л.Н. Толстого и образом Наташи Ростовой.

Общение позволило сделать книгу важной и интересной каждому ученику, открыло в ней новые аспекты, но самое важное – позволило соотнести учебный материал и жизненный, урок и возможную судьбу.

Безусловно, книга – это «инструмент познания жизни» (Е.Н. Ильин), но работа с книгой не может быть бессистемной и произвольной. Основным принципом изучения классического произведения на уроке должен стать глубокий, продуманный анализ текста. Поэтому учитель в своей практике постоянно обращается к литературоведческим исследованиям, стараясь дать своим урокам научную основу. Но Ильин неоднократно отмечал, что анализ текста в работе с учениками должен быть особенным. Изучение произведения в школе должно быть эмоциональным, доступным сознанию ученика и соотнесенным с его миром и читательским опытом. Евгений Николаевич Ильин рекомендует обращаться к тем проблемам, которые понятны данному возрасту и буду способствовать развитию личности школьника. Лучше сделать интересным произведение на доступном и понятном материале, чтобы ученик позже вернулся к нему и открыл для себя новые аспекты.

Например, при изучении повести Тургенева «Ася» восьмиклассники, обращаясь к образу главной героини, восторженно говорят о ее незаурядной натуре, особой человеческой одаренности. Поэтому в поисках причин того факта, что счастливая любовь героев не имела продолжения, ребята в основном говорили о том, что очень сложно понять такую личность, как Ася, сложно быть таким же чутким, прекрасным человеком. И проблема обреченности господина Н.Н. на одиночество стала понятна только благодаря статьям Чернышевского и Писарева. Учащимся 8-го класса трудно пока понять причины несостоятельности умнейших и образованнейших представителей дворянства XIX века. И уже в десятом классе, на основе читательского опыта, ученики могут соотнести образы лишних людей с героями Тургенева, сравнить Онегина, Печорина, Рудина и героя повести «Ася», восполнить картину общественного развития.

Анализ художественного текста – это, прежде всего, постижение содержания произведения, которое основывается на понимании замысла автора, системы образов и языковых особенностей. Именно благодаря анализу возможно исследование героя, познание мировоззрения писателя, поэта, драматурга и подлинное воспитание души человека.

М.А. Рыбникова, выдающийся методист начала ХХ века, отмечала важность систематизированной работы с текстом. Мария Александровна Рыбникова была сторонницей филологического изучения литературы. Она уделяла особое внимание языку поэтов и писателей. Рыбникова видела задачу урока в том, чтобы научить учеников воспроизводить речь писателя, «передать читателю язык, сформированный литературной традицией, обогатить пониманием гибких и изящных языковых форм». Учитель, как считала Мария Александровна, должен доступно объяснить ученикам роль элементов изобразительной речи, их смысл в соответствии с содержанием произведения и детским восприятием. Этот талантливый методист указывала на важность выразительного чтения. Исполнение, по ее мнению, должно максимально передать тему произведения и идейный замысел, а также соответствовать стилю и жанровым особенностям текста. Поэтому выразительное чтение учителя может предварять анализ произведения и быть ключом к пониманию его содержания.

Важность первого знакомства отмечал и Николай Иванович Кудряшев. Он выделил метод творческого чтения, целью которого является создание сильного и длительного художественного впечатления, которое затем непрерывно углубляется. Восприятие произведения, с точки зрения Кудряшева, может прерываться коротким пояснением, комментарием или беседой. К этому же методу работы обращается и Е.Н. Ильин, отмечая важность эмоциональной подачи текста и уделяя внимание такому виду работы, как «медленное» чтение.

Я использую данную методику в работе с текстами, которые сложны для понимания учащихся. Очень часто анализ текста начинается с чтения и выделения слов, словосочетаний, которые, с точки зрения учеников, раскрывают мир переживаний героя и позицию автора. Работа со словесным материалом позволяет выйти на более высокий уровень исследований: понимание системы средств художественной выразительности. Кроме того, я стараюсь приучить учеников к мысли, что выразительное чтение является средством выражения идейного содержания произведения и позиции автора. Поэтому особое внимание уделяю обучению выразительному чтению, объясняю, что текст должен быть «пережит» исполнителем, наполнен чувствами, душой. Это стимулирует учащихся вдумчиво прочитывать произведение, анализировать его эмоциональное и образное наполнение. Кудряшев указывал на то, что «задача выразительного чтения учащихся заключается в развитии культуры эстетических и нравственных переживаний».

На своих уроках я часто обращаюсь к методу художественного чтения. Так например, выразительное чтение «Песни о Соколе» М. Горького подготовило учеников к глубокому анализу произведения. Кроме того, удалось обозначить особенности поэтической речи, «унылого речитатива», которые трудны для понимания, но важны в раскрытии нравственно-этического и философского содержания «Песни…».

Николай Иванович выделил как важный метод работы на уроках литературы репродуктивный. Его задача заключается в сообщении новых знаний, обобщении информации и раскрытии перспектив развития науки и искусства. Деятельность учителя основывается на проблемном изложении биографии и творчества писателя. На лекции о литературных направлениях с использованием учебных пособий, технических средств. Учащиеся при репродуктивном методе работы составляют планы, конспекты, подготавливают доклады, рефераты, сочинения обобщающего характера. «Репродуктивный метод обеспечивает сознательность и прочность приобретенных знаний», — писал Н.И. Кудряшев.

Обучение анализу текста, анализу отдельного эпизода, образов героев, языка, композиции произведения осуществляется через эвристический метод. Проявлением этого метода может быть эвристическая беседа или самостоятельная работа учащихся по проблемным вопросам. В своей работе я стремлюсь поставить перед учениками такие вопросы, которые смогут воспитать критическую мысль, умение самостоятельно приобретать знания в области литературы и искусства.

Например, объясняя роль эпиграфа к повести А.С. Пушкина «Метель», ученики 6-го класса определили роль литературной традиции в символическом восприятии метели. Понимание трагичности этого образа было углублено анализом пейзажного описания, в котором изображение природы стало средством характеристики внутреннего мира героя.

Целью исследовательского метода, с точки зрения Кудряшева, является подготовка «учащихся к самостоятельному изучению литературных произведений, умению оценивать их идейные и художественные достоинства, вырабатывать критерии их оценки, совершенствовать художественный вкус».

Например, мои ученики ведут читательские дневники с пятого класса. Благодаря этому, я могу узнать их читательские пристрастия. Но особенно интересно знакомиться с теми комментариями, которые дают ребята прочитанным произведениям. Зачастую это глубокие размышления о художественном своеобразии текста и идейном содержании. Подобная работа ведется и на уроках внеклассного чтения в начале учебного года, когда ученики рассказывают о своих литературных открытиях. Это позволяет детям раскрыться перед учителем и товарищами, обогатиться знаниями и опытом общения.

В сопоставлении литературного произведения и его экранизации, в самостоятельной оценке спектакля формируется художественный вкус, культура эмоционального и нравственного сопереживания. Например, ученики восьмого класса после просмотра художественного фильма «Ревизор» (режиссер Н. Михалков) указали на оригинальность воплощения образов комедии и соответствие постановки замыслу автора. Проанализировав спектакль «Инкогнито из Петербурга» (театр Музыкальной комедии), ребята не могли не отметить те элементы, которые возникли как дань моде и не служили для раскрытия идейного содержания произведения. Ученики увидели также в игре Е.Миронова и И.Корытова стремление изобразить пустейшего человека, чистосердечно стремящегося понравиться сразу всем и предприимчиво воспользовавшегося сложившейся ситуацией. Обаяние актеров Москвы и Красноярска способствовало рождению симпатий восьмиклассников к образу Хлестакова. Конечно, в этом отразилась восприятие нового поколения, которое сформировалось в эпоху становления рыночных отношений.

Мне кажется, что преподавание литературы должно строиться не только на анализе произведения с учетом всех художественных особенностей. Конечно, важно, чтобы дети открыли мастерство писателя, научились понимать классическую литературу. Но важнее – помочь им открыть свой мир, решить нравственные проблемы. Художественное произведение – это своеобразный мост между автором и читателем. Понимая точку зрения писателя, раскрывая проблемное содержание текста, ученик познает себя. А учитель – это проводник и помощник. Значит, главное для меня, учителя, — построить разговор так, чтобы ученик с радостью последовал за мной в Мир литературы.

Литература

  1. Азаров Ю.П. Радость учить и учиться.
  2. Гуковский Г.А. Изучение литературного произведения в школе: Методические очерки о методике.
  3. Иванихин В.В. Почему у Ильина читают все?
  4. Ильин Е.Н. Герой нашего урока.
  5. Кудряшев Н.И. Взаимосвязь методов обучения на уроках литературы.
  6. Рыбникова М.А. Очерки по методике литературного чтения.