Опыт организации управления и самоуправления в учебно-воспитательном процесс

Школа должна уважать личное достоинство каждого ученика, его индивидуальные, жизненные цели, запросы и интересы, создавать благоприятные условия для его самоопределения, самоорганизации и самоуважения в развитии его как личности.

Эта идея саморазвития, самовоспитания, самоуправления подводит нас к пониманию сущности воспитания через коллективные учебные занятия. Для успешной организации этого занятия необходимо создавать и развивать самоуправление как средство и форму организации и управления учебным и воспитательным процессом. Если самоуправление заработало, то профессиональный педагог получает возможность заниматься с отдельными учениками и с отдельными группами учащихся. От того, как работает самоуправление в учебном процессе, зависит возможность создания самообразовательных коллективов для внеклассной и внеурочной работы.

Такие условия являются наиболее благоприятными для творчества, для нахождения наиболее эффективных приёмов и методик, путей и средств обучения и воспитания как коллектива в целом, так и его отдельных членов. В основу развития самоуправления в нашей школе мы решили положить структуру, разработанную А. С. Макаренко.

Мы создали детскую организацию «Республика Радуга», которая объединяет детей I, II, III ступени (см. приложение 6). Она преследует такие цели: • воспитывать гражданскую позицию у детей (формировать духовные  ценности, в частности, честность, ответственность, уверенность в себе); • формировать навыки сотрудничества, понимания свободы как  подчинения себя интересам окружающего мира; • развивать коммуникативные умения: самооценку и взаимооценку;

• расширять рамки сотрудничества с родителями.

Во главе республики «Радуга» стоит президент, который избирается парламентским советом. Совет курирует работу министерств труда, культуры, образования и здравоохранения. А еще в состав республики входят штаты «Росинка» и «Родничок». Каждый гражданин имеет права и обязанности (см. приложение 1).

Штаты «Росинка» объединяют учеников 1-4 классов. Они живут и работают по следующим направлениям: «Я и Семья», «Я и Здоровье», «Я и Мы», «Я и Природа» «Я – Сибирячок». Каждое направление развивается согласно поставленным целям и задачам (см. приложение 2). Чтобы каждый ребёнок мог проявить себя, принять активное участие в делах «Росинки» классы разбиты на отряды по 3-5 человек в каждом. Эти отряды имеют названия: трудовики, цветоводы, санитары, редколлегия, книголюбы. Отряды не являются постоянными, состав их может меняться в течение года, в зависимости от интересов детей. Ребята написали для себя правила росинят, придумали заповеди, гимн, а принимая гражданство, даже произносят клятву (см. приложение 3).

Штаты «Родничок» объединяют учащихся 5-6 классов. Для себя они избрали такой девиз: «Не согласен – возражай, возражаешь – предлагай, предлагаешь – делай».

В основу самоуправления положена структура, имеющая следующие элементы: постоянный отряд, сводный отряд, совет командиров.

Класс делится на подгруппы, состав которых остаётся неизменным. Это и есть постоянные отряды (количество 6-7 человек). Это первичный коллектив, который обсуждает вопросы успеваемости, дисциплины, составления планов работы, готовность к сдаче экзаменов и зачётов. Одной из основных функций постоянного отряда является недельное дежурство в классе. Это организация работы, обеспечение порядка, управление внешними и внутренними делами класса.

Каждый отряд имеет своего командира, члены отряда – свои сменные поручения. Мы стремимся к тому, чтобы каждый член отряда смог проявить себя при выполнении сменных поручений. В конце недели каждый отчитывается за своё дежурство, оценивает свою работу, выслушивает замечания или поощрения со стороны товарищей. Так мы учимся коммуникативным умениям: самооценке, взаимооценке, учимся высказывать своё мнение и выслушивать мнение товарищей. На следующую неделю назначаются новые дежурные и распределяются поручения: дежурного командира, санитара, цветовода, дежурного по коридору, игровика, трудовика, дежурного класса. И каждый из них несёт ряд обязанностей (см. приложение 4).

Благодаря тому, что поручения сменные, ребята могут попробовать выполнять различную работу и выбрать для себя более интересную, близкую своему увлечению.

Одному понравилось быть командиром, и он даже придумал название для своего отряда — «Улыбка». Другой придумал девиз: «Жить без улыбки – просто ошибка».

Сводные отряды служат для учебной работы. Некоторые внеклассные мероприятия также проводят сводные отряды. Это временные подгруппы, которые формируются для решения конкретных производственных задач. Члены сводного отряда выбирают своего командира, который координируют работу, отвечает за дисциплину (6-8 человек), ведёт учёт, организует контроль выполнения работы. После того, как выполнит свою работу, сводный отряд распадается.

Командиры постоянных отрядов образуют ядро Совета командиров. В него входит и классный руководитель. Раз в неделю совет командиров собирается на рефлексию. Старший в совете — командир дежурного отряда. Он руководит всей работой. Основная цель заседаний – анализ проделанной работы за прошедшую неделю и планирование следующей. Совет командиров полномочен рассматривать и обсуждать работу и поведение отдельных членов группы. (см. приложение 5.)

Проводя рефлексии, мы делаем выводы: • данная система воспитания заполнила вакуум, образованный  отсутствием детских организаций; • она даёт возможность каждому ребёнку попробовать себя в той или  иной роли (поручения сменные); • при такой организации самоуправления дети учатся выслушивать друг  друга и высказывать свои мнения;

• учатся объективно оценивать свою работу и работу товарищей.

В связи с тем, что детская организация долго отсутствовала, ребята утратили чувство ответственности за порученное дело, сплочённости. Всё это сказывается во время дежурного отряда. Важно, чтобы классный руководитель оказал посильную помощь дежурным командирам. Для этого у него должно быть больше свободного от уроков времени.

Хочется добавить, что такая система требует одинаковой ответственности каждого учителя за обучение и воспитание детей, независимо от предмета, а это требует определённого стимулирования.

———————-

Приложение 1

ОБЯЗАННОСТИ

• Выполнять закон республики  хорошо учиться. • Соблюдать правила внутреннего  распорядка. • Стремиться быть достойным  гражданином республики. • Принимать участие в  общественной жизни школы. • Участвовать в общественно-  полезном труде на благо

  республики.

ПРАВА

• Каждый гражданин имеет право  пользоваться всеми  материальными, техническими  ценностями. • Каждый гражданин имеет право  на индивидуальную,  коллективную, лицензированную  деятельность. • Имеет право принимать участие  во всех внеурочных

  мероприятиях.

Приложение 2

Я и Семья: Уважать членов своей семьи; воспитывать самоуважение; учить детей проявлять заботу о престарелых членах семьи – бабушках и дедушках; быть примером для своих младших сестрёнок и братишек.

Я и Здоровье: Воспитывать в детях потребность в здоровом образе жизни через спортивные мероприятия и беседы на данную тему: учить правилам личной гигиены.

Я и Мы: Это направление заинтересовано в раскрытии талантов и способностей ребят (кружковая работа, внеклассные развлекательные мероприятия и др.).

Я и Природа: Содержание этого раздела направлено на становление у детей эмоционально-нравственного отношения к окружающей среде. Ведущая идея – неразрывная связь человека и природы, достигается она как с помощью бесед о природе, так и практическими занятиями (экскурсии, походы и др.)

Я – Сибирячок: Цель этого направления – знакомить ребят с достопримечательностями Красноярского края. Воспитывать любовь и гордость за свою малую Родину. Расширять представления ребят о нашем городе, быть приветливыми горожанами, участвовать в благоустройстве города.

Приложение 3

Правила Росинят

Я и Семья: «Мама, папа, я – дружная семья. Вместе пляшем и играем, о делах не забываем».

Я и Мы: «Я хочу всё знать, уметь, мастерить, танцевать и песни петь».

Я и Природа: «Я – природы частица, буду беречь и зверя и птицу».

Я – Сибирячок: «Я живу в Сибири. Её богатства пусть знают во всём мире».

Заповеди Росиненка • Будь дружелюбным. • Не обижайся без дела. • Не дразни, ничего не выпрашивай. • Не ябедничай за спиной. • Зовут играть – иди, не зовут – попроси, это не стыдно. • Играй честно. • Почаще говори: давай дружить, давай играть, давай вместе домой  пойдём.

• Не выставляйся. Ты не лучше всех, ты не хуже всех!

Приложение 4

Игровик • Обеспечивать активный отдых одноклассников на переменах и вне  уроков. • Организовать подвижные игры, разучить новые. • Участвовать в составлении игротеки. • Способствовать накоплению настольных игр и следить за их  сохранностью. • В конце дня обеспечить порядок на журнальных столиках и полках для  игр. • В конце недели отчитаться перед одноклассниками о своей работе,

  оценить её, передать игры другому игровику.

Санитар • Следить за внешним видом одноклассников. • Делать рейды по проверке учебников. • Следить за чистотой в классе. • Обеспечить проветривание кабинета, в котором проводится урок. • Вместе с классным руководителем проводить беседы на тему «Я  здоровье берегу». • Следить за наличием сменной обуви у одноклассников. • В конце недели отчитаться перед одноклассниками о своей работе.

• В конце месяца принять активное участие в генеральной уборке.

Трудовик • Вместе с дежурным по классу обеспечивать готовность кабинета, в  котором проводится урок, к занятиям. • В конце дня сделать вместе с дежурным по классу уборку в  закреплённом кабинете. • В конце недели отчитаться перед одноклассниками о своей работе. • В конце месяца принять активное участие в генеральной уборке на

  закреплённой территории.

Цветовод • Обеспечивать уход за цветами: полив, рыхление, удаление сухих  листьев, пыли. • Способствовать разведению новых видов цветов. • Содержать в надлежащем порядке цветочный уголок, закреплённый за  классом в коридоре. • В конце недели отчитаться перед одноклассниками, оценив свою

  работу.

Дежурный по классу • Обеспечить готовность кабинета, в котором проводится урок, к  занятиям, а также его чистоту по окончании уроков. • Оказывать необходимую помощь учителю, ведущему урок. • В конце дня сделать уборку в закреплённом кабинете. • В конце недели отчитаться перед одноклассниками о своей работе,  оценив её.

• В конце недели принять активное участие в генеральной уборке.

Дежурный по коридору • Вместе с дежурным учителем обеспечивать отдых на перемене. • Оказывать необходимую помощь игровику. • Следить за чистотой коридора, за сохранностью мебели и цветов. • Выявлять нарушителей дисциплины и порядка. • В конце недели выпустить листовку «Голос дежурного», отразив в ней то  необычное, что было замечено во время дежурства.

• В конце недели отчитаться перед одноклассниками о своей работе.

Дежурный командир • Обеспечивать вместе с дежурным по классу готовность кабинета, в  котором проводится урок к занятиям, а также чистоту его по окончании  уроков. • Оказывать необходимую помощь учителю, ведущему урок, и  классному руководителю в организации дел в классе. • Чётко следить за дежурством в классе, оповещая дежурных накануне  или в экстренном случае перед началом занятий. • В конце месяца с помощью классного руководителя организовывать  генеральную уборку прикреплённого кабинета. • В конце недели организовывать отчёт дежурного отряда перед

  одноклассниками и отчитаться самому о своей работе.

Приложение 5

Пример вопросов для рефлексии командиров

Цель

• Развивать умение слушать, понимать сказанное.• Умение говорить, оформлять свои мысли, доводить их до  другого.

• Учить самооценке и взаимооценке.

Повестка

1. Отчёт о дежурстве.
2. Учёба командиров.

Пример вопросов для рефлексии игровиков

Цель

• Вырабатывать умение говорить, оформлять свои мысли  так, чтобы всем было понятно. Умение слушать и понимать  сказанное.

• Разучить новую игру.

Повестка

1. Беседа за круглым столом о том, какие трудности    встретились во время дежурства отряда при выполнении    данного поручения.2. Разучивание новых игр: «Сосед, подними руки» и

    «Птичка».

Приложение 6