Анализируя свой первый «запуск» коллективных занятий в 5 классе в 1995 – 96 учебном году, я была не удовлетворена качеством овладения учащимися методиками коллективных учебных занятий, темпом продвижения по маршрутам, организацией самоуправления.
Поэтому, имея эталон организации коллективных занятий, полученный на семинарах в Краевом центре развития образования, задумалась: как быстро и качественно перейти к коллективным занятиям на 3-й фазе, не искажая методик и не нарушая технологию коллективных занятий, и при этом обеспечить прочное усвоение учебного материала?
Свою работу я начала с предварительной подготовки учителя и учащихся третьего класса. Составила карточки по методикам взаимотренажа, взаимопроверки индивидуальных заданий и взаимодиктанта на повторение материала 3 класса; обучила им учителя; затем в течение 10–15 минут каждого урока работала с детьми по этим методикам. Учащиеся работали в сводных отрядах. При этом я добивалась чистоты выполнения каждой методики, обучала ребят преодолевать желание работать индивидуально, показывала преимущества коллективной работы, учила уважать и слышать друг друга, обучать других и учиться у всех. Учащиеся с желанием откликнулись на новую форму работы и с удовольствием включились в ту «игру», которая была им предложена учителем.
Итак, те 5-классники, которых я встретила 1 сентября, были уже подготовлены к коллективным учебным занятиям как психологически, так и практически, имея опыт работы по некоторым методикам.
На самом первом уроке в новом учебном году учащиеся быстро восстановили навыки работы по известным уже им методикам, работая в блоке повторения.
Следующим этапом подготовки учащихся к переходу на коллективные учебные занятия была работа по составлению опорного конспекта. До понимания детей важно было донести необходимость приобретения навыков составления опорного конспекта и работы с ним.
Но самым важным моментом в подготовительный период является работа по изучению методики взаимообмена заданиями. Эта методика, по моему мнению, – одна из основных методик при изучении нового материала по математике, поэтому от того насколько каждый ребёнок овладеет данной методикой, зависит не только успешность обучения каждого ребёнка, но и успех обучения всех детей в целом.
Алгоритм работы по методике взаимообмена заданиями отрабатывался очень тщательно. Создавались различные ситуации, ребята предлагали варианты, как нужно поступить, как должен вести себя командир и члены сводного отряда, с каким вопросом можно обратиться к учителю, а какой решается только с командиром или в отряде.
Нельзя не отметить ещё один важный момент, который способствует успешному вхождению учащихся 5 класса в новый учебный процесс: это упорядочение работы с тетрадями и введение книжек-малюток для самоконтроля. С учащимися было заведено несколько рабочих тетрадей. Каждая тетрадь имела своё предназначение и использовалась на уроке в нужный момент времени. Тетрадь с пометками «ВОЗ» (взаимообмен заданиями) и «ОК» (опорный конспект) использовалась только для изучения нового материала, в ней тщательно записывались опорные конспекты и производилась передача знаний по методике ВОЗ. Тетрадь с пометками «ВПЗ» (взаимопроверка индивидуальных заданий), «ВТ» (взаимотренаж) использовалась для обработки и закрепления изученного материала по данным методикам, а в тетрадях с пометками «ИЗ» (индивидуальное задание), «СР» (самостоятельная работа), «КР» (контрольная работа) учащиеся выполняли те виды работ, которые соответствуют указанным пометкам. Ребята очень быстро привыкли к строгому предназначению каждой тетради, легко в них ориентировались, умело пользовались ими по мере необходимости.
Так как работа в блоке предполагает использование разных методик коллективных занятий, то для лучшей ориентации учащихся, для обеспечения самоконтроля и связи с родителями ребята завели книжки-малютки, в которых записывали маршрут прохождения блока, очерёдность различных видов работ, время, отведенное на выполнение той или иной работы, и номера домашних заданий. Так при прохождении блока «ДД1» (сравнение и округление десятичных дробей) у учащихся в книжечке-малютке появляется следующая запись:
Описанный выше подготовительный период занимает 6 – 8 часов учебного времени: • 2 ч. на повторение методик ВТ, ВПЗ, ВД; • 2 ч. на составление ОК по блоку свойства натуральных чисел; • 2 ч. на изучение методики ВОЗ;
• 2 ч. на организацию самоуправления в сводном отряде, на составление «малюток» и оформление необходимых тетрадей.
Уже на пятый день с помощью учительской кооперации и учащихся 6 кл. был осуществлён запуск коллективных учебных занятий, отвечающий всем требованиям 3-ей фазы, обеспечивающий быстрое и качественное продвижение учащихся по изучаемому материалу, интерес и желание учиться.