Дополнительное образование детей сохраняет ориентацию на создание условий для самоопределения ребенка, развития его творческого потенциала.
В настоящее время система образования Красноярского края насчитывает 70 учреждений дополнительного образования спортивной направленности:
- специализированные детско-юношеские школы олимпийского резерва (СДЮШОР) — 5;
- детско-юношеские спортивные школы (ДЮСШ) — 36;
- детско-юношеские клубы физической подготовки (ДЮК ФП) — 29.
Сеть учреждений расположена в 44 территориях края. В спортивных школах и клубах занимается более 55 тысяч школьников 38 видами спорта. Стабильный состав тренеров-преподавателей и педагогов дополнительного образования (2000 год — 1464 чел.) обеспечивают качественный учебно-воспитательный процесс. Сохраняется тенденция к увеличению штатных работников в СДЮШОР и ДЮСШ.
В целях организации и координации деятельности учреждений дополнительного образования спортивной направленности создана Краевая специализированная детско-юношеская школа олимпийского резерва. Директор школы — Браун Петр Андреевич, «Заслуженный работник физической культуры».
Как центр организационно-методической работы школа руководит физическим воспитанием, массовым спортом практически во всех видах образовательных учреждений системы образования:
- дошкольные образовательные учреждения,
- школьные образовательные учреждения,
- учреждения дополнительного образования.
Одним из важнейших направлений в работе КСДЮШОР по реализации поставленных перед ней задач является методическое сопровождение физкультурно-оздоровительной и спортивной работы, учебно-воспитательного процесса спортивных школ и клубов . Краевая школа курирует методические объединения образовательных школ, дошкольных учреждений, советы старших тренеров, учреждений спортивной направленности. В рамках методических объединений организуются и проводятся семинары, совещания, консультации и т.д. Одним из разделов методической работы является проведение курсов по повышению квалификации учителей по физическому воспитанию, руководителей физического воспитания детских садов, руководителей методических объединений, тренеров-преподавателей и педагогов дополнительного образования по видам спорта, медицинских работников; а также проведение семинаров-совещаний для руководителей учреждений дополнительного образования.
Как организационный центр, КСДЮШОР проводит комплектование спортивных школ и клубов края, принимает статистическую отчетность, составляет календарный план спортивно-массовых мероприятий.
Одним из важных направлений деятельности краевой школы является выявление и предоставление возможности самореализации талантливым и одаренным детям в избранном виде спорта. Самые талантливые учащиеся спортивных школ и клубов края получают дополнительное питание и устроены на ставки спортсменов-инструкторов. Результатами работы по поддержке одаренных учащихся являются выступления на международных соревнованиях. В 1999-2000 учебном году 9 воспитанников спортивных школ системы образования стали победителями Чемпионатов и первенств Мира, Европы; 50 учащихся стали победителями и 62 призерами Чемпионатов и первенств России. Звания «МС МК» присвоено 5 спортсменам, «МС РФ» — 26. В составы сборных команд России по 13 видам спорта вошли 46 учащихся. Два воспитанника системы дополнительного образования спортивной направленности в составе сборной команды России представляли Красноярский край на 27 Олимпийских играх в Сиднее. Сайтиев Адам стал Олимпийским чемпионом по вольной борьбе.
Выполняя задачу массового привлечения детей и подростков к систематическим занятиям физической культурой и спортом, КСДЮШОР ежегодно проводит до 42 первенств края по 14 видам спорта, в которых принимают участие более 6 тысяч школьников. Все краевые соревнования 2000 года посвящены 55-летию Победы в Великой Отечественной Войне.
В спортивных школах и клубах края реализуется программа по «Олимпийскому образованию», которая помогает учащимся более осознано приобщиться к идеалам и ценностям олимпийского движения.
Среди учреждений дополнительного образования спортивной направленности края есть уникальные по своему содержанию, структуре и направленности. Детско-юношеский клуб физической подготовки Октябрьского РОО г. Красноярска, директор В.Л. Высоцкий — экспериментальная площадка, деятельность которой ориентирована на решение проблем непрерывного физкультурного образования детей.
Экспериментальный клуб физической подготовки представляет собой систему взаимосвязанных между собой образовательных учреждений:
- детские дошкольные учреждения,
- начальная школа,
- спортивные клубы по интересам для старшеклассников.
Функционирование системы оформлено как «Программа непрерывного физкультурного образования: детский сад — школа — ДЮК-клубы по интересам», где педагог имеет возможность работать с детьми от 3 до 17-18 лет.
Специализированная детско-юношеская школа олимпийского резерва по спортивной гимнастике Управления образования г. Красноярска, директор «Заслуженный тренер СССР, России» В.А. Шевчук — единственное в крае учреждение, работающее по схеме «школа-интернат — СДЮШОР». Все учащиеся СДЮШОР обучаются в спортивных классах общеобразовательной школы № 71. На базе этой же школы создан спортивный интернат на 25 мест для самых одаренных и талантливых юных гимнастов. Среди воспитанников СДЮШОР — Олимпийская чемпионка 22 игр в Москве Наймушина Елена; Татьяна Годенко — многократная Чемпионка России, победительница Международных турниров.
КСДЮШОР является координационно-методическим центром по работе с учреждениями дополнительного образования спортивной направленности края и центром по пропаганде здорового образа жизни среди детей и подростков края. Школа имеет три отделения по видам спорта: вольная борьба, таэквон-до, горные лыжи, в которых обучается 800 учащихся, из них:
- МС МК — 6;
- МС РФ — 19;
- КМС — 44.
С детьми работает 29 тренеров-преподавателей:
- «Заслуженных тренеров России» — 5;
- «Отличников физической культуры» — 9.
Согласно Устава школы, деятельность осуществляется по следующим направлениям:
- образовательному;
- воспитательному;
- оздоровительному;
- спорту высших достижений.
Краевая СДЮШОР использует свои отделения как опытные площадки для отработки новых технологий учебно-тренировочного, воспитательного и образовательного процессов, потом которые внедряются в практику спортивных школ и клубов края.
В учреждениях дополнительного образования спортивной направленности края работают замечательные педагоги, мастера своего дела. Несмотря на все трудности, они сумели развить добрые традиции, сохранить творческое отношение к своему делу. Тренеры-преподаватели и педагоги помогают детям не только стать сильнее физически, но и быть добрее, энергичнее, избежать влияния улицы.