1. Для чего и когда создавалась группа.
В 1990 — 1991 учебном году в микрорайоне «Солнечный» г. Красноярска открывается новая школа. Кто работал в школах-новостройках, тому хорошо знакома ситуация, когда в таких школах оказывается большая часть проблемных детей. Положение осложнялось тем, что «Солнечный» в целом социально сложный район.
Школу возглавил молодой директор Мкртчян А.А. Он ясно представлял ситуацию в своей школе — нет коллектива, а есть лишь набор учителей предметников, есть «не самые прилежные ученики», и их всех надо учить. Директор понимал, что надо увлечь всех общим делом.
На летней организационно-деятельностной игре в 1990 г. в г. Черногорске Красноярского края Аргам Ашотович разрабатывает программу развития школы, основываясь на идеях коллективного способа обучения
Его мечта — сделать школу КСО-шной. Согласно программе с первого года в школе начинаются работы по созданию новой образовательной практики на основе коллективных учебных занятий (КУЗ).
На 1990–1991 учебный год ставилось две задачи: • реализовать те представления, которые сложились в команде КСО- шников по созданию разновозрастной учебной группы (РВГ).
• распространить идеи КУЗ на коллектив.
2.Вот основные фрагменты наших представлений об РВГ: • РВГ есть сложная самообеспечивающаяся творческая группа, где обучаются дети разного возраста (каждый работает с каждым, все друг другу помогают); • в РВГ используются все формы работы (индивидуальная, парная, групповая), но ведущей является работа в парах сменного состава; • нет отдельных классов, а есть сводные отряды по предметам, в которые дети комплектуются не по возрасту, а по принципу «знает- не знает». Сводный отряд нужен, чтобы изучить какую-то часть учебного материала, затем дети переходят в другой сводный отряд по другим предметам; • нет привычных уроков; в расписании указаны предметы, которыми дети могут заниматься в данный день; • нет чёткого распределения учителей-предметников, а есть учительская
кооперация.
В кооперации дежурный учитель отвечает за организацию занятий и формирование сводных отрядов; учителя работают в различных сводных отрядах, они отвечают за качество изучаемого материала.
Учитель, работающий в сводном отряде не по своему предмету, является ассистентом.
В учительской кооперации ежедневно все вместе анализируют и планируют деятельность учебной группы.
• На коллективных учебных занятиях дети сами учатся управлять. В каждом сводном отряде на время его работы выбирается командир. Формируются постоянные отряды, и командир отряда вместе с учительской кооперацией планирует деятельность каждого члена своего отряда. С командирами постоянных отрядов или со всеми членами учебной группы проводится ежедневная рефлексия, в результате которой дети учатся осознанно относиться к занятиям.
3. Как мы работали.
В июне – августе набрали группу детей (5-8 класс). С группой работали 2 классных руководителей: Благодатская Е.В. и Солдатова Е.В. (теперь Сушкина), завучем на экспериментальной площадке была Литвинская И.Г., научное руководство осуществлял Мкртчян М.А.
В начале сентября мы провели диагностику детей и выяснили, кто что знает, что не знает.
Затем независимо от возраста мы распределили детей по сводным отрядам (например, восьмиклассник изучал тему по математике вместе с шестиклассниками).
По каждому предмету были созданы сводные отряды. В расписании мы указывали предметы, которыми ребёнок мог заниматься в течение дня.
Поработав в сводном отряде по математике и изучив нужный объём материала, ребёнок мог перейти в другой сводный отряд по математике или другому предмету.
Маршруты движения для каждого ребёнка продумывали при планировании. За формирование сводных отрядов отвечал дежурный учитель, остальные учителя работали в сводных отрядах и отвечали за качество знаний, умений и навыков.
В каждом сводном отряде изучали и отрабатывали методики коллективных учебных занятий. Например, в сводном отряде по природоведению в сентябре начали изучать с детьми методику Ривина, по математике — методику взаимообмена заданиями, в сводных отрядах по биологии и географии использовали вопросники; по физике, истории, русскому языку начали изучение методики взаимопередачи тем. После занятий в постоянных отрядах анализировали прожитый день: какую часть материала прошёл каждый ребёнок, что мешало, что помогало, что можно изменить завтра. Так мы учили детей рефлексировать.
4. Наши трудности и ограничения.
Любой эксперимент связан с трудностями, но имеются и специфические трудности и ограничения. В нашем эксперименте к числу важных ограничивающих факторов следует отнести: • монопредметность (в РВГ работали три физика), опыт педагогической деятельности (наличие 2-х молодых специалистов), занятость учителей в основной школе; • полное отсутствие дидактического материала (были карточки лишь по
отдельным темам по математике, природоведению, русскому языку);
Кроме того, в экспериментальную группу были набраны проблемные дети, т. к. КСО-шники считают, что учить можно всех.
Все эти ограничения сказались на организации занятий, на качестве знаний. Например, «физику», который являлся ведущим учителем по биологии и географии, сложно ориентироваться в годовой программе по данным предметам и использовать дополнительный материал.
Учителя, работающие в РВГ, имели еще нагрузку в основной школе, и поэтому работу группы приходилось подстраивать под расписание основной школы.
После рабочего дня, проведя с детьми рефлексию, спланировав работу на следующий день, учителя составляли дидактический материал, корректировали имеющийся.
6. Основными проблемами являлись:
Документация. В этом вопросе не было опыта ни у нас — экспериментаторов, ни у администрации школы. На нашу разновозрастую группу выдали один классный журнал, но у каждого возраста своя программа, своё количество часов, специфические особенности эксперимента (ребёнок движется своим темпом, нет фронтальных контрольных работ…) Мы выбрали наиболее удобный для себя вариант, чем-то похожий на табло учёта, но не похожий на привычный классный журнал.
Учёт времени изучаемого предмета. Тогда у нас не было сводной ведомости, где бы мы отмечали время нахождения каждого ученика в сводном отряде. Дети двигались своим темпом (одному достаточно было 20-30 мин, чтобы изучить тему и выйти из сводного отряда, а другому не хватало и двух часов), мы пытались учитывать время, но системы не было.
Создание учительской кооперации. Те объёмы работ, которые нам предстояло выполнить, не могли быть осуществлены без ядра учительской кооперации, т. е. наличия учителей, которые работали бы только в РВГ. Учительская кооперация оправдывает себя на учебных занятиях, если все вместе каждый день планируют работу, рефлектируют, вырабатывают общее понимание любой проблемы. Наши учителя были заняты и в РВГ и в основной школе, работали у нас почасовики, и даже два учителя ездили из школы « 141.
Поэтому каждый день собираться не могли, работали, как получалось, за счёт одного энтузиазма учителей.
7. Что в итоге получилось.
Долго на энтузиазме работать не могли. Во II полугодии перешли в режим погружения по предметам, учебная программа была выдана, была создана основная «дидактика» по математике, физике, природоведению, географии, биологии, английскому языку.
Второгодников не было, но получить какие-то значимые результаты эксперимента со «слабыми» детьми за один год работы невозможно.
Закончился учебный год, вместе с ним и экспериментальные работы в школе 144. Но нашими результатами как положительными, так и негативными, могут воспользоваться коллеги из других школ.