Организация групповой работы в учебном процессе как необходимое условие становления в школьнике субъекта саморазвития

В настоящее время существующая в образовании тенденция рассматривает весь педагогический процесс как педагогику сотрудничества, и при этом обнаруживает себя проблема учебного сотрудничества, т. е. коллективных, групповых форм работы. Учебное сотрудничество в образовательном процессе состоит из совокупности взаимодействий: учитель – ученик (ученики), ученик – ученик, общегрупповое взаимодействие учеников в коллективе.

Практика обучения при внедрении коллективных форм работы в учебный процесс убедительно показывает, что именно организационная форма обучения »ученик – ученик» (учебное сотрудничество) предоставляет значительные резервы для формирования познавательной мотивации, способствующей повышению эффективности обучения, самооценки и развития личности ребёнка в целом.

С точки зрения диалектического подхода, реализованного в способе диалектического обучения, переход от организационной формы »учитель – ученик» к сотрудничеству на уровне »ученик – ученик» позволяет осуществить переход от субъект-объектных отношений к субъект-субъектным отношениям в образовательном процессе, что, на наш взгляд, способствует личностно – ориентированному подходу в обучении, о котором так много говорится в настоящее время. В этих условиях организация групповой работы способствует выведению учебного процесса на уровень простой и сложной кооперации, вследствие чего, с одной стороны, преодолевается ограниченность индивидуального интеллекта, а с другой стороны – изменяется направленность индивидуальной работы, которая становится общественно направленной.

В основе организации учебной деятельности в системе способа диалектического обучения — простая и сложная кооперация, органично включающая индивидуальный труд школьников, выступает как средство, с помощью которого ученики получают реальные »рычаги» управления собственной деятельностью как совместной, так и индивидуальной. Этими »рычагами» являются функции учебной деятельности, которые при определённой организации групповой работы учащихся постепенно передаются детям: логическая и исполнительская полностью, а управленческая — частично. Кроме того, в условиях сложной кооперации каждый ученик выполняет определённое задание, которое он вправе выбрать самостоятельно в соответствии со своими способностями, интересами, осуществляя осмысленную свободу выбора. При этом в совместной деятельности происходит взаимовлияние субъектов саморазвития (обмен межсубъектными деятельностями), расширенное воспроизводство знаний, свободное общение.

При систематической организации групповой работы в учебном процессе и соблюдении определенных условий у детей разного школьного возраста происходит рост их субъектной активности, становление в учащемся субъекта саморазвития. Дети учатся с удовольствием, ощущая радость познания, и чувствуют при этом себя превосходно. В таких условиях организации учебной деятельности дети переживают чувство гедонистического наслаждения, осуществляют свободу выбора и принятия ответственности, обретая уверенность в собственных силах, а значит, становятся счастливыми и здоровыми.

Текст №8.

«Человеку, чтобы открыть до конца человека, был необходим целый ряд «чувств», постепенное приобретение которых заполняет и членит саму историю борьбы духа. Чувство пространственной необъятности в великом и малом, расчленяющее и разграничивающее внутри беспредельной сферы круги обступающих нас предметов.

Чувство глубины, старательно отталкивающее в бесконечность, в необозримые времена, события, которые, некая сила наподобие тяжести постоянно стремится спрессовать для нас в тонкий листок прошлого.

Чувство количества, которое открывает и, не дрогнув, оценивает ужасающее множество материальных или живых элементов, участвующих в малейшем преобразовании универсума.

Чувство пропорции, которое – хорошо ли, плохо ли – улавливает разницу в физическом масштабе, отличающую по размеру и ритму атом от туманности, крошечное от огромного.

Чувство качества или новизны, которое, не нарушая физического единства мира, различает в природе абсолютные ступени совершенствования и роста.

Чувство движения, способное воспринимать неодолимое развитие, скрытое величайшей медлительностью, крайнее брожение под вуалью покоя, новое, закравшееся в монотонную сердцевину монотонного повторения одного и того же.

Наконец, чувство органического, которое под поверхностей чередой событий и групп обнаруживает физические связи и структурное единство.»

Без этих качеств нашего взора человек бесконечно останется для нас, как бы ни старались научить нас видеть, тем, чем он ещё остается для многих людей, — случайным предметом в разобщенном мире. Напротив, стоит отделаться от тройной иллюзии незначительности, плюральности и неподвижности, как человек без труда занимает возвещаемое нами центральное место – вершину (на данный момент) антропогенеза, который сам венчает космогенез.

Задания к тексту: 1) Сформулируйте вопросы-суждения к тексту, отразив в них всеобщие признаки окружающего    мира? 2) Определите понятие чувство и ему противоположное, установите между ними взаимосвязь и

    взаимозависимость.

Литература:
Тейяр де Шарден П. Феномен человека. М.: Издательство «Наука», 1987. – С. 38-39.

Анализ «исследования самооценки» по школе № 78, 7-а класс, май 2002 года

учитель Колодина Галина Ивановна

1. Общий вывод об уровне самооценки:
 

Уровень самооценки/
Количество обладателей
Высокий уровень самооценки (завышенный)
К более 0,7
Адекватный уровень самооценки 

К от 0,4 до 0,7

Низкий уровень самооценки 

К менее 0,4

  0,8; 0,8; 0,8; 0,8 0,8; 0,74 0,7; 0,7; 0,6; 0,7 0,7; 0,7; 0,6; 0,6 0,5; 0,7; 0,6; 0,6 0,6; 0,5 0,37; 0,3; 0,2; 0,2; -0,1
Общее кол-во: 6 14 5
В процентах 24% 56% 20%

Таким образом, адекватной самооценкой обладают более половины учащихся класса. У пятой части класса коэффициент свидетельствует о низкой самооценке. Почти столько же детей класса имеют высокую самооценку.

2. Приоритеты учащихся класса в идеале и на самом деле (по первым 3-м качествам):
 

Идеальные качества личности (по мнению уч-ся) «Я» качества
Смелость (19) — 76% Смелость (11) — 44%
Жизнерадостность (16) — 64% Жизнерадостность (10) — 40%
Терпеливость (7) — 28% Терпеливость (7) — 28%
Энергичность (7) — 28% Уступчивость (7) — 28%
Настойчивость (6) — 24% Осторожность (6) — 24%

3. а) При исследовании «Я» качеств, ученики отметили в первой десятке свойственные им качества, такие как: застенчивость (4), вспыльчивость (3), нерешительность (3), капризность (2), мнительность (2), нервозность (1). Выявленные качества личности, которыми обладают дети, вызывают у некоторых из них вероятно беспокойство и недовольство собою. б) Необычный результат получен у одного ученика, который очень критично оценил свои собственные качества как личности. У него самое большое разностностное отличие идеала от действительности.

в) Разность «идеала» от «действительности» составляет от 0 до 19.

Самооценка исследовалась по методике Реанн А.А., Коломинский Я.Л. («Социальная психология».- Спб.: ЗАО «Издательство «Питер», 1999.- 416 с. Серия «Мастер психологии». С. 48-50.

Проводила занятие и обрабатывала полученные данные Ищенко Т.Н., ст. науч. сотрудник лаборатории СДО.

Анализ результатов выполнения субтестов по математике (8 класс)
в школе №78 Свердловского района г. Красноярска.

Максимальное количество баллов – 51. 75% и более – высокий уровень выполнения (38 баллов и более) 65–75% — средний уровень (33 балла и более).

До 50% — низкий уровень (менее 25 баллов).

1) 8 класс, учитель Колодина Галина Ивановна. Количество выполнявших тесты: 22 чел. Итоги:       более 38 баллов – нет;       более 33 баллов – 33, 35,36,37;       менее 33 баллов – 25, 26, 27, 29, 30, 31, 31, 33;

      менее 25 баллов – 19, 19, 21, 21, 21, 22, 22, 23, 23, 24.

Итак,       высокий уровень – нет,       средний уровень – 12,

      низкий уровень – 10.

Однако, если учесть то, обстоятельство, что на два вопроса не смогли дать верного ответа в связи с не прохождением определенной темы (функции), то результаты будут несколько иные, а именно:       высокий уровень – 14,3% (2 чел.)       средний уровень – 47,6% (10 чел.)

      низкий уровень – 38% (8 чел.).

2) 8 класс, учитель Рещенко Евдокия Юрьевна. Количество выполнявших тесты: 30 чел. Итоги:       более 38 баллов – 3 чел. (39,40,42);       более 33 баллов – 38, 37, 37, 37, 36, 36, 36, 36, 35, 35, 34, 34;       менее 33 баллов – 32, 32, 32, 32, 31, 29, 28, 28, 27, 27, 27, 27;

      менее 25 баллов – 19.

Итак,       высокий уровень – 10% (3 чел.)       средний уровень – 86,7% (26 чел),

      низкий уровень – 3,3% (1 чел.).

P.S.: класс Рещенко Е.В. занимается по данной методике, а именно: способ диалектического обучения, уже 4 года, а класс Колодиной Г.И. – 1 год.

Выполнение определенных логических операций учениками 8 класса школы №78,
учитель Рещенко Е.Ю. (апрель 2002 года, 4-ый год обучения по СДО)

Выполнение/Логические операции Макс. кол-во баллов Количество выполнивших субтест Среднее кол-во баллов (выполнение) Выполнение (в %)
Определение понятий 11 2 7,97 – 8 72,7%
Деление понятий 12 5,6 46,7%
Аналогия 13 3 8,73 67,2%
Обобщение 15 7,73 51,5%

Таким образом, ученики хорошо умеют определять понятия и использовать метод аналогии. Высокий уровень овладения этими операциями показали 5 учеников класса, набрав максимальное количество баллов.

Сложнее всего для них оказалась операция деления понятий, т.е. необходимо больше внимания уделять выявлению оснований для деления (существенный признак). Операция деления понятий выявляет объем понятия и в связи с этим требует глубокой работы с ней. В связи с этим необходимо в системе рассматривать на уроках задания с указанием существенных признаков при делении понятий, определенных заданий, работать далее над классификацией.

Выполнение определенных логических операций учениками 8 класса школы №78,
учитель Колодина Г.И. (апрель 2002 года, 4-ый год обучения по СДО)

Выполнение/Логические операции Макс. кол-во баллов Количество выполнивших субтест Среднее кол-во баллов (выполнение) Выполнение (в %)
Определение понятий 11 3 7 63,6%
Деление понятий 12 -2 5,5 45,8%
Аналогия 13 -3 5,8 38,7%
Обобщение 15 7,5 50%

Таким образом, ученики неплохо умеют определять понятия и обобщать их. Причем, 3 ученика набрали максимальное количество из возможных баллов по определению понятий.

Слабо умеют использовать учащиеся класса операции аналогии и деления понятий. Так, 5 учащихся не выполнили эти задания полностью. Необходимо определить роль и место аналогий в преподавании математики и выстроить в связи с этим определенные систему заданий. Дальнейшее внимание уделить выявлению существенных признаков деления (необходимых оснований).