Организация образовательного процесса в рамках модуля «Нормативно-правовая база государственно-общественного управления образованием»

Основной целью данного учебного модуля является предоставление слушателю возможности ознакомиться с действующей нормативно-правовой базой государственно-общественного управления образованием, выбрать для себя и спроектировать условия нормативного обеспечения собственной инициативы.

Среди задач модуля, рассматриваемых в контексте формирования и реализации образовательной политики государства и общества, можно выделить следующие: • Повысить уровень правовой грамотности работников системы управления  образования края. • Оформить и запустить перспективные модели нормативно-правового  обеспечения государственно-общественного управления образованием края. • Проверить эффективность новых моделей нормативно-правого  регулирования системы образования. • Осуществить паритетное сетевое взаимодействие образовательных  инициатив, осуществляющих разработки в области нормативно-правого  обеспечения системы образования. • Создать и отладить учебно-методический комплекс для повышения  квалификации в области государственно-общественного управления  образованием. • Наметить перспективы и стратегию нормативно-правового регулирования

  образования в области государственно-общественного управления.

Конкретизируя содержание и условия работы со слушателями, принципиальными являются следующие замечания по поводу организации образовательного процесса в рамках учебного модуля.

1. Учебная работа проводится дифференцировано в зависимости от интересов и реального опыта слушателей.
2. Важным принципом организации образования в рамках модуля является принцип опоры на инициативы слушателей, стремление выработать нормативно-правовое оформление определенных специфических для данной инициативы отношений субъектов социальной действительности.
3. Возможно деление слушателей на подгруппы.
4. Выявление содержания инициатив возможно как в условиях учебного модуля, так и в условиях целостной деятельности КСИУ, в рамках сессий самоопределения.
5. На первой сессии предполагается тестирование слушателей на предмет знания нормативно-правовых основ образования, а также прояснение содержания нормативно-правового регулирования в их проектах. Результаты тестирования каждого слушателя доступны только преподавателям и каждому слушателю индивидуально. В первом потоке слушателей КСИУ тестирование не предполагается. Защита проектов предполагает презентацию слушателем основного документа, оформляющего отношения субъектов его инициативы (устав Фонда, образовательного учреждения; положение об общественном объединении, ассоциации и пр.), тестирование.
6. Основной базовой площадкой модуля является Муниципальная система образования Советского района г. Красноярска (площадка «свободного типа»).
7. Для организации образовательного процесса в рамках КСИУ осуществляется деятельность менеджера, который: • организует учебные сессии (принимает участие в этом); • поддерживает связь со слушателями в межсессионный период; • организует межсессионные консультации; • ведет документацию модуля (списки слушателей, оформление  документов и пр.);

• отслеживает изменения, модернизацию модуля.

8. Можно выделить следующие содержательные блоки организации образовательного процесса в рамках модуля: 1. Образовательная политика как область рефлексии социальных    отношений. 2-3 часа. 2. Генезис государственно-общественных отношений, выявление    сущности инициатив. 10-15 часов. 3. Знания в области нормативно-правового регулирования социальной    сферы. 20-25 часов.

4. Практика нормативно-правового регулирования. 30-35 часов.

1-3 блоки – лекционно-семинарские занятия. 4 блок – стажировки, презентации, деловые игры, межсессионная практика слушателей, индивидуальные консультации, другие активные формы обучения. Сессионное преподавания по данным блокам осуществляется по концентрическим принципам. Слушателей не последовательно проходит один блок за другим, а возвращается от последующих к предыдущим от сессии к сессии.

9. Блоки реализуются сообществом преподавателей-разработчиков модуля. Вместе с этим, за первые три блока отвечают определенные группы преподавателей: 1 блок – главный специалист ГУО, к.п.н. И.М. Реморенко. 2 блок – группа сотрудников педагогического колледжа № 2 г. Красноярска: Прокопорская Т.И., Непомнящая Т.В., Андреева Н.А. 3 блок – группа сотрудников управления образования и фонда «Попечительство об образовании» Советского района г. Красноярска: Зимин Е.Ю., Седельников А.А., Головина О.Д.

4 блок – предмет общей ответственности.

10 Окончательно количество часов по каждому блоку зависит от конкретной образовательной программы слушателя. Общее количество учебных часов модуля – 72.
11. Детализация содержания блоков приведена в общем тексте учебного модуля.
12. Участие слушателей в исследованиях, проводимых КСИУ, приветствуется, может стать одной из частей их индивидуальной образовательной программы.
13 Учебный модуль может рассматриваться как самостоятельная и самодостаточная часть образовательной программы КСИУ. В связи с этим, оптимальной структурой обучения слушателей в процессе учебного года является:
1. Первая учебная сессия – сентябрь.    На ней происходит выявление содержания инициатив слушателей,    осуществляется введение в контекст современных подходов к    регулированию государственно-общественных отношений,    демонстрируются успешные образцы нормативно-правового    оформления социально-образовательных инициатив. Слушатели    получают задания относительно самостоятельной постановки задачи    нормативно-правового оформления своей инициативы.

2. Вторая учебная сессия – ноябрь.

    Слушатели получают основные знания в области нормативно-    правового регулирования образования, проходят стажировки в    образовательных учреждениях базовой площадки. Оформляют    собственную проектную задачу в области нормативно-правового    регулирования государственно-общественных отношений.

3. Третья сессия – апрель.

    Слушатели представляют выполненные работы в области нормативно-    правового регулирования образования, проводится их открытая

    защита, тестирование.

Между второй и третьей сессией организуются индивидуальные консультации. Возможна также организация дополнительных платных консультационных услуг.

14 Окончательный выбор содержания образовательной программы каждого конкретного слушателя определяется на общих сессиях самоопределения КСИУ, обусловлен финансовыми условиями деятельности института, зафиксирован в договоре слушателя с КСИУ.