Основной целью данного учебного модуля является предоставление слушателю возможности ознакомиться с действующей нормативно-правовой базой государственно-общественного управления образованием, выбрать для себя и спроектировать условия нормативного обеспечения собственной инициативы.
Среди задач модуля, рассматриваемых в контексте формирования и реализации образовательной политики государства и общества, можно выделить следующие: • Повысить уровень правовой грамотности работников системы управления образования края. • Оформить и запустить перспективные модели нормативно-правового обеспечения государственно-общественного управления образованием края. • Проверить эффективность новых моделей нормативно-правого регулирования системы образования. • Осуществить паритетное сетевое взаимодействие образовательных инициатив, осуществляющих разработки в области нормативно-правого обеспечения системы образования. • Создать и отладить учебно-методический комплекс для повышения квалификации в области государственно-общественного управления образованием. • Наметить перспективы и стратегию нормативно-правового регулирования
образования в области государственно-общественного управления.
Конкретизируя содержание и условия работы со слушателями, принципиальными являются следующие замечания по поводу организации образовательного процесса в рамках учебного модуля.
1. | Учебная работа проводится дифференцировано в зависимости от интересов и реального опыта слушателей. |
2. | Важным принципом организации образования в рамках модуля является принцип опоры на инициативы слушателей, стремление выработать нормативно-правовое оформление определенных специфических для данной инициативы отношений субъектов социальной действительности. |
3. | Возможно деление слушателей на подгруппы. |
4. | Выявление содержания инициатив возможно как в условиях учебного модуля, так и в условиях целостной деятельности КСИУ, в рамках сессий самоопределения. |
5. | На первой сессии предполагается тестирование слушателей на предмет знания нормативно-правовых основ образования, а также прояснение содержания нормативно-правового регулирования в их проектах. Результаты тестирования каждого слушателя доступны только преподавателям и каждому слушателю индивидуально. В первом потоке слушателей КСИУ тестирование не предполагается. Защита проектов предполагает презентацию слушателем основного документа, оформляющего отношения субъектов его инициативы (устав Фонда, образовательного учреждения; положение об общественном объединении, ассоциации и пр.), тестирование. |
6. | Основной базовой площадкой модуля является Муниципальная система образования Советского района г. Красноярска (площадка «свободного типа»). |
7. | Для организации образовательного процесса в рамках КСИУ осуществляется деятельность менеджера, который: • организует учебные сессии (принимает участие в этом); • поддерживает связь со слушателями в межсессионный период; • организует межсессионные консультации; • ведет документацию модуля (списки слушателей, оформление документов и пр.);
• отслеживает изменения, модернизацию модуля. |
8. | Можно выделить следующие содержательные блоки организации образовательного процесса в рамках модуля: 1. Образовательная политика как область рефлексии социальных отношений. 2-3 часа. 2. Генезис государственно-общественных отношений, выявление сущности инициатив. 10-15 часов. 3. Знания в области нормативно-правового регулирования социальной сферы. 20-25 часов.
4. Практика нормативно-правового регулирования. 30-35 часов. 1-3 блоки – лекционно-семинарские занятия. 4 блок – стажировки, презентации, деловые игры, межсессионная практика слушателей, индивидуальные консультации, другие активные формы обучения. Сессионное преподавания по данным блокам осуществляется по концентрическим принципам. Слушателей не последовательно проходит один блок за другим, а возвращается от последующих к предыдущим от сессии к сессии. |
9. | Блоки реализуются сообществом преподавателей-разработчиков модуля. Вместе с этим, за первые три блока отвечают определенные группы преподавателей: 1 блок – главный специалист ГУО, к.п.н. И.М. Реморенко. 2 блок – группа сотрудников педагогического колледжа № 2 г. Красноярска: Прокопорская Т.И., Непомнящая Т.В., Андреева Н.А. 3 блок – группа сотрудников управления образования и фонда «Попечительство об образовании» Советского района г. Красноярска: Зимин Е.Ю., Седельников А.А., Головина О.Д.
4 блок – предмет общей ответственности. |
10 | Окончательно количество часов по каждому блоку зависит от конкретной образовательной программы слушателя. Общее количество учебных часов модуля – 72. |
11. | Детализация содержания блоков приведена в общем тексте учебного модуля. |
12. | Участие слушателей в исследованиях, проводимых КСИУ, приветствуется, может стать одной из частей их индивидуальной образовательной программы. |
13 | Учебный модуль может рассматриваться как самостоятельная и самодостаточная часть образовательной программы КСИУ. В связи с этим, оптимальной структурой обучения слушателей в процессе учебного года является: 1. Первая учебная сессия – сентябрь. На ней происходит выявление содержания инициатив слушателей, осуществляется введение в контекст современных подходов к регулированию государственно-общественных отношений, демонстрируются успешные образцы нормативно-правового оформления социально-образовательных инициатив. Слушатели получают задания относительно самостоятельной постановки задачи нормативно-правового оформления своей инициативы. 2. Вторая учебная сессия – ноябрь. Слушатели получают основные знания в области нормативно- правового регулирования образования, проходят стажировки в образовательных учреждениях базовой площадки. Оформляют собственную проектную задачу в области нормативно-правового регулирования государственно-общественных отношений. 3. Третья сессия – апрель. Слушатели представляют выполненные работы в области нормативно- правового регулирования образования, проводится их открытая защита, тестирование. Между второй и третьей сессией организуются индивидуальные консультации. Возможна также организация дополнительных платных консультационных услуг. |
14 | Окончательный выбор содержания образовательной программы каждого конкретного слушателя определяется на общих сессиях самоопределения КСИУ, обусловлен финансовыми условиями деятельности института, зафиксирован в договоре слушателя с КСИУ. |