Отчет

Педагогический анализ итогов учебного  года  

Учебный план школы на новый учебный год был составлен на основании базисного учебного плана. При составлении учебного плана соблюдалась преемственность между ступенями обучения и классами, сбалансированность между предметными циклами, отдельными предметами. Уровень недельной учебной нагрузки на ученика не превышал предельно допустимого. Школьный компонент был распределен на изучение предметов по базисному учебному плану и на индивидуальные и групповые занятия во второй половине дня с целью углубления и коррекции знаний учащихся. Образовательная программа школы и учебный план предусматривают выполнение государственной функции школы — обеспечение базового основного образования и развитие ребенка в процессе обучения. Главным условием для достижения этих целей является включение каждого ребенка на каждом учебном занятии в деятельность с учетом его возможностей и способностей. Достижение указанных целей обеспечивается поэтапным решением задач работы школы на каждой ступени обучения.  В 2004-2005 учебном году школа работала в режиме 5-дневной недели, занималось 9 классов, в которых на конец учебного года обучалось 54 учащихся.

Формы организации учебного процесса в прошедшем учебном году.

•    Уроки (классно-урочная форма)

•    Лекции (лекционно-зачетная форма)

•    Консультации

•    Олимпиады, конкурсы.

•    Предметные недели

•    Открытые уроки

Учебный план на прошедший учебный год в основном выполнен, учебные

программы пройдены.

Крайне  важной является деятельность школы по вооружению учащихся

базовыми знаниями, по предупреждению неуспеваемости. Можно сделать

вывод о положительной динамике в решении вопроса о предупреждении

неуспеваемости и второгодничества.

Наиболее успешной была работа учителя физики и химии, чьи ученики

заняли призовые 2 и 3 места в районных олимпиадах.

Основными   элементами   контроля   учебно-воспитательного   процесса   в

прошедшем учебном году были:

•    Выполнение всеобуча

•    Состояние преподавания учебных предметов

•    Качество ЗУН учащихся

•    Качество ведения школьной документации

•    Выполнение учебных программ и предусмотренного минимума письменных работ.

•    Подготовка и проведение итоговой аттестации за курс основной школы

•   Выполнение решений педагогических советов и совещаний

По сравнению с прошлым годом процент успеваемости в начальной школе

В основной школе      

Анализ выпуска основной школы показал, что учащиеся получили знания и умения по предметам школьной программы. Это подтвердили хорошие результаты итоговой аттестации.

Формы контроля, используемые в школе:

•   Классно-обобщающий контроль (фронтальный вид контроля, то есть контроль за деятельностью учителей, классных руководителей), уровень ЗУН ( срезы, контрольные работы)

•   Обзорный контроль (тематический вид) — обеспеченность учащихся учебной литературой, состояние школьной документации, состояние учебных кабинетов на конец учебного года, контроль календарно-тематического планирования и программ, календарно-тематического планирования дополнительных занятий за счет школьного компонента, выполнение программ и минимума контрольных, проверочных и лабораторных работ по всем предметам; организация повторения учебного материала за курс начальной школы в 5 классе; организация работы кружков, секций; система работы учителей в 5 классе с тетрадями учащихся; организация итогового повторения; посещаемость занятий учащимися; работа с отстающими и трудными учащимися; готовность к новому учебному году; организация физкультурно-оздоровительной работы; состояние охраны труда и техники безопасности; обеспеченность учащихся питанием.

•   Административный контроль за уровнем знаний и умений по предметам— стартовый контроль, рубежный контрольно четвертям, полугодиям), итоговый контроль(годовой на конец учебного года в переводных классах, предварительный контроль( перед экзаменами в выпускном классе), итоговый контроль( итоговая аттестация в выпускном классе).

•   Тематически-обобщающий контроль- развитие самостоятельной познавательной деятельности учащихся на уроке и вне школы.

•   Комплектно- обобщающий контроль- контроль за состоянием методической работы в школе.

Методы контроля:

•    Наблюдение (посещение уроков)

•   Изучение документации

•    Проверка знаний (срезы, тесты, контрольные, практические работы)

•    Анкетирование

•    Анализ.

Администрацией школы посещались уроки в рабочем порядке по плану внутришкольного контроля.

Анализ учебной деятельности

В целом все уроки методически построены правильно, уроки интересные

разнообразные.

Были даны рекомендации: проводить физминутки, использовать в учебной

практике индивидуальные задания, более тщательно готовиться к урокам,

разнообразить их. Рекомендации в основном учителями учитываются.

Учителя, имеющие первую квалификационную категорию, находятся на сервисном контроле, их уроки являются открытыми для всех учителей.

Молодые специалисты стоят на особом контроле.

В течении года регулярно проверялись классные журналы. Проверка показала, что правильно и вовремя оформляют журналы 80/, учителей. Есть учителя, которые записывают темы уроков задним числом, оформляют журналы небрежно, нарушают инструкцию по заполнению журналов.

Проверка состояния тетрадей показала, что во всех классах и по всем предметам ведутся тетради, домашние работы в основном выполняются. Объем домашних заданий соответствует нормам.

Орфографический     режим     соблюдается.     Количество     диктантов, контрольных        работ        соответствует        календарно-тематическому

планированию.

Даны рекомендации: проводить работу над ошибками после каждого вида работы, давать учащимся дифференцированные задания. _Был проведен смотр кабинетов. Большая часть кабинетов соответствует нормам.  Учителю  немецкого языка Кем     Кларе Яковлевне  объявлена благодарность за лучший кабинет.

Даны рекомендации: обратить внимание на накопление и упорядочение дидактического материала, наглядных пособий.

Итоги контроля подводились на педагогических советах и совещаниях при директоре.

Важнейшим средством повышения педагогического мастерства учителей, связывающим в единое целое всю систему работы школы, является методическая работа. Роль методической работы в школе значительно возрастает в современных условиях в связи с необходимостью рационально

и оперативно использовать новые методики , приемы и формы обучения и

воспитания.

При планировании методической работы школы педколлектив стремился

отобрать те формы, которые реально позволили бы решать проблемы и

задачи, стоящие перед школой.

Формы методической работы:

1.   Тематические педагогические советы

2.  Методические объединения

3.  Работа учителей над темами самообразования

4.   Открытые уроки, их анализ

5.  Взаимопосещение и анализ уроков

6.  Предметные недели

7.   Индивидуальные беседы по организации и проведению урока

8.   Организация курсовой подготовки учителей

9.   Аттестация.

Выводы:

1.     Учебный план в основном выполнен. Программа пройдена. Наблюдается положительная динамика в решении вопроса неуспеваемости.

2. Практически все намеченные мероприятия выполнены. Формы и методы контроля соответствуют задачам, которые ставил педагогический коллектив школы на учебный год.

3. Методическая тема школы и вытекающие из нее темы М/О соответствуют основным задачам, стоящим перед школой. 12 учителей объединены в три М/О.

4. Тематика заседаний М/О и педсоветов отражает основные проблемные вопросы. Выросла активность учителей, их стремление к творчеству. В ходе предметных недель учителя проявили хорошие организаторские способности, разнообразные формы их проведения вызвали повышенный интерес у учащихся. Увеличилось число учащихся, которые участвовали в мероприятиях школы.

Наряду   с   положительными   результатами   имеются   и   серьезные недостатки:

1.  М/О мало уделяют внимания изучению новых технологий.

2.  Невысок уровень самоанализа.

3.  Методическая работа не всегда достаточно влияет на повышение качества учебно-воспитательного процесса.

Рекомендации:

1.  Шире    использовать    передовой    педагогический    опыт,    новые технологии.

2.   Совершенствовать уровень самоанализа.

3.  Более   добросовестно   относиться   к   планированию,   проведению предметных недель учителям физики, математики.

ДИАГНОСТИКА И АНАЛИЗ УЧЕБНОГО  ПРОЦЕССА

   АНАЛИЗ РАБОТЫ  ШКОЛЫ

Анализ эффективности работы школы за 20062007 учебный год состоит из следующих разделов:

1. Анализ педагогических кадров учителей школы.

2. Анализ учебно-воспитательного процесса по результатам адми­нистративных контрольных работ, срезам знаний по всем предметам.

3. Анализ классно-обобщающего контроля.

4. Анализ персонального контроля.

5. Анализ работы с документацией.

6. Анализ работы с родителями.

7. Анализ переводных экзаменов, итоговых экзаменов.

8. Задачи на  2007-2008 учебный год.

1. АНАЛИЗ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ ОСНОВНОЙ  ШКОЛЫ

В 2006-2007 учебном году в педагогический состав основной школы входило 12 человек.

Методическое объединение учителей русского языка и литера­туры -3 человека.

Из них учителей:

Русского языка и литературы – 2;

Немецкого языка – 1.

Истории  — 1

Методическое объединение учителей математики и информати­ки — 4 человека.

Из них учителей:

Математики -1;

Физики и информатики -1;

Химии и биологии -1;

Географии — 1

Методическое объединение учителей  начальных классов — 5 человек.

Из них учителей:

Начальных классов – 2;

Физкультуры – 1;

Трудового обучения -1;

Воспитатель ГКП – 1.

Сравнительная таблица квалификационных категорий за 2006-2007      учебный год

Квалификационная категория, разряд

         Начало года

            Конец года

1-я квалификационная категория

                 5

                    5

2-я квалификационная категория

                 4

                    4

10-й разряд

                   1

9-й разряд

                 2

                   1

8-й разряд

                 1

                   1

Квалификационный сравнительный анализ педагогических кадров.

Категория, разряд.

2002-2003 уч. год

2003-2004 уч. год

2004-2005 уч.год

2005 —

2006 уч. год

2006-2007 уч. год

            1 квалификационная категория

1

2

2

           2 квалификационная категория

2

2

10 разряд

1

9 разряд

1

8 разряд

1

Анализ педагогического состава по педагогическому стажу:

От 2 до 5 лет – 1 человек (8%)

от 5 до 15 лет — 4 человека  (32%)  

от 15 до 20 лет — 3 человека  (24%)

свыше 20 лет – 4 человека (32%)

Из анализа полученных данных видно, что коллектив стабилен, обновление происходит незначительное.

Школа стабильно функционирует. Планируется сохранение контингента.

2. АНАЛИЗ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Применяя в своей работе разнообразные и разноуровневые формы обучения, учителя создали все необходимые условия для реа­лизации обучения детей с разными способностями, с разной степенью усвоения учебного материала.

Анализ учебно-воспитательного процесса производился по ре­зультатам проверок ЗУН учащихся, проводимых в различной форме.

·        административные контрольные работы;  

·        срезы знаний по всем предметам;  

·        контрольные уроки по ОБЖ и физической культуре;  

·        защита ученических проектных работ     

·        выставки работ учащихся (трудовое обучение, ИЗО).

Результаты анализа проведенных за год работ по русскому языку и математике

Русский язык

классы

% качества знаний на начало учебного года

% качества знаний на конец учебного года

5  класс

33%

33%

6  класс

 16%

32%

7  класс

42%

56%

8 класс

16%

48%

9  класс

0%

0%

2 класс

66%

83%

3 класс

75%

100%

4 класс

28%

28%

Математика

Параллель

% качества знаний на начало учебного года

% качества знаний на конец учебного года

5  класс

 66%

66%

6  класс

48%

32%

7 класс

28%

42%

8 класс

48%

64%

9 класс

0%

0%

2 класс

83%

83%

3 класс

100%

100%

4 класс

28%

28%

Из представленных таблиц видно, что в основном по русскому языку и математике результаты качества обучения в конце года увели­чились по сравнению с результатами качества начала учебного года.

Исходя из анализа посещенных уроков, возникает необходимость:

·        Спланировать взаимопосещение уроков с учетом индивидуальных потребностей учителей.

·        Провести цикл открытых  уроков силами учителей по актуальным вопросам методики.

В целом все уроки методически построены правильно, уроки интересные,

разнообразные.

Были даны рекомендации: проводить физминутки, использовать в учебной

практике индивидуальные задания, более тщательно готовиться к урокам,

разнообразить их. Рекомендации в основном учителями учитываются.

Учителя, имеющие первую квалификационную категорию, находятся на сервисном контроле, их уроки являются открытыми для всех учителей.

Важнейшим средством повышения педагогического мастерства учителей, связывающим в единое целое всю систему работы школы, является методическая работа. Роль методической работы в школе значительно возрастает в современных условиях в связи с необходимостью рационально

и оперативно использовать новые методики, приемы и формы обучения и

воспитания.

При планировании методической работы школы педколлектив стремился

отобрать те формы, которые реально позволили бы решать проблемы и

задачи, стоящие перед школой.

Формы методической работы:

1. Тематические педагогические советы

2.  Методические объединения

3.  Работа учителей над темами самообразования

4.   Открытые уроки, их анализ

5.  Взаимопосещение и анализ уроков

6.  Предметные недели

7.   Индивидуальные беседы по организации и проведению урока

8.   Организация курсовой подготовки учителей

9.   Аттестация.

Выводы:

1.     Учебный план в основном выполнен. Программа пройдена.  

2. Практически все намеченные мероприятия выполнены. Формы и методы контроля соответствуют задачам, которые ставил педагогический коллектив школы на учебный год.

3. Методическая тема школы и вытекающие из нее темы М/О соответствуют основным задачам, стоящим перед школой. 12 учителей объединены в три М/О.

4. Тематика заседаний М/О и педсоветов отражает основные проблемные вопросы. Выросла активность учителей, их стремление к творчеству. В ходе предметных недель учителя проявили хорошие организаторские способности, разнообразные формы их проведения вызвали повышенный интерес у учащихся. Увеличилось число учащихся, которые участвовали в мероприятиях школы.

Наряду   с   положительными   результатами   имеются   и   серьезные недостатки:

1.  М/О мало уделяют внимания изучению новых технологий.

2.  Невысок уровень самоанализа.

3.  Методическая работа не всегда достаточно влияет на повышение качества учебно-воспитательного процесса.

Рекомендации:

1.  Шире    использовать    передовой    педагогический    опыт,    новые технологии.

2.   Совершенствовать уровень самоанализа.

3.  Более   добросовестно   относиться   к   планированию,   проведению предметных недель учителям физики, математики.

3. АНАЛИЗ КЛАССНО-ОБОБЩАЮЩЕГО КОНТРОЛЯ

В 2006-2007 учебном году в школе обучалось 9 классов. Из них:

На 1 ступени – 1-4-е классы — 4

На 2 ступени – 5-9-е классы — 5

Окончили год:

на «5» — 2 ученика;

с одной «4» — 4 учащихся;

на «4» и «5»-  22 учащихся;

с одной «3» —  1 учащийся.

Качество обучения по школе – 55% ;         уровень обученности – 95%

2004-2005 уч.год

2005-2006 уч.год

2006-2007 уч.год

На «5»

0%

4%

5%

С одной   «4»

0%

0%

10%

На «4» и «5»

40%

42,5%

55%

С одной «3»

0%

0%

2,5%

Неуспевающие

0%

0%

5%

Качество обучения

40%

42,5%

55%

Уровень обученности

100%

100%

95%

Качество обучения

Низкий уровень

Средний уровень

Высокий уровень

9 класс

8 класс

3класс

6 класс

2 класс

5 класс

7 класс

4 класс

Из предоставленных данных видна динамика роста качества обучения, но к сожалению уровень обученности за 2006-2007 учебный год снизился на 5%, так как учащиеся 8 класса (Лизунов Саша и Силаев Женя) не справились с программой по алгебре, геометрии, черчению.   Часто пропускали  занятия в 4 четверти  без уважительной причины.

4. АНАЛИЗ ПЕРСОНАЛЬНОГО КОНТРОЛЯ

В этом учебном году целью персонального контроля было вы­явить затруднения в работе учителей. Был посещен ряд уроков, все уроки были ра­зобраны, даны рекомендации.

5. АНАЛИЗ РАБОТЫ С ДОКУМЕНТАЦИЕЙ

В течении года регулярно проверялись классные журналы. Проверка показала, что правильно и вовремя оформляют журналы 80% учителей.

Проверки журналов выявили следующие недостатки:

O     у отдельных учителей слабо ведется опрос учащихся;

O     некоторые учителя вовремя не выставляют оценки за кон­трольные работы, изложения, сочинения;

O     отдельные учителя небрежно ведут документацию;

O     некоторые учителя без замечаний работают с журналами.

Проверка состояния тетрадей показала, что во всех классах и по всем предметам ведутся тетради, домашние работы в основном выполняются. Объем домашних заданий соответствует нормам. Орфографический     режим     соблюдается.     Количество диктантов, контрольных  работ  соответствует        календарно-тематическому планированию.

Проверки дневников учащихся показали, что в лучшем состоя­нии дневники учащихся 2, 3, 5, 6, 9  классов. Выполня­ются требования к ведению дневников, есть подписи родителей, классные руководители осуществляют контроль, есть обратная связь с родителями.

Между тем обнаружен ряд грубых нарушений: отсутствует руко­водство классных руководителей по оформлению первых страниц дневников, контроль за дневниками учащихся ведется не системати­чески как со стороны классных руководителей, так и со стороны роди­телей. С самого начала следующего учебного года следует взять ра­боту с дневниками учащихся 5-9х классов под контроль.

 6. АНАЛИЗ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ

Основными формами работы с родителями в школе являются:

O     родительские собрания (как классные, так и общешкольные);

O     индивидуальные беседы с родителями классных руководите­лей и администрации школы;

O     дни открытых дверей

В прошедшем учебном году были проведены четыре родитель­ских собрания: сентябрь — организационное, декабрь — подведение ито­гов первого полугодия, февраль — переводные, выпускные экзамены, май — итоги окончания учебного года. Родительские собрания показа­ли хорошую работу классных руководителей с родителями учащихся.

Очень важными и нужными являются собрания родителей уча­щихся 9-х классов, на которых школа ориентирует родителей на пути дальнейшего получения образования их детьми. Традиционно каждую четверть проводились дни открытых дверей. Эта форма работы с ро­дителями представляется нам наиболее удачной, во-первых, потому, что у родителей есть возможность поговорить персонально с каждым учителем-предметником о своих детях, и, во-вторых, подобные бесе­ды носят конфиденциальный характер, что не ущемляет достоинств ни детей, ни родителей.

Также можно отнести к числу удачных форм работы с родителями индивидуальные беседы с классными руководителями и адми­нистрацией. Во время подобных бесед учителя и администрация име­ют возможность познакомиться с микроклиматом в семье, обговорить   волнующие родителей проблемы.

В школе постоянно ведется работа с родителями слабых учени­ков и учащихся, не справляющихся с программой. Эта работа также проводится в форме бесед с классными руководителями и админист­рацией. В этом учебном году на малый педсовет приглашались роди­тели учащихся 8 класса.

7.  АНАЛИЗ   ЭКЗАМЕНОВ

Промежуточная  аттестация показала, что в основном учебный материал уча­щимися усвоен. К сожалению двое учащихся 8 класса (Лизунов Саша, Силаев Женя) не справились с поставленной задачей  по алгебре, геометрии, черчению и оставлены на второй год.

Итоги выпускных экзаменов 9 класса

 Учащаяся  9  класса успешно сдала  выпускные экзамены

Предмет

Количество учащих­ся, подтвердивших годовые оценки

Количество учащих­ся, повысивших годо­вые оценки

Количество учащихся,

понизивших

годовые оценки

Русский язык (изложение)

100%

Алгебра

 100%

по русскому языку (изложение) показал, что учащаяся удовлетворительно владеет умением последовательно, близко к тексту переска­зывать прослушанный текст, делать выводы из прочитанного, форму­лировать основную идею, удачно определяет тему в соответствии с ее заглавием.

На экзамене по алгебре учащаяся хорошо справилась с реше­ниями квадратных уравнений, линейных неравенств, тождественных преобразований.

Учащаяся показала хорошие знания формул сокращенного умно­жения и умения их применять, грамотное оформление условия задачи.

Вызвало затруднение задание по арифметической прогрессии.

8. ЗАДАЧИ НА   2007-2008  УЧЕБНЫЙ ГОД

1 Продолжить работу по преемственности начальная школа основная школа  

2.  Проводить контроль по русскому языку, математике совмест­но с начальной школой.

3.  Учитывая переход учащихся в другую возрастную группу, взять под контроль работу  учителя Крин Юлию Викторовну.

 4.  Постоянно контролировать работу учителя со слабоуспе­вающими учащимися с целью предупреждения неуспеваемости (Асташова Н.В.)

5.  Активизировать работу учебной комиссии в составе Учениче­ского совета с целью контроля за посещаемостью учащихся, привлечь активы классов к решению общешкольных и воспитательных задач.

6. Формировать у учащихся умения применять  знания в творческих условиях.

В 200 / учебном году перед коллективном учителей ОУ стояли следующие задачи:

1. Отработать наиболее эффективные технологии преподавания предметов, сочетающих в себе разнообразные вариативные подходы к творческой деятельности учащихся.

2.  Сформировать у учащихся, действенные и системные знания на уровне обязательного минимума подготовки по предметам.

3.  Формировать у учащихся умения применять знания в творче­ских условиях.

4. Продолжить работу по диагностике:

•    отслеживающую динамику развития учащихся;

•    фиксирующую уровень обученности учащихся на каждом эта­пе школьного обучения.

5.   Совершенствовать систему внеурочной деятельности по предметами и др.

ПЛАН РАБОТЫ ЗАМЕСТИТЕЛЯ ДИРЕКТОРА ПО УЧЕБНОЙ РАБОТЕ НА 2006      /2007      УЧЕБНЫЙ ГОД

1. Учебный процесс

1 Составление расписания учебных и дополнительных занятий с учетом:

V для учащихся: соответствия требованиям санитарно-гигие­нических норм в целях избежания перегрузок детей;

S для учителей: количества учебных часов, учебного плана, цикло-блочного расписания, занятий на курсах повышенной педагогической и административной квалификации.

2.  Составление тарификации учителей, постоянный контроль за движением учащихся.

3.  Оказание помощи учителям-предметникам в подборе учебно­го материала. Организация контрольных работ, тестирований, срезов знаний и их анализ (внесение необходимых изменений в расписание, наличие кабинетов, учебного оборудования для предметов естествен­ного цикла).

4.  Постоянный индивидуальный контроль за работой учителей на основании анализа срезов знаний прошлого года.

5.  Посещение внеклассных мероприятий, контроль за работой предметных кружков и факультативов с целью улучшения качества подготовки учителями рабочего материала.

6.  Проверка (1 раз в четверть — совместно с председателями М/О) ученических тетрадей с целью выполнения требований единого  ?   определения правомерности объемов домашнего задания.

7.  Проверка (1 раз в месяц) ведения журналов учителями-предметниками: правильности их оформления, накопления оценок и обоснованности выставления четвертных и годовых отметок.

8.  Совместная работа с библиотекарем школы по вопросам про­граммно-методического обеспечения.

9.  Осуществление системы мероприятий по повышению качест­ва обученности детей, предупреждение неуспеваемости, контроль за разработкой и внедрением личностно ориентированных программ (с одаренными и слабоуспевающими детьми).

10.    Корректировать графики контрольных, административных работ на каждую учебную четверть.

11.   Проводить совместное посещение уроков учителей, находя­щихся на персональном контроле (с точки зрения правильности методики проведения уроков и их качественности, знания предмета учителем).

12.   Выходить на аттестационную комиссию школы с предложе­нием о выдвижении конкретного учителя на повышение его квалифи­кационного разряда по результатам анализа посещенных уроков.

2.  Совместная работа с заместителем директора по воспи­тательной работе

Проведение работы по созданию учебного сектора в учениче­ском совете школы.

Анализ работы М/О прилагаются к анализу работы заместителя директора. Однако на основании полученных от М/О анализов заместитель директора прописывает сводный анализ:

•    сравнивает содержание и динамику результативности работы М/О за последние годы;

•    отслеживает общие тенденции  за последние годы;

•    выявляет основные проблемы в деятельности М/О школы в текущем году и за последние годы и описывает, что было сделано со стороны заместителя директора по их решению;

•    анализирует, как М/О использовали в своей работе предло­женные им рекомендации со стороны заместителя директора школы в текущем году и за последние годы;

•    оценивает качество этих рекомендаций;

•    осуществляет анализ системы или методики, или отдельных форм работы с М/О в текущем году и за последние годы;

•    проводит самоанализ деятельности по управлению деятель­ностью М/О в текущем году и за последние годы; и т.д.

Завершая данный элемент анализа прописываются:

Выводы:

Рекомендации:

Итак, можно предложить для заполнения председателю методиче­ского объединения приведенный выше вопросник или непосредственно структурированную схему анализа работы методического объединения. Образец приведен в части анализа учебно-методической работы за год.

В 200 / учебном году перед коллективном учителей ОУ стояли следующие задачи:

1. Отработать наиболее эффективные технологии преподавания предметов, сочетающих в себе разнообразные вариативные подходы к творческой деятельности учащихся.

2.  Сформировать у учащихся, действенные и системные знания на уровне обязательного минимума подготовки по предметам.

3.  Формировать у учащихся умения применять знания в творче­ских условиях.

4. Продолжить работу по диагностике:

•    отслеживающую динамику развития учащихся;

•    фиксирующую уровень обученности учащихся на каждом эта­пе школьного обучения.

5.   Совершенствовать систему внеурочной деятельности по предметами и др.

3. Комплектование материалов по разделам анализа, пер­вичная обработка данных и собеседования по результатам.

На этом этапе предполагается погружение непосредственно в информационные материалы, их отбор, систематизация, корректиров­ка и подготовка к окончательной обработке и анализу.

АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ РАБОТЫ

ГОУ СОШ №___за_______учебный год

по направлениям деятельности (с точки зрения достигнутого уровня)

I. Анализ управленческой деятельности администрации ОУ по достижению поставленных задач. (Раскрыть реализацию целей и задач ОУ через данные управленческие функции, сформулировать приоритетные направления работы ОУ в новом учебном году.) 8

1. Информационно-аналитическая деятельность:

•    система внутришкольной информации по конечным результа­там и условиям их достижения; уровень сформированности системы информационного обеспечения педагогического процесса (критический, допустимый, оптимальный);

•   система анализа (оперативного, тематического и итогового). Уровень аналитической культуры управления (репродуктив­ный, конструктивный, исследовательский);

•   умение руководителей и учителя проводить самоанализ.

2. Мотивационно-целевая деятельность:

•   участие педагогов в коллективном целеполагании;

•    формирование ценностно-мировоззренческой общности чле­нов коллектива;

•    наличие системы мотивации и стимулирования. Уровень мо­тивации и стимулирования всех участников педагогического процесса.

3. Планово-прогностическая деятельность:

•    наличие концепции (программы) развития ОУ;

•    разработка общешкольного и текущих планов на основе кон­цепции. Уровень прогноза при планировании (реальность, достижимость, измеримость);

•   участие членов коллектива в планировании работы;

•    планирование поисковой, исследовательской, эксперимен­тальной работы.

4. Организационно-исполнительская деятельность:

•   деятельность совета ОУ, педсовета, методсовета, совещаний при директоре;

•   деятельность органов само- и соуправления;

•    соответствие организационной структуры управления зада­чам функционирования и развития ОУ. Степень рациональ­ной организации УВП на основе хроно- и циклограмм;

•   организация поисковой, исследовательской, эксперименталь­ной работы.

5. Контрольно-диагностическая деятельность:

•    нацеленность системы контроля на конечные результаты. Уровень контроля как профессиональной, технологической услуги учителю;

 •    состояние, результаты диагностики учебно-воспитательного процесса;

•    мониторинг влияния поисковой, исследовательской, экспери­ментальной работы на конечные результаты.

б. Регулятивно-коррекционная деятельность:

•    обеспечение оперативности воздействий на деятельность ОУ в связи с изменением внешней и внутренней среды. Уровень коррекционной деятельности (критический, допустимый, оп-‘ тимальный);

•    степень перевода системы управления на горизонтальную основу; децентрализация прав, полномочий и ответственно­сти между звеньями внутришкольного управления (недоста­точная, достаточная, оптимальная).

II. Анализ результатов учебной деятельности.

Цель анализа: выявить педагогические проблемы для нового учебного года на основе сравнения реального состояния педагогиче­ского процесса в школе с прогнозируемым. (Цели и задачи по учебной работе, поставленные ОУ.)

Например:

В 200 / учебном году перед коллективном учителей ОУ стояли следующие задачи:

1. Отработать наиболее эффективные технологии преподавания предметов, сочетающих в себе разнообразные вариативные подходы к творческой деятельности учащихся.

2.  Сформировать у учащихся, действенные и системные знания на уровне обязательного минимума подготовки по предметам.

3.  Формировать у учащихся умения применять знания в творче­ских условиях.

4. Продолжить работу по диагностике:

•    отслеживающую динамику развития учащихся;

•    фиксирующую уровень обученности учащихся на каждом эта­пе школьного обучения.

5.   Совершенствовать систему внеурочной деятельности по предметами и др.

Анализ статистики образования

Работа педколлектива в истекшем году была направлена на решение поставленных задач. Какие результаты обученности мы име­ем в ОУ? Какие тенденции можем отметить (выявить) за последние три года?

Рассмотрим параметры статистики.

Обучалось учащихся:

/

/

/

уч. год

уч. год

уч. год

В основной школе

В средней школе

Отсев учащихся:

Из основной школы

Из средней школы

Не получили аттестат:

Об основном образовании

О среднем образовании

Окончили ОУ с аттестатом особого образца

С золотой медалью

С серебряной медалью

Окончили на «отлично»: По 5-9-м кл.

По 10-11-м кл

ПоОУ

Данные, приведенные в таблице, показывают, что (указать при­чины возникновения данных тенденций, от кого (чего) зависят, сделать выводы).

Анализ выполнения учебного плана ОУ

Цель: проанализировать результативность    и эффективность выполнения учебного плана.

1. Выполнение базового компонента учебного плана, невыпол­нение, отставание.

Предмет

Класс

Количество часов

Причина

2.  Выполнение регионального компонента учебного плана: учеб­ные предметы, интегрированные курсы (москвоведение, гражданове-дение, экология, экономика, ОБЖ).

3. Выполнение практической части учебных программ.

Парал­лель

Пред мет

Контрольные работы

Зачеты

Лаб. работы

Практические работы

план

дано

план

дано

план

дано

план

дано

4. Выполнение часов школьного компонента, использованных на организацию индивидуальных и групповых занятий (с учетом категорий учащихся), на увеличение количества часов на преподавание от­дельных предметов (на усиление), на обеспечение профильного обу­чения, на факультативные курсы, на занятия с проектной, исследова­тельской, экскурсионной формами учебной деятельности. Табличный материал сопровождается текстовым и прилагаются графики, таблицы с информацией за последние три года.

5. Анализ программного обеспечения учебного плана. Указать, какими программами обеспечен учебный план по компонентам: базо­вому, региональному, школьному (типовые, модифицированные на] основе типовых, инновационные, в том числе и авторские). Выводы: выполнение, невыполнение, причины, указать действия администра­ции по данному вопросу. Рекомендации: в адрес администрации, пе­дагогического коллектива.

1. АНАЛИЗ ОБУЧЕННОСТИ УЧАЩИХСЯ НА БАЗОВОМ И ПРОГРАММНОМ УРОВНЯХ

Цель: выявить и проанализировать результаты уровня обучен­ное™ учащихся.

1. Рассмотрим данные обученности учащихся на программном и базовом уровнях по ОУ

На программном уровне

/ уч. год

уч. год

/

уч.год

Средн. по школе

По 5-9-м классам       — (чел), %

9-й класс                     — (чел), %

По 10-11 -м классам   — (чел), %

11 -й класс                   — (чел), %

По 5-11 -м классам     — (чел), %

На базовом уровне

(аналогично)

С одной оценкой «3»

На базовом уровне обучены все учащиеся, за исключением уче­ника (цы)…. (причина, действия по преодолению неуспешности).

Анализ работы по преодолению неуспешности учащихся,

использование часов ШК в данном направлении и

результативность этой работы

Определить причины окончания учебного года с одной отметкой «3» по каждому ученику. Указать в каких классах и у каких классных руководителей сохраняется число отличников или увеличивается, у каких нет или уменьшается, указать причины (взаимодействие класс­ных руководителей с учителями-предметниками, родителями и други­ми участниками учебного процесса). 12

^

Выводы: показать результативность взаимодействия классных руководителей с учителями-предметниками, родителями и другими участниками учебного процесса.

Рекомендации:

1. Администрации ОУ поставить на контроль работу МО (какого) по работе с резервом хорошистов.

2.  Психологам школы проанализировать и провести беседы с учащимися, имеющими одну «3», разработать методические рекомен­дации учителям, классным руководителям, родителям; и др.

К таблице прилагается:

1. Уровень обученности по всем классам (в %).

2.  По каждому классу указывается список учащихся, имеющих годовые отметки «5» и «4», одну отметку «3» (с указанием предмета).

Из предоставленных данных видна динамика роста (спада) ка­чества обученности учащихся. Средний показатель обученности на программном уровне по округу___%, по району___%, по ОУ___%.

Классы,  в  которых программный уровень выше среднего  по школе:

Класс

Программный уровень

Ф.И.О. классного руководителя

Самые низкие показатели в классах:

Класс

Программный уровень

Ф.И.О. классного руководителя

Но если сравнить с результатами 200__/__года и динамикой по

четвертям этого года, то в данных классах есть значительный рост (спад) качества в среднем на___%. Причины.

Выводы, рекомендации:

1.  В классах возрос уровень мотивации к обучению и в этом боль­шая заслуга как классных руководителей, учителей-предметников, так и администрации и психологов ОУ.

2.  Продолжить работу по повышению уровня мотивации к обу­чению во всех классах через урок и внеурочную работу по предмету.

3.  Активнее подключать к работе с «трудными» учащимися се­мьи психологов школы, социального педагога; и др.

2. Рассмотрим данные обученности учащихся на программном уровне по предметам (в сравнении за последние 2-3 года)

Качество

%

предметы

Программный уровень (% качества) по предметам — средний по­казатель по предмету по ОУ по 5-11 -м классам (можно по 5-9-м клас­сам, по параллелям, 10-11-е классы). Для проведения анализа ис­пользуются материалы таблиц, графиков.

Показатели обученности (средние) по предметам на программ­ном уровне выше (ниже) (указать причины) по сравнению с прошлым годом и распределяются следующим образом:

Предметы

/        уч. год

/        уч. год

/        уч. год

Экология

История

Русский язык

По всем остальным предметам роста процента качества не на­блюдается.

Выводы:

Дать описание результативности работы учителей отдельных учебных дисциплин в соответствии с полученными рекомендациями зам. директоров по УВР и УМР. Указать причины отсутствия результа­тивности.

Рекомендации:

1.  Зам. директора по УМР — поставить на персональный кон­троль работу учителей, у которых намечается тенденция снижения качества обученности за последние два года: (указать Ф.И.О. учителя-, предмет).

2.  Рекомендовать данным учителям посещать школьные семи­нары по применению новых образовательных технологий; и др.

По результатам (школьного, окружного) мониторинга прослежи­ваются уровни развития самостоятельной деятельности учащихся на учебных занятиях:

%

Репрод.       Констр.       Творческ. Русский язык

%

Репрод.       Констр.       Творческ. Биология

Репрод.       Констр.       Творческ.

Репрод.       Констр.       Творческ.

Выводы, рекомендации:

1.  В сравнении с анализом обученное™ по предмету: соответст­вует по алгебре, химии и русскому языку, завышены результаты по биологии в 9-х классах.

2.   Достаточно высок процент самостоятельной деятельности учащихся на репродуктивном уровне по сравнению с двумя другими уровнями, следует учителям-предметникам (Ф.И.О.) изменить методи­ку преподавания, необходимо поставить работу данных учителей на персональный контроль.

3.  Провести семинары по развивающему обучению для учителей ОУ; и др.

Анализ работы с мотивированными учащимися

Результативность образовательных технологий, олимпиадного движения, интеллектуального марафона, участие в окружной про­грамме «Лидер», конкурсе проектов и др. Какие условия были созданы администрацией ОУ для результативной работы с данной категорией учащихся. Анализ полученных результатов с выявлением проблем.

Для развития творческой активности учащихся каждый учитель-предметник имел часы по работе как со слабоуспевающими учащими­ся, так и с учащимися, имеющими повышенный уровень учебной мотивации. Как это способствовало формированию устойчивой мотива-] ции и снижению числа учащихся, имеющих одну тройку.

Роль методического объединения учителей и проводимых] предметнхе недель (см. анализ М/О.) в развитии учебной мотивации.

Психологами школы проводилась психодиагностика высокомо­тивированных учащихся. Эффективность использования полученных] результатов.

В работе с мотивированными учащимися группа учителей, таких как (Ф.И.О. учителей) работает с применением новых образователь­ных технологий: проблемная личностно-ориентированная, модульная; проектная, групповая. Итоги. Проблемы.

Не приобрела широкого использования в работе учителей ис-| следовательская деятельность учащихся, хотя ОУ уже 5-ый год при­нимает участие в конкурсе «Лидер». Причины. Какие были созданы условия.

Школьные олимпиады

%

Интеллектуальный марафон (школьный тур)

%

Репрод.       Констр.       Творческ.                      Репрод.       Констр.       Творческ.

Ежегодно учащиеся ОУ принимают участие в окружных олим­пиадах, конкурсах, марафонах (подробно в анализе М.О.). В сравне­нии: результативность в окружных олимпиадах по предметам.

/        уч. год

/            V4. ГОД

/        уч. год

1 -е место — 5 человек (география, английский язык, математика, эколо­гия, изо, литература)

нет

2-е место — 7 человек (география, английский язык, литература, изо)

7 человек (математика, английский язык, гео­графия, история)

3-е место — 4 человека (география, английский язык, история, изо)

6 человек (технология, география, английский язык)

16

Заметно резкое снижение (увеличение) призеров олимпиад. Возможно, одной из причин является то, что даты олимпиад по раз­ным предметам совпадали, и в этот период было много больных де­тей. Слабая подготовка учащихся для участия в окружных олимпиадах учителями-предметниками (Ф.И.О. учителей). Но проблема остается -старшеклассники теряют интерес к олимпиадам, больше времени уделяют подготовке в вузы.

Анализ материала по посещенным урокам показал, что реко­мендации, данные учителям по совершенствованию урока для по­вышения качества ЗУН учащихся были выполнены отдельными учи­телями… частично, без изучения глубокого уровеня реальных воз­можностей учащихся (указать количество уроков, посещенных адми­нистрацией)

Выводы, рекомендации:

1.  Поставить на контроль учителей (Ф.И.О.) по работе с учащи­мися по подготовке к олимпиадам, интеллектуальным марафонам на уроке и во второй половине дня на часах ШК.

2.  Администрации школы обеспечить каждого предметника ча­сами ШК для работы как с учащимися, имеющими высокий уровень мотивации, и со слабоуспевающими учащимися; и др.

Общие выводы, рекомендации:

1.  Все учащиеся успешно усвоили программный материал по всем предметам.

2.  В 5-9-х классах лишь около 20% учащихся умеют применять знания на творческом уровне. На заседаниях М/О учителей обсудить сложившуюся ситуацию.

3.  Слабым звеном являются параллели 7-х классов (7 «а», «в») и 9-х классов (9 «а», «б», «в»), это учащиеся, имеющие низкий уро­вень мотивации.

4.  Руководству ОУ удалось значительно повысить уровень про­фессиональной компетентности учителей (подробно — в анализе ме­тодической работы).

5.  Несмотря на отмеченные недостатки, учащиеся к продолже­нию образования подготовлены; и др.

Анализ итоговой и промежуточной (переводные экзамены) ат­тестации учащихся. (Сравнить выбор предметов учащимися за по­следние 2-3 года, использовать для анализа таблицы, рекомендуе­мые