Педагогический анализ итогов учебного года
Учебный план школы на новый учебный год был составлен на основании базисного учебного плана. При составлении учебного плана соблюдалась преемственность между ступенями обучения и классами, сбалансированность между предметными циклами, отдельными предметами. Уровень недельной учебной нагрузки на ученика не превышал предельно допустимого. Школьный компонент был распределен на изучение предметов по базисному учебному плану и на индивидуальные и групповые занятия во второй половине дня с целью углубления и коррекции знаний учащихся. Образовательная программа школы и учебный план предусматривают выполнение государственной функции школы — обеспечение базового основного образования и развитие ребенка в процессе обучения. Главным условием для достижения этих целей является включение каждого ребенка на каждом учебном занятии в деятельность с учетом его возможностей и способностей. Достижение указанных целей обеспечивается поэтапным решением задач работы школы на каждой ступени обучения. В 2004-2005 учебном году школа работала в режиме 5-дневной недели, занималось 9 классов, в которых на конец учебного года обучалось 54 учащихся.
Формы организации учебного процесса в прошедшем учебном году.
• Уроки (классно-урочная форма)
• Лекции (лекционно-зачетная форма)
• Консультации
• Олимпиады, конкурсы.
• Предметные недели
• Открытые уроки
Учебный план на прошедший учебный год в основном выполнен, учебные
программы пройдены.
Крайне важной является деятельность школы по вооружению учащихся
базовыми знаниями, по предупреждению неуспеваемости. Можно сделать
вывод о положительной динамике в решении вопроса о предупреждении
неуспеваемости и второгодничества.
Наиболее успешной была работа учителя физики и химии, чьи ученики
заняли призовые 2 и 3 места в районных олимпиадах.
Основными элементами контроля учебно-воспитательного процесса в
прошедшем учебном году были:
• Выполнение всеобуча
• Состояние преподавания учебных предметов
• Качество ЗУН учащихся
• Качество ведения школьной документации
• Выполнение учебных программ и предусмотренного минимума письменных работ.
• Подготовка и проведение итоговой аттестации за курс основной школы
• Выполнение решений педагогических советов и совещаний
По сравнению с прошлым годом процент успеваемости в начальной школе
В основной школе
Анализ выпуска основной школы показал, что учащиеся получили знания и умения по предметам школьной программы. Это подтвердили хорошие результаты итоговой аттестации.
Формы контроля, используемые в школе:
• Классно-обобщающий контроль (фронтальный вид контроля, то есть контроль за деятельностью учителей, классных руководителей), уровень ЗУН ( срезы, контрольные работы)
• Обзорный контроль (тематический вид) — обеспеченность учащихся учебной литературой, состояние школьной документации, состояние учебных кабинетов на конец учебного года, контроль календарно-тематического планирования и программ, календарно-тематического планирования дополнительных занятий за счет школьного компонента, выполнение программ и минимума контрольных, проверочных и лабораторных работ по всем предметам; организация повторения учебного материала за курс начальной школы в 5 классе; организация работы кружков, секций; система работы учителей в 5 классе с тетрадями учащихся; организация итогового повторения; посещаемость занятий учащимися; работа с отстающими и трудными учащимися; готовность к новому учебному году; организация физкультурно-оздоровительной работы; состояние охраны труда и техники безопасности; обеспеченность учащихся питанием.
• Административный контроль за уровнем знаний и умений по предметам— стартовый контроль, рубежный контрольно четвертям, полугодиям), итоговый контроль(годовой на конец учебного года в переводных классах, предварительный контроль( перед экзаменами в выпускном классе), итоговый контроль( итоговая аттестация в выпускном классе).
• Тематически-обобщающий контроль- развитие самостоятельной познавательной деятельности учащихся на уроке и вне школы.
• Комплектно- обобщающий контроль- контроль за состоянием методической работы в школе.
Методы контроля:
• Наблюдение (посещение уроков)
• Изучение документации
• Проверка знаний (срезы, тесты, контрольные, практические работы)
• Анкетирование
• Анализ.
Администрацией школы посещались уроки в рабочем порядке по плану внутришкольного контроля.
Анализ учебной деятельности
В целом все уроки методически построены правильно, уроки интересные
разнообразные.
Были даны рекомендации: проводить физминутки, использовать в учебной
практике индивидуальные задания, более тщательно готовиться к урокам,
разнообразить их. Рекомендации в основном учителями учитываются.
Учителя, имеющие первую квалификационную категорию, находятся на сервисном контроле, их уроки являются открытыми для всех учителей.
Молодые специалисты стоят на особом контроле.
В течении года регулярно проверялись классные журналы. Проверка показала, что правильно и вовремя оформляют журналы 80/, учителей. Есть учителя, которые записывают темы уроков задним числом, оформляют журналы небрежно, нарушают инструкцию по заполнению журналов.
Проверка состояния тетрадей показала, что во всех классах и по всем предметам ведутся тетради, домашние работы в основном выполняются. Объем домашних заданий соответствует нормам.
Орфографический режим соблюдается. Количество диктантов, контрольных работ соответствует календарно-тематическому
планированию.
Даны рекомендации: проводить работу над ошибками после каждого вида работы, давать учащимся дифференцированные задания. _Был проведен смотр кабинетов. Большая часть кабинетов соответствует нормам. Учителю немецкого языка Кем Кларе Яковлевне объявлена благодарность за лучший кабинет.
Даны рекомендации: обратить внимание на накопление и упорядочение дидактического материала, наглядных пособий.
Итоги контроля подводились на педагогических советах и совещаниях при директоре.
Важнейшим средством повышения педагогического мастерства учителей, связывающим в единое целое всю систему работы школы, является методическая работа. Роль методической работы в школе значительно возрастает в современных условиях в связи с необходимостью рационально
и оперативно использовать новые методики , приемы и формы обучения и
воспитания.
При планировании методической работы школы педколлектив стремился
отобрать те формы, которые реально позволили бы решать проблемы и
задачи, стоящие перед школой.
Формы методической работы:
1. Тематические педагогические советы
2. Методические объединения
3. Работа учителей над темами самообразования
4. Открытые уроки, их анализ
5. Взаимопосещение и анализ уроков
6. Предметные недели
7. Индивидуальные беседы по организации и проведению урока
8. Организация курсовой подготовки учителей
9. Аттестация.
Выводы:
1. Учебный план в основном выполнен. Программа пройдена. Наблюдается положительная динамика в решении вопроса неуспеваемости.
2. Практически все намеченные мероприятия выполнены. Формы и методы контроля соответствуют задачам, которые ставил педагогический коллектив школы на учебный год.
3. Методическая тема школы и вытекающие из нее темы М/О соответствуют основным задачам, стоящим перед школой. 12 учителей объединены в три М/О.
4. Тематика заседаний М/О и педсоветов отражает основные проблемные вопросы. Выросла активность учителей, их стремление к творчеству. В ходе предметных недель учителя проявили хорошие организаторские способности, разнообразные формы их проведения вызвали повышенный интерес у учащихся. Увеличилось число учащихся, которые участвовали в мероприятиях школы.
Наряду с положительными результатами имеются и серьезные недостатки:
1. М/О мало уделяют внимания изучению новых технологий.
2. Невысок уровень самоанализа.
3. Методическая работа не всегда достаточно влияет на повышение качества учебно-воспитательного процесса.
Рекомендации:
1. Шире использовать передовой педагогический опыт, новые технологии.
2. Совершенствовать уровень самоанализа.
3. Более добросовестно относиться к планированию, проведению предметных недель учителям физики, математики.
ДИАГНОСТИКА И АНАЛИЗ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
АНАЛИЗ РАБОТЫ ШКОЛЫ
Анализ эффективности работы школы за 2006—2007 учебный год состоит из следующих разделов:
1. Анализ педагогических кадров учителей школы.
2. Анализ учебно-воспитательного процесса по результатам административных контрольных работ, срезам знаний по всем предметам.
3. Анализ классно-обобщающего контроля.
4. Анализ персонального контроля.
5. Анализ работы с документацией.
6. Анализ работы с родителями.
7. Анализ переводных экзаменов, итоговых экзаменов.
8. Задачи на 2007-2008 учебный год.
1. АНАЛИЗ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ
В 2006-2007 учебном году в педагогический состав основной школы входило 12 человек.
Методическое объединение учителей русского языка и литературы -3 человека.
Из них учителей:
Русского языка и литературы – 2;
Немецкого языка – 1.
Истории — 1
Методическое объединение учителей математики и информатики — 4 человека.
Из них учителей:
Математики -1;
Физики и информатики -1;
Химии и биологии -1;
Географии — 1
Методическое объединение учителей начальных классов — 5 человек.
Из них учителей:
Начальных классов – 2;
Физкультуры – 1;
Трудового обучения -1;
Воспитатель ГКП – 1.
Сравнительная таблица квалификационных категорий за 2006-2007 учебный год
Квалификационная категория, разряд |
Начало года |
Конец года |
1-я квалификационная категория |
5 |
5 |
2-я квалификационная категория |
4 |
4 |
10-й разряд |
1 |
|
9-й разряд |
2 |
1 |
8-й разряд |
1 |
1 |
Квалификационный сравнительный анализ педагогических кадров.
Категория, разряд. |
2002-2003 уч. год |
2003-2004 уч. год |
2004-2005 уч.год |
2005 — 2006 уч. год |
2006-2007 уч. год |
1 квалификационная категория |
1 |
2 |
2 |
||
2 квалификационная категория |
2 |
2 |
|||
10 разряд |
1 |
||||
9 разряд |
1 |
||||
8 разряд |
1 |
Анализ педагогического состава по педагогическому стажу:
От 2 до 5 лет – 1 человек (8%)
от 5 до 15 лет — 4 человека (32%)
от 15 до 20 лет — 3 человека (24%)
свыше 20 лет – 4 человека (32%)
Из анализа полученных данных видно, что коллектив стабилен, обновление происходит незначительное.
Школа стабильно функционирует. Планируется сохранение контингента.
2. АНАЛИЗ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Применяя в своей работе разнообразные и разноуровневые формы обучения, учителя создали все необходимые условия для реализации обучения детей с разными способностями, с разной степенью усвоения учебного материала.
Анализ учебно-воспитательного процесса производился по результатам проверок ЗУН учащихся, проводимых в различной форме.
· административные контрольные работы;
· срезы знаний по всем предметам;
· контрольные уроки по ОБЖ и физической культуре;
· защита ученических проектных работ
· выставки работ учащихся (трудовое обучение, ИЗО).
Результаты анализа проведенных за год работ по русскому языку и математике
Русский язык
классы |
% качества знаний на начало учебного года |
% качества знаний на конец учебного года |
5 класс |
33% |
33% |
6 класс |
16% |
32% |
7 класс |
42% |
56% |
8 класс |
16% |
48% |
9 класс |
0% |
0% |
2 класс |
66% |
83% |
3 класс |
75% |
100% |
4 класс |
28% |
28% |
Математика
Параллель |
% качества знаний на начало учебного года |
% качества знаний на конец учебного года |
5 класс |
66% |
66% |
6 класс |
48% |
32% |
7 класс |
28% |
42% |
8 класс |
48% |
64% |
9 класс |
0% |
0% |
2 класс |
83% |
83% |
3 класс |
100% |
100% |
4 класс |
28% |
28% |
Из представленных таблиц видно, что в основном по русскому языку и математике результаты качества обучения в конце года увеличились по сравнению с результатами качества начала учебного года.
Исходя из анализа посещенных уроков, возникает необходимость:
· Спланировать взаимопосещение уроков с учетом индивидуальных потребностей учителей.
· Провести цикл открытых уроков силами учителей по актуальным вопросам методики.
В целом все уроки методически построены правильно, уроки интересные,
разнообразные.
Были даны рекомендации: проводить физминутки, использовать в учебной
практике индивидуальные задания, более тщательно готовиться к урокам,
разнообразить их. Рекомендации в основном учителями учитываются.
Учителя, имеющие первую квалификационную категорию, находятся на сервисном контроле, их уроки являются открытыми для всех учителей.
Важнейшим средством повышения педагогического мастерства учителей, связывающим в единое целое всю систему работы школы, является методическая работа. Роль методической работы в школе значительно возрастает в современных условиях в связи с необходимостью рационально
и оперативно использовать новые методики, приемы и формы обучения и
воспитания.
При планировании методической работы школы педколлектив стремился
отобрать те формы, которые реально позволили бы решать проблемы и
задачи, стоящие перед школой.
Формы методической работы:
1. Тематические педагогические советы
2. Методические объединения
3. Работа учителей над темами самообразования
4. Открытые уроки, их анализ
5. Взаимопосещение и анализ уроков
6. Предметные недели
7. Индивидуальные беседы по организации и проведению урока
8. Организация курсовой подготовки учителей
9. Аттестация.
Выводы:
1. Учебный план в основном выполнен. Программа пройдена.
2. Практически все намеченные мероприятия выполнены. Формы и методы контроля соответствуют задачам, которые ставил педагогический коллектив школы на учебный год.
3. Методическая тема школы и вытекающие из нее темы М/О соответствуют основным задачам, стоящим перед школой. 12 учителей объединены в три М/О.
4. Тематика заседаний М/О и педсоветов отражает основные проблемные вопросы. Выросла активность учителей, их стремление к творчеству. В ходе предметных недель учителя проявили хорошие организаторские способности, разнообразные формы их проведения вызвали повышенный интерес у учащихся. Увеличилось число учащихся, которые участвовали в мероприятиях школы.
Наряду с положительными результатами имеются и серьезные недостатки:
1. М/О мало уделяют внимания изучению новых технологий.
2. Невысок уровень самоанализа.
3. Методическая работа не всегда достаточно влияет на повышение качества учебно-воспитательного процесса.
Рекомендации:
1. Шире использовать передовой педагогический опыт, новые технологии.
2. Совершенствовать уровень самоанализа.
3. Более добросовестно относиться к планированию, проведению предметных недель учителям физики, математики.
3. АНАЛИЗ КЛАССНО-ОБОБЩАЮЩЕГО КОНТРОЛЯ
В 2006-2007 учебном году в школе обучалось 9 классов. Из них:
На 1 ступени – 1-4-е классы — 4
На 2 ступени – 5-9-е классы — 5
Окончили год:
на «5» — 2 ученика;
с одной «4» — 4 учащихся;
на «4» и «5»- 22 учащихся;
с одной «3» — 1 учащийся.
Качество обучения по школе – 55% ; уровень обученности – 95%
2004-2005 уч.год |
2005-2006 уч.год |
2006-2007 уч.год |
|
На «5» |
0% |
4% |
5% |
С одной «4» |
0% |
0% |
10% |
На «4» и «5» |
40% |
42,5% |
55% |
С одной «3» |
0% |
0% |
2,5% |
Неуспевающие |
0% |
0% |
5% |
Качество обучения |
40% |
42,5% |
55% |
Уровень обученности |
100% |
100% |
95% |
Качество обучения
Низкий уровень |
Средний уровень |
Высокий уровень |
9 класс |
8 класс |
3класс |
6 класс |
2 класс |
|
5 класс |
||
7 класс |
||
4 класс |
Из предоставленных данных видна динамика роста качества обучения, но к сожалению уровень обученности за 2006-2007 учебный год снизился на 5%, так как учащиеся 8 класса (Лизунов Саша и Силаев Женя) не справились с программой по алгебре, геометрии, черчению. Часто пропускали занятия в 4 четверти без уважительной причины.
4. АНАЛИЗ ПЕРСОНАЛЬНОГО КОНТРОЛЯ
В этом учебном году целью персонального контроля было выявить затруднения в работе учителей. Был посещен ряд уроков, все уроки были разобраны, даны рекомендации.
5. АНАЛИЗ РАБОТЫ С ДОКУМЕНТАЦИЕЙ
В течении года регулярно проверялись классные журналы. Проверка показала, что правильно и вовремя оформляют журналы 80% учителей.
Проверки журналов выявили следующие недостатки:
O у отдельных учителей слабо ведется опрос учащихся;
O некоторые учителя вовремя не выставляют оценки за контрольные работы, изложения, сочинения;
O отдельные учителя небрежно ведут документацию;
O некоторые учителя без замечаний работают с журналами.
Проверка состояния тетрадей показала, что во всех классах и по всем предметам ведутся тетради, домашние работы в основном выполняются. Объем домашних заданий соответствует нормам. Орфографический режим соблюдается. Количество диктантов, контрольных работ соответствует календарно-тематическому планированию.
Проверки дневников учащихся показали, что в лучшем состоянии дневники учащихся 2, 3, 5, 6, 9 классов. Выполняются требования к ведению дневников, есть подписи родителей, классные руководители осуществляют контроль, есть обратная связь с родителями.
Между тем обнаружен ряд грубых нарушений: отсутствует руководство классных руководителей по оформлению первых страниц дневников, контроль за дневниками учащихся ведется не систематически как со стороны классных руководителей, так и со стороны родителей. С самого начала следующего учебного года следует взять работу с дневниками учащихся 5-9х классов под контроль.
6. АНАЛИЗ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ
Основными формами работы с родителями в школе являются:
O родительские собрания (как классные, так и общешкольные);
O индивидуальные беседы с родителями классных руководителей и администрации школы;
O дни открытых дверей
В прошедшем учебном году были проведены четыре родительских собрания: сентябрь — организационное, декабрь — подведение итогов первого полугодия, февраль — переводные, выпускные экзамены, май — итоги окончания учебного года. Родительские собрания показали хорошую работу классных руководителей с родителями учащихся.
Очень важными и нужными являются собрания родителей учащихся 9-х классов, на которых школа ориентирует родителей на пути дальнейшего получения образования их детьми. Традиционно каждую четверть проводились дни открытых дверей. Эта форма работы с родителями представляется нам наиболее удачной, во-первых, потому, что у родителей есть возможность поговорить персонально с каждым учителем-предметником о своих детях, и, во-вторых, подобные беседы носят конфиденциальный характер, что не ущемляет достоинств ни детей, ни родителей.
Также можно отнести к числу удачных форм работы с родителями индивидуальные беседы с классными руководителями и администрацией. Во время подобных бесед учителя и администрация имеют возможность познакомиться с микроклиматом в семье, обговорить волнующие родителей проблемы.
В школе постоянно ведется работа с родителями слабых учеников и учащихся, не справляющихся с программой. Эта работа также проводится в форме бесед с классными руководителями и администрацией. В этом учебном году на малый педсовет приглашались родители учащихся 8 класса.
7. АНАЛИЗ ЭКЗАМЕНОВ
Промежуточная аттестация показала, что в основном учебный материал учащимися усвоен. К сожалению двое учащихся 8 класса (Лизунов Саша, Силаев Женя) не справились с поставленной задачей по алгебре, геометрии, черчению и оставлены на второй год.
Итоги выпускных экзаменов 9 класса
Учащаяся 9 класса успешно сдала выпускные экзамены
Предмет |
Количество учащихся, подтвердивших годовые оценки |
Количество учащихся, повысивших годовые оценки |
Количество учащихся, понизивших годовые оценки |
Русский язык (изложение) |
100% |
||
Алгебра |
100% |
по русскому языку (изложение) показал, что учащаяся удовлетворительно владеет умением последовательно, близко к тексту пересказывать прослушанный текст, делать выводы из прочитанного, формулировать основную идею, удачно определяет тему в соответствии с ее заглавием.
На экзамене по алгебре учащаяся хорошо справилась с решениями квадратных уравнений, линейных неравенств, тождественных преобразований.
Учащаяся показала хорошие знания формул сокращенного умножения и умения их применять, грамотное оформление условия задачи.
Вызвало затруднение задание по арифметической прогрессии.
8. ЗАДАЧИ НА 2007-2008 УЧЕБНЫЙ ГОД
1. Продолжить работу по преемственности начальная школа основная школа
2. Проводить контроль по русскому языку, математике совместно с начальной школой.
3. Учитывая переход учащихся в другую возрастную группу, взять под контроль работу учителя Крин Юлию Викторовну.
4. Постоянно контролировать работу учителя со слабоуспевающими учащимися с целью предупреждения неуспеваемости (Асташова Н.В.)
5. Активизировать работу учебной комиссии в составе Ученического совета с целью контроля за посещаемостью учащихся, привлечь активы классов к решению общешкольных и воспитательных задач.
6. Формировать у учащихся умения применять знания в творческих условиях.
В 200 / учебном году перед коллективном учителей ОУ стояли следующие задачи:
1. Отработать наиболее эффективные технологии преподавания предметов, сочетающих в себе разнообразные вариативные подходы к творческой деятельности учащихся.
2. Сформировать у учащихся, действенные и системные знания на уровне обязательного минимума подготовки по предметам.
3. Формировать у учащихся умения применять знания в творческих условиях.
4. Продолжить работу по диагностике:
• отслеживающую динамику развития учащихся;
• фиксирующую уровень обученности учащихся на каждом этапе школьного обучения.
5. Совершенствовать систему внеурочной деятельности по предметами и др.
ПЛАН РАБОТЫ ЗАМЕСТИТЕЛЯ ДИРЕКТОРА ПО УЧЕБНОЙ РАБОТЕ НА 2006 /2007 УЧЕБНЫЙ ГОД
1. Учебный процесс
1. Составление расписания учебных и дополнительных занятий с учетом:
V для учащихся: соответствия требованиям санитарно-гигиенических норм в целях избежания перегрузок детей;
S для учителей: количества учебных часов, учебного плана, цикло-блочного расписания, занятий на курсах повышенной педагогической и административной квалификации.
2. Составление тарификации учителей, постоянный контроль за движением учащихся.
3. Оказание помощи учителям-предметникам в подборе учебного материала. Организация контрольных работ, тестирований, срезов знаний и их анализ (внесение необходимых изменений в расписание, наличие кабинетов, учебного оборудования для предметов естественного цикла).
4. Постоянный индивидуальный контроль за работой учителей на основании анализа срезов знаний прошлого года.
5. Посещение внеклассных мероприятий, контроль за работой предметных кружков и факультативов с целью улучшения качества подготовки учителями рабочего материала.
6. Проверка (1 раз в четверть — совместно с председателями М/О) ученических тетрадей с целью выполнения требований единого ? определения правомерности объемов домашнего задания.
7. Проверка (1 раз в месяц) ведения журналов учителями-предметниками: правильности их оформления, накопления оценок и обоснованности выставления четвертных и годовых отметок.
8. Совместная работа с библиотекарем школы по вопросам программно-методического обеспечения.
9. Осуществление системы мероприятий по повышению качества обученности детей, предупреждение неуспеваемости, контроль за разработкой и внедрением личностно ориентированных программ (с одаренными и слабоуспевающими детьми).
10. Корректировать графики контрольных, административных работ на каждую учебную четверть.
11. Проводить совместное посещение уроков учителей, находящихся на персональном контроле (с точки зрения правильности методики проведения уроков и их качественности, знания предмета учителем).
12. Выходить на аттестационную комиссию школы с предложением о выдвижении конкретного учителя на повышение его квалификационного разряда по результатам анализа посещенных уроков.
2. Совместная работа с заместителем директора по воспитательной работе
Проведение работы по созданию учебного сектора в ученическом совете школы.
Анализ работы М/О прилагаются к анализу работы заместителя директора. Однако на основании полученных от М/О анализов заместитель директора прописывает сводный анализ:
• сравнивает содержание и динамику результативности работы М/О за последние годы;
• отслеживает общие тенденции за последние годы;
• выявляет основные проблемы в деятельности М/О школы в текущем году и за последние годы и описывает, что было сделано со стороны заместителя директора по их решению;
• анализирует, как М/О использовали в своей работе предложенные им рекомендации со стороны заместителя директора школы в текущем году и за последние годы;
• оценивает качество этих рекомендаций;
• осуществляет анализ системы или методики, или отдельных форм работы с М/О в текущем году и за последние годы;
• проводит самоанализ деятельности по управлению деятельностью М/О в текущем году и за последние годы; и т.д.
Завершая данный элемент анализа прописываются:
Выводы:
Рекомендации:
Итак, можно предложить для заполнения председателю методического объединения приведенный выше вопросник или непосредственно структурированную схему анализа работы методического объединения. Образец приведен в части анализа учебно-методической работы за год.
В 200 / учебном году перед коллективном учителей ОУ стояли следующие задачи:
1. Отработать наиболее эффективные технологии преподавания предметов, сочетающих в себе разнообразные вариативные подходы к творческой деятельности учащихся.
2. Сформировать у учащихся, действенные и системные знания на уровне обязательного минимума подготовки по предметам.
3. Формировать у учащихся умения применять знания в творческих условиях.
4. Продолжить работу по диагностике:
• отслеживающую динамику развития учащихся;
• фиксирующую уровень обученности учащихся на каждом этапе школьного обучения.
5. Совершенствовать систему внеурочной деятельности по предметами и др.
3. Комплектование материалов по разделам анализа, первичная обработка данных и собеседования по результатам.
На этом этапе предполагается погружение непосредственно в информационные материалы, их отбор, систематизация, корректировка и подготовка к окончательной обработке и анализу.
АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ РАБОТЫ
ГОУ СОШ №___за_______учебный год
по направлениям деятельности (с точки зрения достигнутого уровня)
I. Анализ управленческой деятельности администрации ОУ по достижению поставленных задач. (Раскрыть реализацию целей и задач ОУ через данные управленческие функции, сформулировать приоритетные направления работы ОУ в новом учебном году.) 8
1. Информационно-аналитическая деятельность:
• система внутришкольной информации по конечным результатам и условиям их достижения; уровень сформированности системы информационного обеспечения педагогического процесса (критический, допустимый, оптимальный);
• система анализа (оперативного, тематического и итогового). Уровень аналитической культуры управления (репродуктивный, конструктивный, исследовательский);
• умение руководителей и учителя проводить самоанализ.
2. Мотивационно-целевая деятельность:
• участие педагогов в коллективном целеполагании;
• формирование ценностно-мировоззренческой общности членов коллектива;
• наличие системы мотивации и стимулирования. Уровень мотивации и стимулирования всех участников педагогического процесса.
3. Планово-прогностическая деятельность:
• наличие концепции (программы) развития ОУ;
• разработка общешкольного и текущих планов на основе концепции. Уровень прогноза при планировании (реальность, достижимость, измеримость);
• участие членов коллектива в планировании работы;
• планирование поисковой, исследовательской, экспериментальной работы.
4. Организационно-исполнительская деятельность:
• деятельность совета ОУ, педсовета, методсовета, совещаний при директоре;
• деятельность органов само- и соуправления;
• соответствие организационной структуры управления задачам функционирования и развития ОУ. Степень рациональной организации УВП на основе хроно- и циклограмм;
• организация поисковой, исследовательской, экспериментальной работы.
5. Контрольно-диагностическая деятельность:
• нацеленность системы контроля на конечные результаты. Уровень контроля как профессиональной, технологической услуги учителю;
• состояние, результаты диагностики учебно-воспитательного процесса;
• мониторинг влияния поисковой, исследовательской, экспериментальной работы на конечные результаты.
б. Регулятивно-коррекционная деятельность:
• обеспечение оперативности воздействий на деятельность ОУ в связи с изменением внешней и внутренней среды. Уровень коррекционной деятельности (критический, допустимый, оп-‘ тимальный);
• степень перевода системы управления на горизонтальную основу; децентрализация прав, полномочий и ответственности между звеньями внутришкольного управления (недостаточная, достаточная, оптимальная).
II. Анализ результатов учебной деятельности.
Цель анализа: выявить педагогические проблемы для нового учебного года на основе сравнения реального состояния педагогического процесса в школе с прогнозируемым. (Цели и задачи по учебной работе, поставленные ОУ.)
Например:
В 200 / учебном году перед коллективном учителей ОУ стояли следующие задачи:
1. Отработать наиболее эффективные технологии преподавания предметов, сочетающих в себе разнообразные вариативные подходы к творческой деятельности учащихся.
2. Сформировать у учащихся, действенные и системные знания на уровне обязательного минимума подготовки по предметам.
3. Формировать у учащихся умения применять знания в творческих условиях.
4. Продолжить работу по диагностике:
• отслеживающую динамику развития учащихся;
• фиксирующую уровень обученности учащихся на каждом этапе школьного обучения.
5. Совершенствовать систему внеурочной деятельности по предметами и др.
Анализ статистики образования
Работа педколлектива в истекшем году была направлена на решение поставленных задач. Какие результаты обученности мы имеем в ОУ? Какие тенденции можем отметить (выявить) за последние три года?
Рассмотрим параметры статистики.
Обучалось учащихся: |
/ |
/ |
/ |
уч. год |
уч. год |
уч. год |
|
В основной школе |
|||
В средней школе |
|||
Отсев учащихся: |
|||
Из основной школы |
|||
Из средней школы |
|||
Не получили аттестат: |
|||
Об основном образовании |
|||
О среднем образовании |
|||
Окончили ОУ с аттестатом особого образца |
|||
С золотой медалью |
|||
С серебряной медалью |
|||
Окончили на «отлично»: По 5-9-м кл. |
|||
По 10-11-м кл |
|||
ПоОУ |
Данные, приведенные в таблице, показывают, что (указать причины возникновения данных тенденций, от кого (чего) зависят, сделать выводы).
Анализ выполнения учебного плана ОУ
Цель: проанализировать результативность и эффективность выполнения учебного плана.
1. Выполнение базового компонента учебного плана, невыполнение, отставание.
Предмет |
Класс |
Количество часов |
Причина |
2. Выполнение регионального компонента учебного плана: учебные предметы, интегрированные курсы (москвоведение, гражданове-дение, экология, экономика, ОБЖ).
3. Выполнение практической части учебных программ.
Параллель |
Пред мет |
Контрольные работы |
Зачеты |
Лаб. работы |
Практические работы |
||||
план |
дано |
план |
дано |
план |
дано |
план |
дано |
||
4. Выполнение часов школьного компонента, использованных на организацию индивидуальных и групповых занятий (с учетом категорий учащихся), на увеличение количества часов на преподавание отдельных предметов (на усиление), на обеспечение профильного обучения, на факультативные курсы, на занятия с проектной, исследовательской, экскурсионной формами учебной деятельности. Табличный материал сопровождается текстовым и прилагаются графики, таблицы с информацией за последние три года.
5. Анализ программного обеспечения учебного плана. Указать, какими программами обеспечен учебный план по компонентам: базовому, региональному, школьному (типовые, модифицированные на] основе типовых, инновационные, в том числе и авторские). Выводы: выполнение, невыполнение, причины, указать действия администрации по данному вопросу. Рекомендации: в адрес администрации, педагогического коллектива.
1. АНАЛИЗ ОБУЧЕННОСТИ УЧАЩИХСЯ НА БАЗОВОМ И ПРОГРАММНОМ УРОВНЯХ
Цель: выявить и проанализировать результаты уровня обученное™ учащихся.
1. Рассмотрим данные обученности учащихся на программном и базовом уровнях по ОУ
На программном уровне |
/ уч. год |
уч. год |
/ уч.год |
Средн. по школе |
По 5-9-м классам — (чел), % |
||||
9-й класс — (чел), % |
||||
По 10-11 -м классам — (чел), % |
||||
11 -й класс — (чел), % |
||||
По 5-11 -м классам — (чел), % |
||||
На базовом уровне |
||||
(аналогично) |
||||
С одной оценкой «3» |
На базовом уровне обучены все учащиеся, за исключением ученика (цы)…. (причина, действия по преодолению неуспешности).
Анализ работы по преодолению неуспешности учащихся,
использование часов ШК в данном направлении и
результативность этой работы
Определить причины окончания учебного года с одной отметкой «3» по каждому ученику. Указать в каких классах и у каких классных руководителей сохраняется число отличников или увеличивается, у каких нет или уменьшается, указать причины (взаимодействие классных руководителей с учителями-предметниками, родителями и другими участниками учебного процесса). 12
^
Выводы: показать результативность взаимодействия классных руководителей с учителями-предметниками, родителями и другими участниками учебного процесса.
Рекомендации:
1. Администрации ОУ поставить на контроль работу МО (какого) по работе с резервом хорошистов.
2. Психологам школы проанализировать и провести беседы с учащимися, имеющими одну «3», разработать методические рекомендации учителям, классным руководителям, родителям; и др.
К таблице прилагается:
1. Уровень обученности по всем классам (в %).
2. По каждому классу указывается список учащихся, имеющих годовые отметки «5» и «4», одну отметку «3» (с указанием предмета).
Из предоставленных данных видна динамика роста (спада) качества обученности учащихся. Средний показатель обученности на программном уровне по округу___%, по району___%, по ОУ___%.
Классы, в которых программный уровень выше среднего по школе:
Класс |
Программный уровень |
Ф.И.О. классного руководителя |
Самые низкие показатели в классах:
Класс |
Программный уровень |
Ф.И.О. классного руководителя |
Но если сравнить с результатами 200__/__года и динамикой по
четвертям этого года, то в данных классах есть значительный рост (спад) качества в среднем на___%. Причины.
Выводы, рекомендации:
1. В классах возрос уровень мотивации к обучению и в этом большая заслуга как классных руководителей, учителей-предметников, так и администрации и психологов ОУ.
2. Продолжить работу по повышению уровня мотивации к обучению во всех классах через урок и внеурочную работу по предмету.
3. Активнее подключать к работе с «трудными» учащимися семьи психологов школы, социального педагога; и др.
2. Рассмотрим данные обученности учащихся на программном уровне по предметам (в сравнении за последние 2-3 года)
Качество
%
предметы
Программный уровень (% качества) по предметам — средний показатель по предмету по ОУ по 5-11 -м классам (можно по 5-9-м классам, по параллелям, 10-11-е классы). Для проведения анализа используются материалы таблиц, графиков.
Показатели обученности (средние) по предметам на программном уровне выше (ниже) (указать причины) по сравнению с прошлым годом и распределяются следующим образом:
Предметы |
/ уч. год |
/ уч. год |
/ уч. год |
Экология |
|||
История |
|||
Русский язык |
По всем остальным предметам роста процента качества не наблюдается.
Выводы:
Дать описание результативности работы учителей отдельных учебных дисциплин в соответствии с полученными рекомендациями зам. директоров по УВР и УМР. Указать причины отсутствия результативности.
Рекомендации:
1. Зам. директора по УМР — поставить на персональный контроль работу учителей, у которых намечается тенденция снижения качества обученности за последние два года: (указать Ф.И.О. учителя-, предмет).
2. Рекомендовать данным учителям посещать школьные семинары по применению новых образовательных технологий; и др.
По результатам (школьного, окружного) мониторинга прослеживаются уровни развития самостоятельной деятельности учащихся на учебных занятиях:
%
Репрод. Констр. Творческ. Русский язык
%
Репрод. Констр. Творческ. Биология
Репрод. Констр. Творческ.
Репрод. Констр. Творческ.
Выводы, рекомендации:
1. В сравнении с анализом обученное™ по предмету: соответствует по алгебре, химии и русскому языку, завышены результаты по биологии в 9-х классах.
2. Достаточно высок процент самостоятельной деятельности учащихся на репродуктивном уровне по сравнению с двумя другими уровнями, следует учителям-предметникам (Ф.И.О.) изменить методику преподавания, необходимо поставить работу данных учителей на персональный контроль.
3. Провести семинары по развивающему обучению для учителей ОУ; и др.
Анализ работы с мотивированными учащимися
Результативность образовательных технологий, олимпиадного движения, интеллектуального марафона, участие в окружной программе «Лидер», конкурсе проектов и др. Какие условия были созданы администрацией ОУ для результативной работы с данной категорией учащихся. Анализ полученных результатов с выявлением проблем.
Для развития творческой активности учащихся каждый учитель-предметник имел часы по работе как со слабоуспевающими учащимися, так и с учащимися, имеющими повышенный уровень учебной мотивации. Как это способствовало формированию устойчивой мотива-] ции и снижению числа учащихся, имеющих одну тройку.
Роль методического объединения учителей и проводимых] предметнхе недель (см. анализ М/О.) в развитии учебной мотивации.
Психологами школы проводилась психодиагностика высокомотивированных учащихся. Эффективность использования полученных] результатов.
В работе с мотивированными учащимися группа учителей, таких как (Ф.И.О. учителей) работает с применением новых образовательных технологий: проблемная личностно-ориентированная, модульная; проектная, групповая. Итоги. Проблемы.
Не приобрела широкого использования в работе учителей ис-| следовательская деятельность учащихся, хотя ОУ уже 5-ый год принимает участие в конкурсе «Лидер». Причины. Какие были созданы условия.
Школьные олимпиады
%
Интеллектуальный марафон (школьный тур)
%
Репрод. Констр. Творческ. Репрод. Констр. Творческ. Ежегодно учащиеся ОУ принимают участие в окружных олимпиадах, конкурсах, марафонах (подробно в анализе М.О.). В сравнении: результативность в окружных олимпиадах по предметам. |
||
/ уч. год |
/ V4. ГОД |
/ уч. год |
1 -е место — 5 человек (география, английский язык, математика, экология, изо, литература) |
нет |
|
2-е место — 7 человек (география, английский язык, литература, изо) |
7 человек (математика, английский язык, география, история) |
|
3-е место — 4 человека (география, английский язык, история, изо) |
6 человек (технология, география, английский язык) |
|
16 |
Заметно резкое снижение (увеличение) призеров олимпиад. Возможно, одной из причин является то, что даты олимпиад по разным предметам совпадали, и в этот период было много больных детей. Слабая подготовка учащихся для участия в окружных олимпиадах учителями-предметниками (Ф.И.О. учителей). Но проблема остается -старшеклассники теряют интерес к олимпиадам, больше времени уделяют подготовке в вузы.
Анализ материала по посещенным урокам показал, что рекомендации, данные учителям по совершенствованию урока для повышения качества ЗУН учащихся были выполнены отдельными учителями… частично, без изучения глубокого уровеня реальных возможностей учащихся (указать количество уроков, посещенных администрацией)
Выводы, рекомендации:
1. Поставить на контроль учителей (Ф.И.О.) по работе с учащимися по подготовке к олимпиадам, интеллектуальным марафонам на уроке и во второй половине дня на часах ШК.
2. Администрации школы обеспечить каждого предметника часами ШК для работы как с учащимися, имеющими высокий уровень мотивации, и со слабоуспевающими учащимися; и др.
Общие выводы, рекомендации:
1. Все учащиеся успешно усвоили программный материал по всем предметам.
2. В 5-9-х классах лишь около 20% учащихся умеют применять знания на творческом уровне. На заседаниях М/О учителей обсудить сложившуюся ситуацию.
3. Слабым звеном являются параллели 7-х классов (7 «а», «в») и 9-х классов (9 «а», «б», «в»), это учащиеся, имеющие низкий уровень мотивации.
4. Руководству ОУ удалось значительно повысить уровень профессиональной компетентности учителей (подробно — в анализе методической работы).
5. Несмотря на отмеченные недостатки, учащиеся к продолжению образования подготовлены; и др.
Анализ итоговой и промежуточной (переводные экзамены) аттестации учащихся. (Сравнить выбор предметов учащимися за последние 2-3 года, использовать для анализа таблицы, рекомендуемые