Партнерство образовательных учреждений г. Нальчика и попечителей как необходимое условие управления качеством образования в муниципальной системе

Вследствие недостаточного бюджетного финансирования важнейшим фактором нормального функционирования и возможного развития образовательных учреждений города становится привлечение внебюджетных средств на правах социального партнерства. Активный поиск школами социальных партнеров и источников дополнительного ресурсного обеспечения необходим для достижения нужного качества общего среднего образования, иными словами, сокращения разрыва между реальными или востребованными рынком труда и местным сообществом образовательными результатами. Кроме того, участие социальных партнеров в государственно-общественном управлении качеством образования способствует реализации принципа открытости(информирование местного сообщества, общественная экспертиза, взаимодействие и координация работы органов самоуправления и общественных организаций), а следовательно, помогает демократизации и гуманизации школьной жизни.

Муниципальные образовательные учреждения г. Нальчика: гимназии №№ 13, 29, и сш. №№ 3, 4, 31, участвующие в качестве пилотных школ в разработке и реализации регионального проекта «Модернизация управления качеством образования в КБР» в рамках Мегапроекта «Развитие образования в России. Среднее образование», накопили определенный опыт социального партнерства. На примере этих школ, а также нальчикской школы № 16, находящейся в поселке Хасанья (пригород Нальчика), можно показать как формируются новые подходы к управлению качеством образования через активное привлечение социальных партнеров.

Важнейшим и ближайшим социальным партнером школы является сообщество семей учащихся. Все формы участия семей учащихся в жизнедеятельности школы влияют на качество образования. Особенно возросло это влияние с созданием попечительских советов. Во всех указанных выше школах созданы попечительские советы, уже накоплен определенный опыт работы. Кроме функции общественного контроля за использованием целевых взносов и добровольных пожертвований юридических и физических лиц на нужды общеобразовательных учреждений попечительские советы фактически стали источниками дополнительного финансирования и привлечения ресурсов. Так в сш. № 3 и в гимназии № 13 в состав попечительских советов входят представители предприятия «Машиностроительный завод», которые способствуют выделению средств на ремонт школ, оснащение учебных кабинетов, оплату факультативных занятий, приобретению стройматериалов и мебели, выделению материальной и финансовой помощи.

Попечительский совет гимназии № 29 организовал питание учеников из малообеспеченных семей, поддерживает реализацию проекта «Школа здоровья» (обеспечение оборудованием зубопротезного кабинета, расширение штата медицинской службы школы). Представители ОАО халвичный завод «Нальчикский» в попечительском совете сш. № 3 оказывают значительную финансовую помощь школе. В перспективе планируется усиление влияния попечительских советов не только на материальную сторону жизнедеятельности образовательного учреждения, но и на определение содержания и методов обучения, формирования школьной развивающей среды и т.п.

Одними из главных социальных партнеров, кроме перечисленных выше, для школ г. Нальчика стали производственные структуры разных форм собственности. Это Керамический завод, Хлебозавод, завод искусственных кож (гимназия № 13), ОАО «Теплоэнерго» (сш. № 3), Муниципальные унитарные сельскохозяйственные предприятия (МУСП) «Декоративных культур» и «Белореченский» (сш. № 16). Партнерское сотрудничество взаимовыгодно.

Так сш. № 16 получает от МУСП «Белореченский» бесплатную аренду 7 га школьных угодий, на которых выполняется бесплатная пахота, выделяются семена, транспортные грузовые и пассажирские средства. Учащиеся школы и педагоги помогают сельскохозяйственному предприятию в прополке и уборке урожая. МУСП «Декоративные культуры» бесплатно выделяют учителям земли под посадку картофеля, бесплатно обрабатывают эти земли. Учащиеся школы во время пятой трудовой четверти работают на прополке плантаций голубых елей, сосен, кленов.

Традиционными и стабильными социальными партнерами школ г.Нальчика являются другие образовательные учреждения: ВУЗы и СУЗы, Институт повышения квалификации Кабардино-Балкарского государственного университета, общеобразовательные школы и дошкольные образовательные учреждения, учреждения дополнительного образования детей.

Особо следует отметить пример партнерских взаимоотношений гимназии № 29 с иногородними российскими ВУЗами по формированию содержания профильного обучения и по заключению договоров о едином экзамене: с Ростовской — на — Дону академией архитектуры и искусства и Санкт — Петербургским институтом точной механики и оптики.

Культурно-просветительные организации установили и с успехом реализуют партнерские отношения со школами. Государственный ансамбль танца «Кабардинка» помогает формировать содержание образования и активно участвует в жизнедеятельности сш. № 31. С этой же школой установлены глубокие творческие партнерские связи республиканским музыкальным театром, школой искусств адыгского наследия имени Жабаги Казаноко, русским государственным драматическим театром. В сш. № 4 функционирует филиал музыкальной школы № 2 г. Нальчика. Гимназия № 29 на договорных началах взаимодействует с Северо-Кавказским институтом культуры и искусств и училищем искусств Министерства культуры КБР. Круглый год различные мероприятия проводит гимназия № 13 совместно с кинотеатром «Аврора». Постоянно взаимодействует с юношеской библиотекой города, республиканским краеведческим музеем сш. № 3 по организации учебно-воспитательного процесса.

Тесные партнерские отношения установились между школами г. Нальчика и правоохранительными учреждениями по вопросам проведения профилактических мероприятий, по правовому образованию, по проведению различных месячников безопасности и т.п.

Постоянно укрепляются партнерские отношения школ с местной администрацией и органами управления образования, общественными организациями, учреждениями здравоохранения и с местными средствами массовой информации (редакциями газет и журналов, радио, телевидением).

Одной из главных линий Департамента образования и науки Администрации г. Нальчика (ДОиН) является расширение социальной базы реформирования образования в городе. В связи с этим важнейшей функцией Департамента стало установление и развитие контактов с представителями системы образования и социальными партнерами муниципальной системы образования. ДОиН изучает новую практику социального партнерства с целью расширения, организует PR-компании по освещению хода и результатов мероприятий по установлению партнерских отношений, инициирует создание экспериментальных площадок по отработке новых форм социального партнерства образовательных учреждений города.

Расширение социальной базы реформирования системы образования, совершенствование партнерских отношений рассматривается как необходимое условие государственно-общественного управления качеством образования в городе.