Первые шаги поисково-разработческой деятельности средней школы № 56

Введение

Сегодня много говорят и пишут о кризисной ситуации в образовании. Те инновационные процессы, которые наблюдаются практически в каждой школе — это вынужденная необходимость поиска путей выхода из кризиса.

При этом возникает проблема: в школах отсутствуют люди, владеющие способами поисковой деятельности. Отсюда необходимость осуществлять поисковую деятельность и в ней же осваивать способы такой деятельности. Именно таким образом разворачиваются работы в средней школе № 56.

Поисково-разработческая деятельность в нашей школе направлена на изменения как в учебном процессе — организация учебно-воспитательного процесса на основе коллективных учебных занятий, так и в управленческой деятельности — разработка и реализация методологического типа управления.

Эти два процесса взаимосвязаны и взаимообусловлены, что подтверждается опытом школы № 141 г. Красноярска, где организация коллективных занятий постепенно привела к изменениям в способах управленческой деятельности (см.: 1), и школы № 100 г. Красноярска-26, где изменения в структуре и способах управленческой деятельности позволили создать условия для организации коллективных занятий.

Некоторые значимые моменты из истории средней школы № 56

В 1996 г. средней школе 56 исполнилось 25 лет. За годы её деятельности о ней сложилось мнение как о стабильной, традиционной школе, крепко стоящей на ногах. Практически не менялся состав учителей, администрации. Каждый учитель занимал определённое место в школьной иерархии — войти в такой коллектив новому учителю было достаточно сложно.

За прошедший период сложилось много традиций, одна из которых — традиция престижно выглядеть. Эта идея очень жёстко держится стажистами школы, учителями, проработавшими в ней 25-20-15 лет, и поддерживается выпускниками, работающими в этой же школе.

Период примерно с 1990 по 1992 годы был наиболее болезненным, но неизбежным для нашей школы: менялась администрация, значительно изменился и коллектив.

Некоторые актуальные проблемы средней школы № 56

Постепенное «старение« коллектива (37% учителей нашей школы в настоящее время — околопенсионного возраста, что больше, чем в среднем в районе), стремление сохранить комфортность существования в сочетании с традицией считаться благополучной школой — всё это не позволяет педагогическому коллективу перспективно видеть и понимать свои проблемы, а значит, и решать их. Явные неудачи приписываются, в лучшем случае, недобросовестности некоторых учителей.

Отсутствие ценности видеть проблемы и является главной проблемой нашей школы, она же определяет и все другие.

Одна из таких проблем — отсутствие системы в воспитательной работе. Ежегодная смена организаторов не решает её. Нет чётких представлений о том, каким должен быть «продукт» воспитательной работы, каковы критерии его оценки, а значит, и процесс получения этого продукта.

Другая проблема — рост числа учащихся, переставших посещать школу. В 1996/1997 учебном году бросили школу 5 учащихся 12 —14 лет. В следующем году ещё 7 человек, как минимум, не придут в школу.

Учителя не хотят, чтобы «плохие» дети ходили в школу и добиваются их отчисления, не видя очевидной связи между собственным благополучием и благополучием «трудного» подростка, понимают сиюминутно: нет, к примеру, Червоноокого на уроке — и я спокойно работаю.

Так было!

Однако, как отчётливо сознавали многие педагоги, так не могло дальше продолжаться.

История создания ксо-шной площадки в средней школе № 56

В январе 1991—го года учителями математики С. М. Катыщук и русского языка Л. Л. Балабеговой были «запущены» коллективные занятия в 7—м классе с использованием методик взаимообмена заданиями и взаимопередачи тем. (см.: 2, 3). Важно было создать прецедент по организации коллективных занятий в этой школе, чтобы начать «ломку» устоявшихся, отсталых «традиций».

В сентябре 1992 г. в школе «запускаются» уже три предмета: математика, русский язык, биология; учителя – Т. В. Царёва, В. В. Коротких, Н. Ф. Ильина.

При этом систематически используются методики коллективных занятий другими учителями. Например, обратную методику Ривина (см.: 4) на уроках развития речи по литературе в 5 и 10 классах с интересом применяют учителя О. В. Буркацкая, Ж. А. Роговская. Работает семинар для школьных педагогов, активно пропагандирующий коллективный способ обучения (см.: 5).

Вся эта работа, достаточно продолжительная по времени (с января 1991- го года по сентябрь 1995-го) и объёмная по количеству проведённых мероприятий создала в школе неоднозначную ситуацию.

С одной стороны, была подготовлена почва для открытия в сентябре 1995 года тиражирующей площадки по коллективным занятиям в рамках краевого инновационного комплекса (см.: 6). С другой стороны, постепенное про-движение к коллективным занятиям (и с учётом того, что в мае 1992-го директором школы № 56 был назначен учитель, занимавшийся пропагандой и внедрением коллективных занятий в данной школе) создало некоторую настороженность: не заставит ли директор всех переходить на коллективные занятия?

Проблемы управления

Открытие КСО-шной площадки стало как бы частью той исследовательской работы, которая развернулась в школе примерно с 1994 года: разработка и реализация методологического типа управления, при котором меняются структура и способы управленческой деятельности (см.: 7).

При этом в позиции управленца находится коллективный субъект деятельности, формировать и развивать который возможно только при специально организованной совместной деятельности.

Оди. Её необходимость и предназначение

Тема первой игры, проведённой в нашей школе с 9 по 12 февраля 1996 года, — «Понимание значимых моментов в деятельности средней школы № 56 и определение возможностей искусственного воздействия на сложившуюся ситуацию» (см.: 8).

Предназначение игры:

  • освоение ОДИ-образных форм и способов организации коммуникации;

  • освоение способов, средств и техник обеспечения взаимопонимания в коммуникации;

  • становление и развитие коллективного субъекта школьной мыследеятельности;

  • понимание значимых моментов и определение возможностей искусственного воздействия на сложившуюся ситуацию.

Самым значимым ожидаемым результатом игры для администрации школы было осознание педагогическим коллективом того, как важно уметь видеть и понимать свои проблемы.

«Взятие» этой ценностной задачи помогает коллективу объединиться для решения своих проблем, прежде всего за счёт понимания их сути.

Кроме этого, игра использовалась как способ понимания и решения проблем конкретно средней школы № 56.