И воображение представило мне Петра, который в первый раз обозревал берега дикой Невы… великая мысль родилась в уме великого человека. «Здесь будет город, — сказал он, — чудо света»… Сказал – и Петербург возник из дикого болота.
К. Батюшков «Опыты в стихах и прозе»
2
…В прошедшую пятницу, 7-го сего месяца, здешняя столица посещена была бедствием, коему уже около 50-ти лет не было примера. Река Нева, которой воды беспрестанно возрастали от сильного морского ветра, вышла из берегов своих в 11-м часу утра. В несколько минут большая часть города была наводнена. Ужас объял жителей… Невозможно описать все опустошения и потери…
Газета. 1824 год.
3
Вновь Исакий в облаченье Из литого серебра. Стынет в грозном нетерпенье Конь Великого Петра. Ветер душный и суровый С черных труб сметает гарь… Ах! Своей столицей новой
Недоволен государь.
Ахматова А.А. «Вновь Исакий в облаченье…»
Ход урока.
1-ый урок.
1. Слово учителя.
Всю жизнь Пушкин досадовал, что не был участником или очевидцем трех событий: Бородинской битвы 1812 года, в 1824 году – наводнения в Петербурге, а в декабре 1825 года – восстания на Сенатской площади. Бури государственные и буря стихийная как бы нарочно удержали его на расстоянии. Во время войны он был отроком, во время потопа и бунта – томился в Михайловской ссылке.
Внимание к истории государства сказалось и в поэме «Медный всадник», с которой вы уже знакомы. Основой для создания поэмы стали газетные публикации, рассказывающие о наводнении ноября 1824 года, «Опыты в стихах и в прозе» К.Батюшкова.
Сам Пушкин, определяя жанровую принадлежность «Медного всадника», называл его петербургской повестью, желая обозначить реальность, может быть, приземленность, типичность описываемого. Современные исследователи относят произведение к поэмам, учитывая его лиро-эпическую сущность.
2. Анализ системы образов произведения.
- Прослушайте вступление поэмы (выразительное чтение подготовленного ученика), обратите внимание на одические интонации, возвышенный слог и славянизмы, объясните их значение.
- Раскройте образ Петра Первого, возникающий в начале поэмы, сопоставьте с образом императора, представленным в «Полтаве», и «Арапе Петра Великого». Объясните, как преображается образ Петра в поэме «Медный всадник».
Опора на высказывание Даниила Гранина: «Тот Петр, который появляется на берегу пустынных волн с первых строк поэмы, это – живой государь, любимец Пушкина, он еще продолжение того Петра, который был в «Полтаве». – прекрасного, стремительного, и того, что в «Арапе Петра Великого», — высокого, в зеленом кафтане, с глиняной трубкой во рту, работника, которого Пушкин изучал, к которому часто возвращался».
…То академик, то герой,То мореплаватель, то плотник,Он всеобъемлющей душой
На троне вечный был работник.
Стансы. 1826 год.
Опора на высказывание Даниила Гранина: «Живой, мыслящий гений Петра, его просвещенные замыслы, его реформы стали бронзой, кумиром – то есть идолом, требующим не мысли, не развития, а слепой веры и поклонения…».
Пушкин задумывался над историей о бедном чиновнике и до того, как решил описать наводнение. Поэта, чуткого к общественным изменениям, интересовал новый тип человека-чиновника.
— Каким предстает Евгений, противопоставленный императору? Прочитайте начало первой части до слов «не так сердито….» Обратите внимание на снижение интонации, на то, что определило сознание и мечты Евгения.
О чем же думал он?
О том,Что был он беден, что трудомОн должен был себе доставитьИ независимость и честь;Что мог бы Бог ему прибавить
Ума и денег.
Ученики говорят о том, что Евгений – бедный чиновник, добрый человек с обычным, а вернее, довольно ограниченным кругом интересов, мало интересующийся своей родословной, а она у него славная. Не увлечен Евгений и служебными делами, свою обыкновенность и заурядность он и сам осознает.
— Что происходит с Евгением после наводнения, страшной потери? Откуда в нем появились силы бунтовать? Против кого или чего он восстает?
Опора на высказывание Даниила Гранина: «Трагедия произошла потому, что несчастье героя соединилось с его бунтом, потому, что он стал героем, бросил вызов. Он более не хочет быть дрожащей тварью. Его смелость – безумство, его вызов – также безумство. Но это великое безумство, равное безумству короля Лира».
3. Анализ средств художественной выразительности.
— Прочитайте описание наводнения, начинающееся словами «Ужасный день…». Какие детали страшной картины вас поразили? Какие средства художественной выразительности подчеркивают ужас происходящего?
…Погода пуще свирепела,Нева вздувалась и ревела,Котлом клокоча и клубясь,И вдруг как зверь остервенясь,На город кинулась.Осада! Приступ! Злые волны,
Как воры лезут в окна…
Ученики отмечают сравнение реки со зверем и вором, нагромождение глаголов, обозначающих действия, использование аллитерации, пунктуационные особенности текста, выраженные в парцелляции и использование восклицательных знаков. Эти средства художественной выразительности подчеркивают эмоциональное напряжение и трагичность описываемого бедствия.
2-ой урок.
4. Анализ конфликта произведения.
— Зачем введен образ Александра I? (Сравнение с Петром, который, в отличие от современника Пушкина, умел бороться со стихией.)
— Проанализируем описание двух встреч Евгения и Медного всадника. Почему в первой сцене монумент «повернулся» спиной к человеку? Подумайте, почему личный цензор Пушкина – Николай I – вычеркнул обращение Евгения к монументу, а без него автор не захотел публиковать поэму?
…И он, как будто околдован,Как будто к мрамору прикован,Сойти не может! Вкруг негоВода и больше ничего!И обращен к нему спиною,В неколебимой вышине,Над возмущенною НевоюСтоит с простертою рукоюКумир на бронзовом коне……Евгений взрогнул«Добро, строитель чудотворный! –Шепнул он, злобно задрожав, —
Ужо тебе!..
Опора на высказывание Даниила Гранина: «Ни стихии, ни бедствия народные не трогают кумира, к ним он обращен спиною, «в неколебимой вышине». Но слова, одного слова угрозы достаточно, чтобы сорвать его с места, заставить мчаться, преследовать. Страх, воспаленный, поистине, маниакальный, гонит по ночным улицам не столько Евгения, сколько Медного всадника в этой погоне за бедным и одиноким безумцем».
— Соотнесите мысленно Петра и Медного всадника и ответьте на вопрос: на чьей стороне автор? Петр – создатель, и в этом его величие. Но его создание – Петербург – стало причиной страданий Евгения. Как разрешить конфликт между Петром I и Евгением?
Работа по схеме.
• Петр (на троне вечный былМедный всадник ( кумир, работник) истукан)
• Евгений ( бедный, заурядный Чиновник, «маленький человек».
5. Позиция автора. Заключение.
Слово учителя.
…Остров малый
На взморье виден…
Речь идет об острове Голодай. На острове были захоронены казненные Николаем декабристы. Они, как и Евгений, тоже пытались противостоять Медному всаднику, жестокому миру самодержавия. Напрасная гибель безумцев, благородных и несчастных людей, воспринималась Пушкиным как личная трагедия. Противостояние власти, наверное, во все времена было губительным. И поэтому «Медному всаднику» созвучно стихотворение Ахматовой, поэта XX века, тоже столкнувшегося с железной поступью власти.
Чтение стихотворения Ахматовой «Вновь Исакий в облаченье…»
Список использованной литературы
- Пушкин А.С. В 3-х т. Т. 2. Поэмы; Евгений Онегин; Драматические произведения. – М.: Худож. лит., 1986. – 527 с.
- Ахматова А.А. Ветер лебединый: Стихотворения и поэмы. – М.: ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 1998.-512 с.
- Гранин Д. Тринадцать ступенек: Повести, эссе.-Л.: Сов. Писатель, 1984. – 304 с.
- Скатов Н.Н. Русский гений. – М.: Современник, 1987. – 352 с.
- Осповат А.Л., Тименчик Р.Д. «Печальну повесть сохранить…» : Об авторе и читателях «Медного всадника». – М.: Книга, 1985.- 303 с.
- Пушкин в школе. Пособие для учителей, студентов, учащихся старших классов. Сост. В.Я. Коровина. – М.: РОСТ, Скрин, 1998. – 367 с.