План учебного модуля «Внешняя политика России в начале ХХ века. Жизненная поступь или игра с огнем?»

План учебного модуля«Внешняя политика России в начале ХХ века

Жизненная поступь или игра с огнем?»

Никаноров Олег Анатольевичучитель истории Веселовской средней общеобразовательной школы

Тасеевского района Красноярского края

Цель работы:

  1. Познакомить учащихся с внешней политикой России в первом десятилетии ХХ века.
  2. Анализируя международные события, подвести учащихся к самостоятельному выводу о характере внешней политики Российской империи в данный период времени, тенденциях их развития и причинах первой мировой войны.
  3. Подвести учащихся к пониманию исторической ответственности государственных деятелей за судьбу своей страны, своего народа, последствия своих поступков.

Предварительное домашнее задание

Повторить тему «Внешняя политика России в конце ХIХ века».
В.И. Буганов, П.Н. Зырянов. «История России». ч. II, стр. 257-260. «Формирование «блоковой» системы». С.Н.Бурин. «Новая история». II ч., стр.236-252.

Технические средства и наглядные пособия

Доска, «Политическая карта мира в начале ХХ века»На доске написаны тема и эпиграф:«Внешняя политика Российской империи в начале ХХ века.

Железная поступь или игра с огнем?»

Мы не боимся ничего на свете, кроме бога.О. Бисмарк

(Из речи 6 февраля 1888г.)

Вы боитесь всех, только бога вы не боитесь.А.М. Горчаков

(Из речи 28 февраля 1888 г.)

Ход урока:

Урок начинается вступлением учителя:

— Осенью 1894 года в кресле, на террасе Ливадийского дворца, умирал император Александр III. Рано утром он сказал Марии Федоровне: «Чувствую конец». За два часа до кончины потребовал к себе наследника и приказал ему тут же, на террасе, подписать манифест к населению империи о восшествии на престол. Тот сказал: «Точно так, папенька», — и скрепил автографом вступительный документ.

«От господа бога вручена нам власть царская над народом нашим, пред престолом его мы и дадим ответ за судьбы державы Российской…»

Такими словами ознаменовалось восшествие на трон нового императора. Ему предстояло управлять великой державой, оберегать от напастей и, в первую очередь, отвечать за международную безопасность государства.

Далее учитель обращается к классу, предлагает вспомнить о том, какое наследство в области внешней политики досталось молодому императору. Повторив дома соответствующий материал учебника, учащиеся отвечают, а учитель фиксирует на доске (в левой ее части).

Внешняя политика России во времена Александра III

  1. Общий миролюбивый курс.
  2. Сближение с Францией.
  3. Соперничество с Англией.
  4. Расширение влияния на Востоке.
  5. Соперничество с Австро-Венгрией из-за Балкан.
  6. «Охлаждение» отношений с Германией.

Затем учитель предлагает вспомнить основные тенденции в международных отношениях в конце ХIХ века из курса новой истории. Учащиеся называют: образование устойчивых военно-политических блоков из числа великих держав и начало борьбы за территориальный передел мира. Учитель ставит задачу: определить, в русле каких тенденций проявлялись означенные направления внешней политики России. Какие выводы о характере внешней политики Российской империи можно сделать из всего этого. Вывод учащихся: Россия вела активную внешнюю политику, являлась участницей военного блока, включилась в борьбу за передел мира, обладала всеми атрибутами великой державы.

Далее учитель обращается к теме урока «Внешняя политика Российской империи в начале ХХ века. Жизненная поступь или игра с огнем?» Акцентируется внимание на второй части формулировки темы. В ней заложена основная проблема. Учитель уточняет проблемные вопросы, заложенные в содержание темы: «Было ли, по вашему мнению, оправдано активное вмешательство России в европейские дела в начале ХХ века?». Отвечала ли национальным интересам страны активная экспансионистская политика на востоке, наращиванию присутствия на Балканах ?», «Можно ли было избежать России участия в грядущей мировой войне?».

Учитель обращает внимание на эпиграф урока, предлагает подумать над его выбором в течение урока, а затем ( в конце урока) ответить, почему же был выбран именно этот эпиграф.

Какие приоритеты во внешней политике выберет Николай II ? Круг внешнеполитических задач напрямую связан с задачами внутриполитическими и внутриэкономическими.

Учащимся предлагается вспомнить материал предыдущих уроков об особенностях экономического развития России на рубеже веков. В качестве основного вопроса экономики являлся вопрос модернизации. Задача модернизации российской экономики, с одной стороны, требовала определенных внешних условий: мира, спокойствия, привлечения иностранных капиталов, с другой — Россия не могла избежать борьбы за рынки сбыта.

Для изучения последующих событий учащимся предлагается составить правую часть опорной схемы, начатой учителем.

Рассмотрение темы идет в виде рассказа учителя с демонстрацией по карте и привлечением текста учебника.

Внешняя политика во времена Александра II Внешняя политика во времена Николая II
1. Общий миролюбивый курс 1898 г. — обращение Николая II к иностранным державам Гаагская международная конференция
2. Сближение с Францией 1893 г. — военный союз с Францией Тройственное соглашение
3. Соперничество с Англией Отказ от соперничества 1907 соглашение
4. Расширение влияния на Востоке Вмешательство Китая Русско-японская война — Портсмутский мир
5. Соперничество с Австро-Венгрией из-за Балкан — снижение активности на Балканах Усиление присутствия России на Балканах 1909 г. боснийский кризис — 1913 г. албанский коризис
6. «Охлаждение» отношений с Германией 1905 отказ от союза с Германией усиление конфронтации с Германией

Оформление наглядного материала на классной доске по ходу урока.

Основные выводы, которые делает класс:

  1. Внешняя политика России в начале ХХ века была весьма активной и противоречивой: с одной стороны, миролюбивые инициативы, с другой стороны, легкость, с которой Россия ввязывалась в международные конфликты.
  2. Внешнеполитический курс правительства Николая II стал традиционным для России. Отличным от времен Александра III было сближение с Англией и большая неосторожность в балканских делах.
  3. Поражения, такие, как в русско-японской войне, не изменяли характера внешней политики страны, возможна была лишь смена направлений.
  4. Россия являлась активным участником военного блока Антанты в условиях, когда произошло фактическое размежевание сил в Европе на два лагеря, тем самым она обрекала себя на участие в будущей войне.

Центральным моментом урока является обсуждение проблемного вопроса: «Отвечала ли внешняя политика Российской империи интересам российского народа, заслуживали ли данные интересы таких жертв со стороны народа и был ли у России шанс избежать этих жертв».

Учащимся предлагается доказательно согласиться или оспорить следующие утверждения:

  1. Внешняя экспансия для России была жизненно необходима?
  2. Русско-японская война отвечала экономическим и социальным интересам русского народа.
  3. Русско-японской войны можно было бы избежать.
  4. На балканском полуострове Россия «присутствовала» лишь из братской солидарности к славянским народам.
  5. Успех балканской политики не давал никаких реальных выгод для национальных интересов России.
  6. Россия вполне могла объявить себя нейтральной и не вмешиваться ни в какие международные дела.
  7. Все акции русского правительства преследовали реализацию очень важных для России интересов, экономических, политических. Если когда-то и использовались силовые средства, то, как говорится, «цель оправдывает средство».

Поскольку этот тезис дискуссионен, останавливаемся на нем подробнее, обращаясь к эпиграфу урока. Учащиеся раскрывают суть своего понимания эпиграфа, аргументируют его, обобщая изученное на уроке.

Домашнее задание — § учебника, работа по опорной схеме и письменная работа с вопросником.

Задания домашнего вопросника:

Ответьте письменно на вопросы или закончите предложения.

  1. Иллюстрацией миролюбивых устремлений Николая II являлось его предложение о созыве…
  2. Двоякость политики Николая II заключалась в том, что наряду с миролюбивыми предложениями …
  3. В отношении Англии позиция России изменилась в сторону …., что выразилось в ….
  4. Соглашение о разделе сфер влияния между Россией и Англией в 1907 закончило формирование…
  5. Расширением своего влияния на Балканах Россия добивалась…
  6. Какую угрозу таила в себе активная поддержка Россией балканских славян?
  7. В чем проявлялась внешнеполитическая активность России на Востоке?
  8. Какие цели преследовала Россия, вступая в русско-японскую войну?
  9. Как отразилась русско-японская война на самочувствии русского общества?
  10. Какие были у России шансы избежать конфронтации с Германией?