Почему и в чем мы вынуждены сотрудничать с общественно-педагогическими движениями

Общественно-педагогические движения — это сообщества, которые стремятся преобразовать социальную жизнь и ключевым средством движения в соответствии с этой целью считают строительство новой образовательной практики. Новой, поскольку ее нет в государственной системе образования. Признаками таких движений является то, что они:

Имеют собственные и привлекательные идеалы общественного устройства;
Способны программировать и программируют развитие всей целостности образования;
Сами являются носителями новой практики образования и управления;
Имеют собственные ресурсы и собственную кадровую политику;
Являются ведущими субъектами местного сообщества (и местного педагогического сообщества в частности);
Неуклонно стремятся расширить свою зону влияния.

Государственные и муниципальные ведомства, обслуживающие образовательную область государственного управления (призванные обеспечивать устойчивость отрасли и ее совершенствование), вынуждены сотрудничать с общественно-педагогическими движениями в деле программирования предстоящей деятельности системы образования.

Первое вынуждающее обстоятельство заключается в том, что и ведомство и общественно-педагогические движения занимают (независимо друг от друга) управленческую позицию, ставят цели и активно действуют по отношению к одному и тому же педагогическому сообществу и одной и той же образовательной практике, в соответствии с собственным видением содержания развития образования и в своих интересах.

Второе обстоятельство в том, что ведомство не в состоянии элиминировать (от лат. elimino — выношу за порог, удаляю) общественно-педагогическое движение или быть с ним в длительной конкуренции (соперничестве, соревновании).

Некоторые существенные причины второго обстоятельства. В ведомстве нет дефицита в знающих и компетентных сотрудниках, а есть дефицит времени и обширная зона прямой государственной ответственности. Ведомство не имеет возможности допустить промах в делообороте государственного управления.

Само устройство и содержание этой линии управления приводит к тому, что понимание разрывов, оформление проблем образования и разработка стратегий их преодоления происходит «на бегу».

Общественно-педагогические движения же, в отличие от ведомства, имеют значительный временной ресурс на мыслительную работу и интеллектуальные разработки. К тому же, они выработали способы совместности и коллективности в ходе таких работ, что многократно увеличивает ее мощность. Ответственность движения несут только пред самими собой. Величина зоны ответственности определяется собственной совестью и корпоративными (сетевыми) интересами.

Ведомство не имеет возможности собственноголово и собственноручно преобразовывать практику образования. Следовательно, не имеет эффективного источника рефлексии, проблематизации, получения нового знания и собственного развития. Но что с избытком имеют общественно-педагогическое движения.

Третье обстоятельство.

Ведомству нужна устойчивая практика совместного программирования для того, чтобы:

Выяснить те фрагменты собственного будущего, которые могут статься за счет разворачивания программ общественно-педагогических движений;
Воздействовать на программные представления движений в интересах своего будущего;
Корректировать, дополнять, уточнять и изменять собственные программные представления;
Способствовать (там, где удастся) адекватности предстоящих действий ведомства и движений.