Подготовка, переподготовка и повышение квалификации педагогических и руководящих кадров

В Красноярском крае созданы достаточные условия (по количественным параметрам и набору востребованных на рынке педагогического труда специальностям) по подготовке и повышению квалификации педагогических кадров.

Система подготовки кадров ежегодно обеспечивает выпуск около 2000 специалистов и включает в себя:

  • 3 вуза, которые осуществляют подготовку по 31 специальности (Красноярский государственный педагогический университет, Красноярский государственный университет, Лесосибирский педагогический институт);

  • 6 педагогических училищ и колледжей, в которых готовятся специалисты по 14 специальностям преимущественно для сельских школ края (Ачинский, Канский, Красноярские №1 и №2 колледжи, Енисейское, Минусинское, Норильское педагогические училища). В 2000/2001 учебном году в средних педагогических учебных заведениях края обучается 2385 студентов.

За последние 3 года в вузах и средних педагогических учебных заведениях осваиваются новые специальности. Так, при КГПУ открыты новые институты:

  • психологии и управления

  • специальной педагогики

  • информатики

  • с 2000 года увеличен прием на заочные отделения, включая помимо других такую специальность, как «Менеджер образования». Возобновлен целевой прием студентов из числа выпускников сельских школ, в 2000 году на контрактно-целевой основе зачислено 44 человека. В педагогических колледжах и училищах открыты новые остродефицитные для края специальности: учитель иностранного языка основной школы, учитель русского языка и литературы основной школы, социальный педагог, специалист специального дошкольного образования, коррекционный педагог в начальном образовании, педагог дополнительного образования.

За последние 10 лет Главное управление образования администрации края уделяло существенное внимание развитию профессионально-педагогического (кадрового) потенциала и материально-технической базы педагогических училищ Красноярского края. Это позволило сегодня всем педагогическим колледжам (училищам) работать в системе непрерывной подготовки специалистов: педагогический колледж (училище) — ВУЗ. Четыре педагогических училища (Ачинское, Канское, Красноярское №1 им. А.М.Горького и Красноярское №2) повысили свой статус и реорганизованы в колледжи, что позволяет более мобильно реагировать на запросы рынка педагогического труда в направлении обновления содержания, форм подготовки педагогов-специалистов для разных типов образовательных учреждений края. На базе педагогических колледжей (училищ) созданы и развиваются ресурсные центры для нужд систем образования по территориальному принципу, так как все среднеспециальные педагогические учебные заведения края удачно расположены: в центре, на юге, на западе, на востоке и на севере края.

Чрезвычайно важной задачей для краевых структур подготовки специалистов для учреждений образования края является изменение содержания и форм обучения студентов, подготовка качественно новых «специалистов по развитию ребенка».

Повышение квалификации работающих кадров, как и аттестация, являются составными частью их социальной защиты. Система повышения квалификации педагогических и руководящих кадров в крае обеспечивает количественно и качественно удовлетворение потребностей в курсовой подготовке. В структуру системы повышения квалификации входят: Красноярский краевой институт повышения квалификации работников образования (ИПК РО), факультет повышения квалификации педуниверситета, педагогические колледжи (училища), учреждения краевого подчинения (в том числе Краевой Дом работников просвещения).

Это позволяет обеспечивать ежегодно повышение квалификации от 18 до 27 % работающим специалистам в сфере общего образования. Возросшая за последний год цифра прошедших курсовую подготовку стала результатом стабилизации ситуации в сфере образования. Использование централизованных средств в соответствии с краевой целевой «Программой стабилизации и развития Красноярского краевого образования на период до 2003года» позволило оплатить командировочные расходы учителям — слушателям многих курсов в ИПК РО, КГУ, ФПППК КГПУ.

graf1-5027820

Система повышения квалификации в настоящем претерпевает значительные изменения как в структуре, так и в содержании, ориентируясь на изменения в содержании образования и на создание условий для пожизненного образования каждого специалиста в соответствии с требованиями времени.