Подготовка учителей

ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЕЙ — ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ И РАЗРАБОТЧИКОВ
ПО СИСТЕМЕ ТРИЗ-ПЕДАГОГИКА

В лаборатории ТРИЗ-педагогики Красноярского краевого Центра развития образования слушатели выполняют новые разработки в качестве учебных заданий.

Уже более 5 лет работает лаборатория ТРИЗ-педагогики в Красноярском краевом Центре развития образования (ЦРО). Центры развития образования — это инновационные учреждения, имеющиеся не во всех регионах и готовящие педагогов — исследователей и разработчиков. Поэтому еще при создании лаборатории встала задача так организовать обучение слушателей, чтобы они приобрели навыки проведения собственных разработок.

Задача осложнялась тем, что в силу молодости системы ТРИЗ-педагогика, в сравнении с другими известными педагогическими системами, по ней было выполнено и опубликовано сравнительно немного разработок. Большинство тем различных школьных предметов такими разработками охвачены еще не были.

Для решения названной проблемы был использован прием «обращения вреда в пользу». К отсутствию разработок по ряду предметов и тем организаторы лаборатории ТРИЗ-педагогики отнеслись как к ресурсу. Слушателям стали выдаваться учебные задания, состоящие именно в выполнении новых разработок для своих предметов.

Чтобы слушатели могли выполнять такие задания, необходимо было прежде всего сформулировать основные принципы проведения разработок по ТРИЗ-педагогике, а также соответствующим образом построить обучение самой науке ТРИЗ и методам РТВ.

Преподавание ТРИЗ в лаборатории строится на выделении и тщательном изучении системной, философской основы ТРИЗ — прикладной диалектики. Слушатели прежде всего усваивают взаимосвязь ТРИЗ с диалектикой Гегеля, сопоставляют понятие «решение проблемной (изобретательской) задачи» с понятием «развитие», и далее изучают законы развития систем, виды противоречий, принципы, приемы и стандарты их устранения. АРИЗ дается в различном объеме в зависимости от предметов, преподаваемых слушателями, как правило, владение им особенно необходимо руководителям студий технического творчества, учителям труда, физики. Обычно изучение каждого закона, принципа, приема, стандарта начинается с доступных учителям примеров, содержащихся в опубликованной литературе, в том числе книгах Г.С. Альтшуллера, Ю.П. Саламатова, Г.И. Иванова, изданий Системы ТРИЗ-ШАНС и др., а также с примеров из предметных областей слушателей, наработанных в лаборатории ТРИЗ-педагогики. Далее слушателям предлагается в порядке учебных заданий создать свои собственные примеры, в основном из преподаваемых ими предметов, которые включаются в базу данных примеров лаборатории и используются в работе со следующими слушателями. Одновременно учителя-слушатели начинают применять эти примеры в своих уроках, таким образом, внедрение их разработок в собственный учебный процесс происходит одновременно с изучением ТРИЗ-педагогики.

Слушателям ставится задача создать систему примеров и педагогических приемов, работающую на формирование творческой личности учащегося. Эти разработки слушателей проводятся на основе следующих принципов, сформулированных в лаборатории в результате анализа имеющихся разработок по ТРИЗ-педагогике и накопленного собственного опыта:

  1. На формирование творческой личности учащегося должен работать каждый школьный предмет, и не только материал, вводимый в него дополнительно к Госстандартам, а материал, предусмотренный Госстандартами.

  2. В тех предметах и темах, где действующими программами предусмотрено решение задач, давать учащимся вместо типовых, рутинных задач, творческие задачи. Ставить творческие задания и в тех предметах, где задачи вообще программой не предусмотрены. Например, вместо типовых, содержащихся в учебниках, контрольных вопросов, давать творческие контрольные вопросы.

  3. Относиться к объектам изучения школьных предметов, как к развивающимся системам. Например, история изучает развитие общества, биология — развитие живых организмов, литература — развитие сюжетов литературных произведений, и др. Исследовать это развитие как проявление законов прикладной диалектики. Показывать, какие проблемы, противоречия возникали в этом развитии и какими путями, на основе каких принципов, приемов, стандартов ТРИЗ (пусть и стихийно найденных) преодолевались. Предлагать ученикам найти с помощью ТРИЗ другие, более эффективные пути преодоления противоречий, чем были применены историческими деятелями, литературными героями.

    Например, М.И. Кутузов в войне с Наполеоном применил принцип предварительного антидействия, оставив Москву и сохранив армию, вследствие чего был достигнут результат, близкий к ИКР — Наполеон ушел сам.

  4. Если в программу какого-либо школьного предмета не входит развитие объекта изучения или это развитие наукой вообще не изучено (например, сила действия была равна силе противодействия и миллион лет назад, и вряд ли не будет равна через миллион лет), то относиться к самой соответствующей науке как к развивающейся системе. Изучать противоречия в ее развитии и пути, которыми ученые преодолевали эти противоречия. Самим учащимся переоткрывать знания на основе применения ТРИЗ.

    Например, принцип местного качества был применен и при создании теории относительности (время течет неодинаково, пространство искривлено неодинаково), и при создании теории строения молекул (химические свойства зависят не только от количества различных атомов в молекуле, но и от того, как они соединены). Переход на микроуровень (стандарт 3.2.1) был применен при создании интегрального исчисления. Переход в бисистему (стандарт 3.1.1) был применен при создании записи простых дробей в виде числителя и знаменателя.

  5. Если изучаемый школьный предмет вообще не является наукой (например, правила дорожного движения), то относиться к изучаемым положениям, как к существующим, пусть и имеющим недостатки, решениям проблемных задач, имевших место раньше. Например, проблема проезда перекрестков решалась: применением принципа местного качества (помеха справа) на нерегулируемых перекрестках, светофоров (прием разнесения во времени) на регулируемых перекрестках (здесь же вытеснение человека из технической системы — раньше были регулировщики), а на напряженных магистралях решается переходом в другое измерение — двухъярусными развязками.

При последовательном применении в школах названных принципов разработок по ТРИЗ-педагогике у учащихся складывается система знаний, в которой каждый изучаемый научный факт, закон, событие являются конкретными проявлениями в конкретных областях универсальных законов прикладной диалектики, составляющих философскую основу ТРИЗ. Таким образом, существенно увеличивается глубина понимания изучаемого материала, но главное — формируются творческие качества, жизненная позиция созидателя.

Особенность разработок, выполняемых слушателями — учителями начальных классов, в том, что особое внимание уделяется применению системного оператора. Важно выработать у младшеклассников системное мышление, которое в дальнейшем серьезно помогает изучению предметов на основе законов, принципов, приемов, стандартов ТРИЗ. Основы диалектического мышления формируются учителями начальных классов с использованием таких понятий, связанных с системным оператором, как не-система и антисистема, в том числе в игровой форме: «хорошо-плохо», «наоборот», «цепочка противоречий» и др.

Слушатели ориентируются на максимальное практическое использование интеллектуального продукта, создаваемого их учащимися как с применением ТРИЗ, так и на основе РТВ. В том числе, на оформление наиболее сильных идей, создаваемых учащимися на уроках, в виде докладов на школьных научных конференциях, а также на то, чтобы идеи, создаваемые учениками с помощью методов РТВ, использовались в самих школах: при оформлении кабинетов, в сценариях школьных праздников, конкурсах и др.

В настоящее время лучшими слушателями и выпускниками лаборатории ТРИЗ Красноярского ЦРО достигнуты, например, следующие результаты:

  • Выпускница лаборатории, учитель русского языка и литературы красноярской школы № 10 Г. И. Маташова выполнила свертывание системы орфограмм русского языка, в результате чего вместо 70 орфограмм их стало 11. Их не только стало легче усваивать ученикам. Стало возможным проводить уроки русского языка, на которых ученики сами из прежней громоздкой системы орфограмм формулируют эту новую, более совершенную систему.

  • Слушатель лаборатории, учитель труда красноярской школы № 86 В.Г. Андреев осуществил руководство научной работой учащихся 7-го класса Ю. Дрязгова и Д. Кожуховского по созданию экологически чистого электрокультиватора для садовых участков. Эта научная работа заняла 2-е место в России на конференции молодых исследователей «Шаг в будущее» 1999 г., где представлявший ее Ю. Дрязгов одновременно получил диплом самого юного участника. Затем юный автор был удостоен Молодежной Премии Красноярского края и чести произнести ответное слово Губернатору края А.И. Лебедю, в котором рассказал о науке ТРИЗ.

  • Слушатель лаборатории, учитель географии красноярской школы № 31 В.А. Маркова организовала в своей школе лабораторию экологического изобретательства. Сейчас готовятся к патентованию несколько разработок, сделанных учащимися. Одна из разработок — по предотвращению техногенных катастроф при добыче нефти, выполненная 11-классницей Н. Марковой, заняла 3-е место в России на конференции молодых исследователей «Шаг в будущее» 2000 г.

  • Слушатель лаборатории, педагог производственного обучения красноярского профессионального училища № 20 («Дом ремесел») Т.Ф. Калинина осуществила руководство научной работой учащейся Е. Тюргановой по возрождению и развитию древнего искусства филейной вышивки. Эта работа заняла 3-е место в России на конференции молодых исследователей «Шаг в будущее» 2000 г., автор была удостоена Молодежной Премии Красноярского края 2000 г. и чести произнести ответное слово Губернатору края А.И. Лебедю.

Сейчас расширяется работа по подготовке коллективов учителей для комплексного применения ТРИЗ-педагогики в школах.

Примечание: ныне лаборатория ТРИЗ-педагогики находится в составе Красноярского краевого Института повышения квалификации работников образования.