Современный институт повышения квалификации работников образования (ИПКРО) необходимо рассматривать как открытую, дидактическую, адаптивную, многоуровневую образовательную систему, ориентированную на широкое взаимодействие с социальными партнерами, обеспечивающими создание рынка образовательных услуг и рынка труда. В целом результативность и эффективность работы ИПКРО можно оценивать по системе выполнения институтом таких функций как: системная, интегративная, информационная, коммуникативная, исследовательская, рефлексивная, технологическая.
По отношению к взаимодействию с социальными партнерами приоритетными являются социальная, интерсоциальная и прогностическая функции ИПКРО.
Социальная, охватывает всю область формирования личности, определяет роль ценностных ориентаций в производительном труде, pacкрывает социальные аспекты профессиональной деятельности, определяет зависимость целей, содержания образования, мотивов деятельности от социально-экономических условий и производства, обеспечивает формирование профессиональной компетентности и профессионального самосознания педагога с учетом потребностей личности и системы образования.
Интерсоциальная, отражает изменения в области интерсоциального образования и воспитания посредством включения современных технологий в качестве основного образовательного и воспитательного средства, а также показывает связь с объективными закономерностями макросоциального развития общества, с раскрытием интерсоциальной активности личности.
Прогностическая, определяет стратегию развития образования, взаимодействие данной категории с внутренними образовательными структурами и внешними факторами окружающей среды, с общими социально-экономическими условиями развития общества; обеспечивает включение прогностической информации для определения долгосрочной перспективы формирования личности педагога в условиях непрерывного образования, корректировку модели его деятельности на основе опережающего решения общих теоретико-методологических проблем, определяющих долговременную стратегию многоплановой педагогической деятельности, исходя из меняющихся тенденций и движущих сил развития образования.
Таким образом, основываясь на вышеизложенном, в качестве основных индикаторов оценки результативности и эффективности работы ИПКРО в области социального партнерства могут выступать следующие критерии и показатели:
-
Критерий востребованности обучающихся на рынке труда, оцениваемый качественными изменениями личности специалиста, происходящими в процессе повышения его квалификации.
-
Критерий востребованности института на рынке образовательных услуг, оцениваемый спектром различных образовательных программ, интеллектуальным потенциалом, продуктами педагогического труда.
-
Критерий увеличения внебюджетного финансирования за счет реализации с участием социальных партнеров различных образовательных проектов и образовательных услуг.
-
Критерий комплексности управленческих воздействий на организацию системы социального партнерства, что требует включения в структуру управления новых организационных механизмов, обеспечивающих опережающую адаптацию, открытость и саморазвитие института с внешней средой.
-
Критерий интенсивности и непрерывности сотрудничества с социальным партнерами при решении таких ключевых задач, как
-
экспертная оценка учебных планов и программ подготовки и повышения квалификации специалистов;
-
организация стажировок сотрудников института;
-
участие в процедурах аттестации педагогических кадров и учебных заведений;
-
участие в профессиональных ассоциациях, научно-практических конференциях, научно-исследовательских проектах и другие.
-
Помимо перечисленных выше критериев, обязательным является неформальная оценка своей работы самими сотрудниками ИПКРО, оценка его учредителями, коллегами из аналогичных систем, другими социальными партнерами.