Подростковая школа

В подростковой школе гимназии «Универс»№1- 27 классов-комплектов.

Общее число учащихся — 703 (из них девочек — 334., мальчиков — 369).

Педагогов работающих в подростковой ступени -112, из них совместителей — 10.

Идея написания образовательной программы подростковой школы возникла как результат многочисленных проб педагогов нашей школы найти адекватные педагогические техники, подходы к работе с одним из самых сложных объектов педагогического воздействия , — подростками.

Не секрет, что подростковый возраст на сегодняшний день является критическим (Д.Б. Эльконин, 1987). Мы уже делали достаточно детальный анализ причин «критичности» подросткового возраста (Фрумин И.Д., Башев В.В., 1997); в данной работе мы не останавливаемся на этом аспекте. Пометим лишь, что с точки зрения педагогического воздействия это означает отсутствие ясного понимания целей образования учащихся этого возраста, отсутствие ясных представлений о способах и методах работы с подростками.

В работе «В поисках подростковой школы» (Фрумин И.Д., Башев В.В.) мы наметили источники поиска оснований для разработок новой педагогической практики работы с подростками. Кратко повторим, что это и многочисленные психологические теории подросткового возраста (Фельдштейн Д.И., Давыдов В.В., Поливанова К.Н.), в которых излагаются гипотезы о задачах этого возрастного этапа, прежде всего, с точки зрения становления психологических новообразований возраста. Это и опыт советской школы, в которой общественно-политические организации и участие в них занимали существенное время в жизни учащихся данного возрастного этапа.

Анализ психологических работ, анализ успешного опыта работы с подростками не только советской школы, но и современных школ, таких, например, как «Школа Самоопределения» (директор А.Н. Тубельский, г. Москва), наши собственные пробы и проекты («Нужна ли школа для подростков» \\журнал «Директор школы»), привели нас к необходимости написания образовательной программы школы, ориентированной на подростков. Фактически это наша попытка «педагогизировать» наиболее фундированные психологические теории подросткового возраста.

Основную задачу образовательной программы мы видим в том, чтобы задать принципиальные ориентиры и возможные пути реализации и отслеживания этих ориентиров для основных субъектов образовательного процесса, — учеников, родителей и педагогов. Именно решение этой задачи задает структуру нашей образовательной программы. Попытаемся показать это.

Образовательная программа, предлагаемая в данной статье читателю, содержит несколько базовых частей.

В разделе 1. «Основания проектирования образовательной программы подростковой школы» мы описываем три ключевых, с нашей точки зрения, основания. Как мы уже отмечали, это прежде всего возрастные особенности и представления о ведущей деятельности подростничества. Эти представления задают нам самые общие педагогические ориентации, расставляют акценты.

Новым в проектировании образовательной программы является учет родительских ожиданий. С нашей точки зрения, игнорирование родительских ожиданий школой является одной из ключевых проблем школы. Родительский опыт обучения, их образовательные установки, а в настоящее время и фактическое участие их как заказчиков образовательных услуг, оказывает огромное влияние на педагогический процесс. Невнимание к родительским ожиданиям может приносить большой вред педагогическому процессу; и наоборот, учет родительских ожиданий, работа с этими ожиданиями, могут служить дополнительным положительным фактором для педагогического воздействия. Иными словами нам необходимо начать относиться к родителям не как к сторонним наблюдателям, но как к активным сотрудникам. Это возможно, с нашей точки зрения, только если мы научимся воспринимать их как коллег, как тех, кто сам может ставить образовательные цели и оценивать образовательные результаты. В подростковой ступени создан «Совет родителей подростковой ступени» который призван решать задачи партнёрских отношений с родителями., ежегодно принимается Программа работы с родителями.

Вторая часть нашей работы посвящена описанию целевых установок педагогов подростковой школы (раздел №2). Фактически это наш собственный ответ на вопрос «На какой образ желаемого результата нашей работы мы ориентируемся?»

Мы сочли необходимым отдельно описать образовательный результат подростковой школы (раздел № 3). Образовательный результат — это то, что мы гарантируем основным заказчикам (родителям и ученикам) как специалисты. Особенно важным этот вопрос становится в свете наших рассуждений о подростковой школе, как об отдельной ступени образования.

Целевые ориентации могут так и остаться декларируемыми, если не сформулировать принципиальные установки и требования на устройство школы. Что мы понимаем под устройством школы? Как в устройстве школы отражена идея ведущей деятельности? Как учитываются родительские ожидания? Что задает единство педагогического воздействия? В каких дидактических формах может быть реализована идея ведущей деятельности? Как представлена школа педагогам и учащимся? Ответы на эти вопросы мы предлагаем читателю в разделе «Принципы устройства образовательного пространства подростковой школы» (раздел № 4). В этом разделе мы описываем организацию и устройство учебного и неучебного и дополнительного образовательного пространства.

Раздел №5 программы посвящен определению основных проблемных точек подростковой школы, которые выявлены в результате анализа работы школы в 1998-2000 учебном году.

Раздел №6 программы посвящен описанию стратегических задач подростковой школы. Это долговременные задачи, которые мы к тому же разделили на несколько типов. Фактически в этом разделе нами сформулированы направления основных проектных разработок по созданию подростковой школы.

В разделе №7 программы мы сформулировали задачи на ближайшие 2-3 учебных года. Эти задачи направлены на решение основных проблемных точек предыдущего этапа.