Положение о библиотеке

ПОЛОЖЕНИЕ о библиотеке
1.  Общие положения 1.1.      Библиотека является структурным подразделением МОУ СОШ № 50, участвующим в учебно-воспитательном процессе в целях обеспечения права участников образовательного процесса на бесплатное пользование библиотечно-информационными ресурсами. 1.2.    Деятельность библиотеки отражается в уставе МОУ СОШ № 50. Обеспеченность библиотеки учебными, методическими и справочными документами учитывается при лицензировании МОУ СОШ № 50. 1.3.        Цель библиотеки соотносится с целями общеобразовательного учреждения: формирование общей культуры личности обучающихся на основе усвоения обязательного минимума содержания общеобразовательных программ, их адаптация к жизни в обществе, воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье, формирование здорового образа

жизни.

  1. Библиотека руководствуется в своей деятельности федеральными законами, указами и распоряжениями Президента РФ, постановлениями и распоряжениями Правительства РФ и исполнительных органов субъектов РФ, решениями соответствующего органа управления образования, уставом МОУ СОШ № 50, положением о библиотеке, утверждённом директором   МОУ СОШ № 50.
  2. Деятельность библиотеки основывается на принципах демократии, гуманизма, общедоступности, приоритета общечеловеческих ценностей, гражданственности, свободного развития личности,
  3. Порядок пользования источниками информации, перечень основных услуг и условия их предоставления определяются Положением о библиотеке МОУ СОШ № 50 и Правилами пользования библиотекой, утверждёнными руководителем МОУ СОШ № 50.
  4. МОУ СОШ № 50 несет ответственность за доступность и качество библиотечно-информационного обслуживания библиотеки.
  5. Организация обслуживания участников образовательного процесса производится в соответствии с правилами техники безопасности, противопожарными и санитарно-гигиеническими требованиями.

2.  Основные задачи 2.1. Основными задачами библиотеки являются:

• обеспечение участникам образовательного процесса — обучающимся, педагогическим работникам, родителям (иным законным представителям) обучающихся (далее — пользователям) — доступа к информации, знаниям, идеям, культурным ценностям посредством использования библиотечно-информационных ресурсов общеобразовательного учреждения на различных носителях: бумажном (книжный фонд, фонд периодических изданий); магнитном (фонд аудио- и видеокассет); цифровом (CD-диски); коммуникативном (компьютерные сети) и иных носителях;

  • воспитание культурного и гражданского самосознания, помощь в социализации обучающегося, развитии его творческого потенциала;
  • формирование навыков независимого библиотечного пользователя: обучение поиску, отбору и критической оценке информации;
  • совершенствование предоставляемых библиотекой услуг на основе внедрения новых информационных технологий и компьютеризации библиотечно-информационных процессов, формирование комфортной библиотечной среды.

3. Основные функции Для реализации основных задач библиотека:

3.1.  Формирует фонд библиотечно-информационных ресурсов общеобразовательного учреждения:

  1. комплектует универсальный фонд учебными, художественными, научными, справочными, педагогическими и научно-популярными документами на традиционных и не традиционных носителях информации;
  2. пополняет фонд информационными ресурсами сети Интернет, базами и банками данных других учреждений и организаций;
  3. аккумулирует фонд документов, создаваемых в общеобразовательном учреждении (публикаций и работ педагогов общеобразовательного учреждения, лучших научных работ и рефератов обучающихся и др.);
  4. осуществляет размещение, организацию и сохранность документов.

3.2.  Создаёт информационную продукцию:

  1. осуществляет аналитико-синтетическую переработку информации;
  2. организует и ведёт справочно-библиографический аппарат: каталоги (алфавитный, синтетический), картотеки (систематическую картотеку статей, тематические картотеки), электронный каталог, базы данных по профилю общеобразовательного учреждения;
  3. разрабатывает рекомендательные библиографические пособия (списки, обзоры, указатели и т.п.);
  4. обеспечивает информирование пользователей об информационной продукции.

3.3.  Осуществляет дифференцированное библиотечно-информационное обслуживание обучающихся:

  1. предоставляет информационные ресурсы на различных носителях на основе изучения их интересов и информационных потребностей;
  2. создаёт условия для реализации самостоятельности в обучении, познавательной, творческой деятельности с опорой на коммуникацию; способствует развитию навыков самообучения (участие в сетевых олимпиадах, телекоммуникационных проектах в системе дистанционного обучения);
  3. организует   обучение   навыкам    независимого   библиотечного   пользователя    и    потребителя

информации, содействует интеграции комплекса знаний, умений и навыков работы с книгой и информацией;

  1. оказывает информационную поддержку в решении задач, возникающих в процессе их учебной, самообразовательной и досуговой деятельности;
  2. организует массовые мероприятия, ориентированные на развитие общей и читательской культуры личности, содействует развитию критического мышления;
  3. содействует членам педагогического коллектива и администрации учреждения в организации образовательного процесса и досуга обучающихся (просмотр видеофильмов, CD-дисков, презентации развивающих компьютерных игр);
  4. руководит воспитательной работой с книгой в группах продлённого дня, в классах компенсирующего обучения, в коррекционных классах (при их наличии).

3.4.  Осуществляет дифференцированное библиотечно-информационное обслуживание педагогических
работников:

  • выявляет информационные потребности и удовлетворяет запросы, связанные с обучением, воспитанием и здоровьем детей;
  • выявляет информационные потребности и удовлетворяет запросы в области педагогических инноваций и новых технологий;
  • содействует профессиональной компетенции, повышению квалификации, проведению аттестации;
  • создает банк педагогической информации как основы единой информационной службы общеобразовательного учреждения, осуществляет накопление, систематизацию информации по предметам, разделам и темам;
  • организует доступ к банку педагогической информации на любых носителях; просмотр электронных версий педагогических изданий;
  • осуществляет текущее информирование (дни информации, обзоры новых поступлений и публикаций), информирование руководства общеобразовательного учреждения по вопросам управления образовательным процессом;
  • поддерживает деятельность педагогических работников в области создания информационных продуктов (документов, баз данных, Web-страниц и т.п.);
  • способствует проведению занятий по формированию информационной культуры; является базой для проведения практических занятий по работе с информационными ресурсами.

6. Права и обязанности библиотеки
6.1. Работники библиотек имеют право:

  1. самостоятельно выбирать формы, средства и методы библиотечно-информационного обслуживания образовательного и воспитательного процессов в соответствии с целями и задачами, указанными в уставе МОУ СОШ № 50;
  2. проводить в установленном порядке факультативные занятия, уроки и кружки библиотечно-библиографических знаний и информационной культуры;
  3. определять источники комплектования информационных ресурсов;
  4. изымать и реализовывать документы из фондов в соответствии с инструкцией по учёту библиотечного фонда;
  5. определять в соответствии с правилами пользования библиотекой МОУ СОШ № 50, утверждёнными руководителем МОУ СОШ № 50, и по согласованию с родительским комитетом или попечительским советом виды и размеры компенсации ущерба, нанесенного пользователями библиотеки;
  6. вносить предположения руководителю МОУ СОШ № 50 по совершенствованию оплаты труда, в том числе надбавок, доплат и премирования работников библиотеки за дополнительную работу, не входящую в круг основных обязанностей работников библиотеки; по компенсационным мероприятиям, связанным с вредными условиями труда (библиотечная пыль, превышение норматива работы на компьютере);
  7. участвовать в управлении МОУ СОШ № 50 в порядке, определяемом уставом учреждения;
  8. иметь ежегодный отпуск 28 календарных дней и дополнительный оплачиваемый отпуск в соответствии с коллективным договором между работниками и руководством МОУ СОШ № 50 или иными локальными нормативными актами;
  9. быть представленными к различным формам поощрения, наградам и знакам отличия, предусмотренным для работников образования и культуры;
  10. участвовать в соответствии с законодательством РФ в работе библиотечных ассоциаций или союзов.

6.2.  Работники библиотек обязаны:

  1. обеспечить пользователям возможность работы с информационными ресурсами библиотеки;
  2. информировать пользователей о видах предоставляемых библиотекой услуг;
  3. обеспечить научную организацию фондов и каталогов;
  4. формировать фонды в соответствии с утверждёнными федеральными перечнями учебных изданий, образовательными программами общеобразовательного учреждения, интересами, потребностями и запросами всех категорий пользователей;
  5. совершенствовать информационно-библиографическое и библиотечное обслуживание пользователей;
  6. обеспечивать сохранность использования носителей информации, их систематизацию, размещение и хранение;
  7. обеспечивать режим работы в соответствии с потребностями пользователей и работой МОУ СОШ №50;
  8. отчитываться в установленном порядке перед руководителем МОУ СОШ № 50;
  9. повышать квалификацию.

7. Права и обязанности пользователей библиотеки
7.1. Пользователи библиотеки имеют право:

  1. получать полную информацию о составе библиотечного фонда, информационных ресурсах и предоставляемых библиотекой услугах;
  2. пользоваться справочно-библиографическим аппаратом библиотеки;
  3. получать консультационную помощь в поиске и выборе источников информации;
  4. получать во временное пользование на абонементе и в читальном зале печатные издания, аудиовизуальные документы и другие источники информации;
  5. продлевать срок пользования документами;
  6. получать тематические, фактографические, уточняющие и библиографические справки;
  7. получать консультационную помощь в работе с информацией на нетрадиционных носителях при пользовании электронным и иным оборудованием;
  8. участвовать в мероприятиях, проводимых библиотекой;
  9. обращаться для разрешения конфликтной ситуации к руководителю МОУ COLLI № 50..

7.2.  Пользователи библиотеки обязаны:

  1. соблюдать правила пользования библиотекой;
  2. бережно относиться к произведениям печати (не вырывать, не загибать страницы, не делать в книгах подчеркиваний, пометок), иным документам на различных носителях, оборудованию, инвентарю;
  3. поддерживать порядок расстановки документов в открытом доступе библиотеки, расположения карточек в каталогах и картотеках;
  4. пользоваться ценными и справочными документами только в помещении библиотеки;
  5. убедиться при получении документов в отсутствии дефектов, а при обнаружении проинформировать об этом работника библиотеки. Ответственность за обнаруженные дефекты в сдаваемых документах несет последний пользователь;
  6. расписываться в читательском формуляре за каждый полученный документ .Возвращать документы в библиотеку в установленные сроки;
  7. заменять печатные издания (книги, учебники, диски и др.) библиотеки в случае их утраты или порчи им равноценными, либо компенсировать ущерб в размере, установленном правилами пользования библиотекой, а именно — в пятикратной стоимости потерянного или испорченного библиотечного издания;
  8. полностью рассчитаться с библиотекой по истечении срока обучения или работы в МОУ COLLI № 50. Учащиеся МОУ COLLI № 50 обязаны полностью рассчитываться с библиотекой по истечению каждого учебного года. Если у учащегося существует задолженность, библиотека в праве отказать