Положение
об осуществлении функций классного руководителя педагогическими работниками
1. Общие положения 1.1. Настоящее Положение определяет цели, задачи и функции классных руководителей МОУ СОШ № 50 в соответствии с приказом Министерства образования и науки от 03.02.2006 №21 «Об утверждении методических рекомендаций об осуществлении функций классного руководителя педагогическими работниками государственных общеобразовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных общеобразовательных учреждений», Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.03.2001 №196 «Об утверждении Типового положения об общеобразовательном учреждении», Письмом Минобразования России от 21.06.2001 №480/30-16 «О методических рекомендациях по организации деятельности классного руководителя в общеобразовательных учреждениях».
2. Цели и задачи деятельности классного руководителя
2.1. Цель деятельности классного руководителя — создание условий для саморазвития и самореализации личности обучающегося, его успешной адаптации в изменяющихся социальных условиях. 2.2. Задачи деятельности классного руководителя: • организация системной воспитательной работы в классном коллективе; • формирование и развитие коллектива класса с учетом индивидуальных особенностей обучающихся, возможности их самоутверждения, сохранения и раскрытия потенциальных способностей; • поддержка становления и развития детского само- и соуправления, детского общественного движения; • организация диагностики и коррекции личностного развития учащихся; • организация системы отношений между субъектами образовательного процесса (школьниками, педагогами, родителями) через разнообразные формы образовательной деятельности; • защита прав и интересов обучающихся; • формирование нравственных смыслов, духовных ориентиров и здорового образа жизни у участников образовательного процесса; • организация профилактики деструктивных форм поведения; • организация социально значимой, творческой деятельности обучающихся; • организация работы с семьей.
3.Функции классного руководителя
3.1. Организационно-координирующие: • установление взаимодействия с родителями или иными законными представителями, оказание им помощи в воспитании; • взаимодействие с учителями-предметниками, работающими в классе, и другими специалистами МОУ СОШ № 50 и других ведомств; • организация воспитательной работы с обучающимися, профилактики деструктивных форм поведения; • организация внеурочной деятельности обучающихся, их участия в деятельности органов детского само- и соуправления; • учет занятости обучающихся, в том числе в системе дополнительного образования детей; • ведение документации (классный журнал, личные дела обучающихся, план работы классного руководителя, проверка дневников обучающихся и др.); 3.2. Коммуникативные: • регулирование межличностных отношений обучающихся; • установление субъект — субъектных отношений между учителями и школьниками; • создание благоприятного психологического климата в коллективе класса; • оказание помощи обучающимся в формировании коммуникативной компетентности. 3.3. Аналитическо-прогностическая: • изучение индивидуальных особенностей обучающихся и динамики их развития; • определение состояния и перспектив развития коллектива класса; • изучение взаимоотношений ребенка в семье. 3.4. Контрольные: • контроль за успеваемостью каждого обучающегося и класса в целом; • контроль за посещаемостью учебных занятий обучающихся.
4.Формы работы классного руководителя
4.1. В соответствии с обозначенными функциями классный руководитель выбирает формы работы с обучающимися: • индивидуальные (беседа, консультация, обмен мнениями, оказание индивидуальной помощи, совместный поиск решения проблемы и др.); • групповые (творческие группы, проектные формы и др.); • коллективные (общественно-значимые дела, конкурсы, спектакли, концерты, слеты, фестивали, соревнования, походы, турниры и др.).
5. Основные направления и содержание деятельности классного руководителя
5.1. Определяет на основе изучения индивидуальных особенностей обучающихся и общих интересов детского коллектива эффективные способы, методики и технологии воспитательной работы. 5.2. Организует конструктивное взаимодействие всех участников образовательного процесса (учителей, родителей, обучающихся), 5.3. Представляет интересы своих воспитанников на различных собраниях (например, педагогическом совете). 5.4. Привлекает к участию в образовательном процессе родителей обучающихся (законных представителей); проводит родительские собрания (не реже 1 раза в четверть.), организует работу органа родительского самоуправления, консультации родителей по различным вопросам воспитания, обучения, соблюдения прав обучающихся. 5.5. Изучает совместно с педагогом-психологом индивидуальность обучающихся, процесс их адаптации в микросоциуме, координирует связь педагога-психолога с родителями (законными представителями), анализирует развитие коллектива класса, определяет творческие, интеллектуальные, познавательные возможности детей. 5.6.Сотрудничает с педагогами дополнительного образования, педагогами-организаторами по включению школьников в различные творческие объединения по интересам, внеклассную, внешкольную деятельность. 5.7. Взаимодействует с социальным педагогом по включению обучающихся в социально значимую деятельность, детское общественное движение, в мероприятия, направленные на развитие социальных инициатив, реализацию социальных проектов; 5.8. Способствует формированию нравственных идеалов, этических норм поведения, здорового образа жизни. 5.9. Использует в своей деятельности форму непосредственного общения с детьми, в ходе которого могут решаться моральные, нравственные и другие проблемы (например, классный час, организованные выходы, консультации и т.д.). Рекомендуется проводить классный час не реже 1 раза в неделю.
Основные направления, содержание и формы деятельности классного руководителя фиксируются в плане воспитательной работы.
6. Профессионально-педагогическая компетентность
Классный руководитель должен знать: • Конституцию Российской Федерации, Конвенцию о правах ребенка, Закон РФ «Об образовании», правовые акты по вопросам обучения и воспитания обучающихся; • психолого-педагогические основы работы с обучающимися конкретного возраста; • теорию и методику воспитательной работы, в том числе современные подходы, концепции и технологии воспитания; • правила и нормы обеспечения безопасности жизнедеятельности.
Классный руководитель должен уметь:
• планировать воспитательную работу в классном коллективе; • использовать в процессе воспитания индивидуальные и коллективные формы работы, различные методы и приемы педагогического взаимодействия; • стимулировать активность участия родителей в жизни класса; • создавать в классе благоприятную воспитывающую среду; • грамотно организовывать свою деятельность; • изучать, анализировать и оценивать состояние и результаты своей деятельности. Классный руководитель должен постоянно повышать уровень своего профессионального мастерства.
7. Критерии оценки деятельности классного руководителя
7.1.Результативность работы классного руководителя анализируется и оценивается администрацией МОУ СОШ № 50, органами родительского и ученического соуправления МОУ СОШ № 50 • критерии деятельности, которые позволяют оценить реализацию управленческих функций классного руководителя (уровень проведения мероприятий, наличие системы воспитательной работы в классе, взаимодействие всех участников образовательного процесса в данном классе, а также с учебно-вспомогательным персоналом, различными социальными институтами). • критерии результативности отражают уровень достижений обучающихся в социальном развитии относительно самого себя (уровень общей культуры, гражданской зрелости). 7.2.Эффективность работы классного руководителя оценивается на основании следующих показателей: • сформированность классного коллектива; • наличие эффективной воспитательной системы; • защищенность и комфортность пребывания ребенка в классном сообществе, сохранение его здоровья; • имидж класса в МОУ СОШ № 50; • удовлетворенность учащихся жизнедеятельностью в классе; • удовлетворенность родителей результатами работы классного руководителя.
8. Назначение и контроль за деятельностью классного руководителя
8.1.Назначение педагогического работника на должность классного руководителя производится на основании его согласия приказом директора МОУ СОШ № 50. 8.2. Контроль за деятельностью классного руководителя осуществляет заместитель директора МОУ СОШ № 50 по воспитательной работе.
9. Оплата труда классного руководителя
9.1. Оплата труда классного руководителя МОУ СОШ № 50 производится в соответствии с постановлением администрации г.Красноярска от 30.12.2004 № 598 «Об оплате труда работников муниципальных образовательных учреждений г.Красноярска» (в редакции Постановления администрации г.Красноярска от 12.09.2005 №474), приказа главного управления образования администрации г.Красноярска от 31.08.2006 №455/п. 9.2 Классное руководство включено в перечень дополнительно оплачиваемых работ (п.7.2.1) Рекомендаций о порядке исчисления заработной платы работникам образовательных учреждений (Приложение к письму Минобразования России и Профсоюза работников народного образования и науки РФ от 26.10.2004 года №АФ-94/96).
9.3. За высокие достижения и успехи в воспитании обучающихся классный руководитель может быть представлен к поощрению или награждению, повышению стимулирующей надбавки за классное руководство из фонда стимулирующих надбавок МОУ СОШ № 50.