Попробуйте

k1-5528112
k2-3727923
k3-6431205

k5-2808287
k6-9193545
k7-3086609

Список статей:
1. Проект урока математики
2. Конфликты — что это такое

Проект урока математики в 5 классе
Н.Н. Анишина

Интенсивная практика реализации развивающего обучения на младшем школьном возрасте создала условия для распространения его как педагогической системы на среднее звено школы, что дало толчок активному созданию новых экспериментальных программ обучения разным учебным дисциплинам. Продолжение развивающего обучения за пределами начальной школы представляет собой нерешенную теоретическую и практическую проблему. Лабораторией математики Института психологии и педагогики развития г. Красноярск под руководством А.М. Аронова была разработана и впервые апробирована в гимназии «Универс» экспериментальная программа продолжения развивающего обучения в среднем звене.[1,3] Не будем сейчас углубляться в особенности экспериментальной программы, а остановимся подробнее на программе обучения математике при переходе из начальной школы в среднее звено (программа 5-го класса).[2] Содержанием обучения здесь можно считать осознание подростками собственной учебной работы, которая велась на протяжении трех первых лет обучения в начальной школе. Конкретным материалом для такой рефлексивной работы может служить теория величины и числа как отношения величин. В начальной школе математический материал является средством формирования общих навыков и умений, умения учиться, определенным способом мыслить и получать результат в определенной форме (мышление в научно-теоретических понятиях), умения сорганизовываться для решения предметной задачи. Дети учатся учиться математике. Как показывает практика РО, формирование данных умений не заканчивается в начальной школе, поэтому пятый класс становится логическим ее продолжением, где на новом материале (число как отношение величин) происходит осознание и оформление прошлого опыта. На этом этапе еще не выделяется специфика разных дисциплин (физики, математики и т.д.), здесь важен всеобщий способ получения знания. Но 5 класс — это набор предметов, которые ведут разные учителя; это различные формы преподавания требования к результату. Как младшему подростку не потеряться в этом многообразии и эффективно прожить свой возраст? Проектные мероприятия лицея №3, совместные семинары учителей начальной и основной школы, позволили понять какие дети приходят в 5 класс, что они умеют делать, как оформляли результат своей учебной деятельности в начальной школе. Когда учителя основной школы увидели, как обучались дети в начальной школе, перед ними встала задача — организовать деятельность на своих уроках таким образом, чтобы умения начальной школы были востребованы. Учителя основной школы под руководством научного консультанта Ю.Г. Юдиной находили в своих предметах места, где возможно было бы организовать поисково-исследовательскую деятельность, создавали проекты уроков. Это максимально приблизило деятельность учителей к деятельности младших подростков — они одинаково прошли все этапы исследования от анализа материала до оформления результата собственной исследовательской деятельности. Такая деятельность позволила учителям-предметникам: во-первых, выработать общие требования к оформлению результатов работы на уроках; во-вторых, подняться на новую качественную ступень развития — исследователь, методист; в-третьих, позволило осознать и понять деятельность учащихся. Мне проектная деятельность лицея №3 позволила применить свои умения организовывать поисково-исследовательскую деятельность учащихся, как на уроках математики (пример см. ниже), так и во внеурочное время на занятиях педагогического клуба, куда учащиеся приходят со своими проблемными ситуациями. На последнем занятии педагогического клуба обсуждалась проблема: «Неуспевающие своим поведением мешают работе на уроке. Как повысить их знания». На заседании мы разобрали причины сложившейся ситуации, учащиеся предложили возможные варианты решений (выдвинули гипотезы), затем проверили предложенные им варианты. Выходом из сложившейся ситуации шестиклассники видят необходимость специально организованных для неуспевающих «помощников», помощь прохождения учебного материала, выполнение домашнего задания во внеурочное время. На уроках математики учащимся часто работают в группах — это позволяет им находить решения предметных, исследовательских задач. Организация работы внутри группы уже не требует вмешательства учителя, здесь учитель выступает в роли консультанта и помощника «культурно» оформить свой результат.

Данный проект урока является компонентом блока «Исследование свойств понятия числа»

Перейти к конспекту проекта урока математики в 5 классе>>

Конфликты — что это такое

Тихомирова В. С. Г. Красноярск, лицей № 3 ЦЕЛЬ: изучить понятие «конфликт» ЗАДАЧИ: 1. Сформулировать определение «конфликта», опираясь на «детский опыт». 2. Выделить структуру разрешения конфликта (причины возникновения конфликта, его суть, возможные способы решения).

Перейти к полному тексту статьи>>

1.10.2003г.