Повышение роли родительской общественности в управлении образованием — первый шаг в развитии попечительства

Демократические процессы, происходящие в нашем обществе, повлияли на уровень взаимоотношений всех участников образовательного процесса: педагогов, родителей, учащихся.

Законодательство РФ в области образования закрепляет права родителей на защиту интересов ребенка, выбор образовательного учреждения, формы получения образования, на участие в управлении образовательным учреждением.

В Ивановской области накоплен опыт работы Советов учреждений, их насчитывается более 250-ти. Родители, учащиеся, педагоги успешно сотрудничают в школьных парламентах, Думах, Школьных Соборах, создают палаты, центры, постоянно действующие комиссии.

Наиболее эффективна работа Советов в образовательных учреждениях, работающих по типу социально-педагогического комплекса. Эти учреждения объединяют работу образовательных учреждений разного типа: дошкольных, школы, учреждений дополнительного и профессионального образования. Они являются центрами местных сообществ — микрорайона, города, поселка, села.

Так, например, во главе социально-педагогического комплекса «Развитие» гимназии № 35 г. Иванова — Совет школы. Жизненно важные задачи работы учреждения решаются в трех ее службах: психолого-педагогической, социальной, правовой. Руководители служб — родители, профессионально занимающиеся соответствующими видами деятельности Совета.

В средней школе № 15 г. Иванова при поддержке местного сообщества работает 4 центра: • центр коррекции и социальной реабилитации, • центр защиты семьи, • центр досуга, • центр творческого развития,

введена должность семейного педагога.

Деятельность органов ученического самоуправления в области приобретает системный характер. Педагогические коллективы стимулируют участие школьников решении сложных вопросов школьной жизни. Работают Советы Справедливых, Советы капитанов, командиров, штабы школьной инициативы, Советы старшеклассников школьного, районного, городского уровня. При областной Коллегии управления образования успешно работает Областная ученическая коллегия.

В современных социально-экономических условиях, при отсутствии необходимого бюджетного финансирования, образовательные учреждения поставлены на грань выживания. Издание ряда правительственных документов, законов РФ о развитии некоммерческого общественного сектора дают правовую основу, нацеливают на создание института попечительства.

В условиях Ивановской области, по уровню жизни населения находящейся на 87 месте в России, создание попечительских советов является едва ли не утопией. Чтобы избежать излишнего нажима и администрирования в этой работе, управление образования области ориентирует муниципальные органы управления образованием, образовательные учреждения на поэтапное решение данного вопроса. При этом, первый шаг — развитие демократических форм объединения родительской общественности, далее — организация совместных социально значимых акций, реализация совместных добровольческих проектов, и в итоге — создание попечительских советов, фондов развития, школьных благотворительных фондов и других НКО.

В целях активизации родительской общественности, включения ее в процесс принятия управленческих решений, в феврале 2001 года было проведено первое областное родительское собрание «Образование на рубеже III тысячелетия: приглашение к разговору». Инициатива была поддержана в муниципальных образованиях области. Наметился процесс образования объединений родительской общественности городского, районного уровня. Разработано положение о совете родительской общественности. Прошли семинары, встречи с родителями, научно-практические конференции по вопросам сотрудничества в местном сообществе, развития социального партнерства. В двух муниципальных образованиях созданы городские объединения родительской общественности для решения конкретных социальных задач: • в г.Фурманове — Совет родительской общественности для социальной поддержки учащихся,

• в г.Кохме — городской родительский комитет — против распространения наркотиков в городе.

Объединены усилия местной власти, малого бизнеса, акционерных обществ, предприятий для организации питания школьников, оказания материальной помощи в виде стипендий, поощрений — в одном случае; по охране здоровья, развитию сферы досуга и занятости подростков — в другом.

Предприняты первые шаги по созданию Областного родительского комитета.

В практику работы областного управления образования входит проведение областных родительских радиособраний. Разрабатывается система родительского просвещения с привлечением СМИ, школьных печатных изданий.

Процесс развития попечительства, несомненно, сопряжен с трудностями в правовой, организационной, психологической сферах, опыт работы попечительских советов в России незначителен, собственный же нарабатывается с трудом.

В октябре 2000 года нам удалось познакомиться с работой общественно-активных школ Сибири, Красноярского центра «Сотрудничество на местном уровне». В течении года мы активно использовали опыт их работы, направили свои предложения по подготовке кадров для ОАШ.

Надеемся, что участие в семинаре «Социальное партнерство: от образовательной инициативы к благополучию участников», знакомство с опытом работы других регионов, общение с коллегами поможет развитии института попечительства в нашей области.