Анализ предметно-развивающей среды в подготовительной группе «Теремок» в соответствии с ФГОС ДО
Предметно – пространственная развивающая среда в группе организована с учётом требований ФГОС, где чётко прослеживаются все пять образовательных областей:
· социально-коммуникативная
· познавательная
· речевая
· художественно-эстетическая
· физическая
В группе 22 ребенка, из них 12 девочек и 10 мальчиков. Каждый ребёнок в группе имеет возможность свободно заниматься любимым делом.
Групповое помещение условно подразделяется на три сектора (активный, спокойный, рабочий),что позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам. Самую большую площадь занимает активный сектор, который включает в себя: «Центр двигательной активности», «Центр театра и музыки», «Центр игры», «Центр конструирования», «Центр дежурства». Спокойный сектор включает: «Центр грамотности и книги», «Центр дидактических игр», «Центр природы».В рабочем секторе размещено оборудование для организации совместной и регламентированной деятельности («Центр нравственно-патриотического воспитания» «Центр творчества», «Центр экспериментирования»).
Развивающая предметно-пространственная среда в группе содержательно-насыщенная, трансформируемая, полифункциональная, вариативная, доступная и безопасная.
Группа «Теремок» начинается с визитной карточки-раздевалки, где находится информация для родителей:
— памятки, рекомендации, консультации для родителей по здоровьесбережению; психологическим особенностям данного возраста детей
— о форме построения воспитательно-образовательного процесса в детском саду
— фотографии, повествующие о жизни наших детей в ДОУ и за его пределами, наши достижения, творческие работы детей
Насыщенность среды соответствует возрастным возможностям детей и содержанию программы.
Образовательная область «Познавательное развитие».
Центры организованы и представлены с учётом индивидуальных особенностей детей, информационного багажа, т. е. теоретической и понятийной осведомлённости ребёнка. Подобранный наглядно-дидактический материал дает детям представление о целостной картине мира, о тесных взаимосвязях, и взаимодействии всех объектов.
«Центр природы» содержит в себе различные виды комнатных растений (бегония, фиалка, фикус, хлорофитум), на которых удобно демонстрировать видоизменения частей растения; инструменты по уходу за этими растениями: палочки для рыхления, пульверизатор, лейки. В холодный период года мы с детьми размещаем здесь комнатный мини – огород. Помимо комнатных растений, в данном центре присутствуют:
• дидактические игры экологической направленности
• серии картин типа «Времена года», «Животный и растительный мир»
• муляжи овощей и фруктов
• набор «домашние и дикие животные»
• иллюстрации, изображающие необходимые условия для роста и развития растения
• иллюстрации с изображением общих признаков растений (корень, стебель, листья, цветок, плод)
• иллюстрации животных, насекомых, птиц, овощей, фруктов
• схемы, изображающие цепи питания
Важным составляющим уголка природы является календарь природы и погоды, дневники наблюдений, схемы по уходу за растениями.
«Центр экспериментирования» представлен многообразием коллекций (почва, песок, камни, минералы, семена, крупы, шишки и т. д.). В нем находится материал, для осуществления опытной деятельности:
• лупа
• мерные стаканчики
• лейки
• пробирки
• ёмкости для измерения, пересыпания,хранения
• трубочки для продувания
• волшебный мешочек
• подносы
• набор для экспериментирования с водой (плавающие и тонущие игрушки и предметы: губки, дощечки, предметы из пластмассы, дерева, резины, металла)
• набор для экспериментирования с песком (формочки, совочки, грабельки, ведёрки)
• мыльные пузыри
• леечки, брызгалки
Деятельность в данном центре осуществляется под руководством воспитателя. Стеклянный материал размещён в закрытом контейнере, а пластмассовый на открытых полках и предназначен для самостоятельного пользования детьми. Центр расположен в непосредственной близости от «Центра природы»
«Центр нравственно-патриотического воспитания».
В центре размещены материалы:
• государственная символика России
• портрет президента нашей страны
• флаг России
• фотоальбом нашего села
• иллюстрации «Народы России»,
Содержание материалов в данном центре обновляется в зависимости от календарных дат и изучаемых на данный момент тем; от тем, к которым у дошкольника сохраняется интерес. Центр расположен вблизи от света (окна) и вдали от «Центра игры».
«Центр безопасности» отражает безопасность дома, на улице (ПДД) и пожарную безопасность. Он оснащён необходимыми атрибутами, игрушками, дидактическими играми и расположен рядом с «Центром игры» и «Центром конструирования»:
• макет проезжей части
• макет светофора, дорожных знаков
• иллюстрации и предметы, изображающие опасные инструменты опасные ситуации
• наглядно-дидактические пособия
• иллюстрации по ОБЖ
Центр «Занимательная математика» помогает детям освоить счёт в пределах 10,закрепить цвета, знание геометрических фигур, ориентировку в пространстве.
Образовательная область «Речевое развитие».
«Центр грамотности и книги» включает в себя книжный уголок. Содержание книжного уголка соответствует возрастным особенностям детей, реализуемой в дошкольном учреждении образовательной программе. В нем находятся книги с художественными произведениями детских писателей, сказками и иные литературные формы по тематике недели. В книжном уголке помещается фотография писателя, с творчеством которого дети знакомятся в данный момент и его литературные произведения.
Образовательная область «Физическое развитие».
«Центр двигательной активности» содержит в себе как традиционное физкультурное оборудование, так и нетрадиционное -нестандартное, изготовленное руками педагога и родителей:
• мячи разных размеров
• обручи
• ленточки
• гимнастические палки
• кегли
• гантели
• мешочки для метания
• дорожки массажные
• мягкие лёгкие модули
• атрибутика к подвижным играм (шапочки, медальоны)
• «кирпичики» для перешагивания
• метки-размётки
• иллюстрации с видами спорта
• кольцеброс
Данный центр пользуется популярностью у детей, поскольку реализует их потребность в двигательной активности. Увеличение двигательной активности оказывает благоприятное влияние на физическое и умственное развитие, состояние здоровья детей.
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие».
«Центр творчества».
В данном центре находится материал и оборудование для художественно-творческой деятельности: рисования, лепки и аппликации:
• бумага разной формы и цвета
• картон
• трафареты
• краски, гуашь
• кисти
• клей
• цветные и простые карандаши, фломастеры
• салфетки из ткани, хорошо впитывающих воду,для осушения кисти после промывания и приклеивания готовых форм
• ножницы
• раскраски для девочек и мальчиков
• пластилин
• палитра
• цветные и восковые мелки
• дощечки для лепки
• ёмкости для промывания ворса кисти от краски
• заготовки для рисования
Большинство из перечисленных материалов помещается в индивидуальную папку ребёнка. По желанию ребенок может найти и воспользоваться необходимым, для воплощения своих творческих идей, замыслов, фантазии. К данному центру имеется свободный доступ.
Наглядно-дидактические пособия, серия «Мир в картинках» выставляются в соответствии с изучаемой темой:
• дымковская игрушка
• филимоновская народная игрушка
• хохлома
• городецкая роспись
• гжель
«Центр театра и музыки» — важный объект развивающей среды, поскольку именно театрализованная и музыкальная деятельность помогают сплотить группу, объединить детей интересной идеей. Здесь размещаются ширмы, различные виды театров (кукольный, настольный, пальчиковый, маски, шапочки, атрибуты для разыгрывания сказок, элементы костюмов для персонажей, декорации). Музыкальное развитие ребёнка сводится не только к занятиям с педагогом, но и возможностью самостоятельно играть, импровизировать, свободно музицировать. Этому способствуют:
• музыкальные инструменты
• иллюстрации музыкальных инструментов
•детские песенки, фрагменты классических музыкальных произведений, произведений народной музыки и песенного фольклора
Весёлые детские песенки, танцевальные мелодии, колыбельные, фрагменты классических произведений используем во время режимных моментов. Дудочки, свистульки используются индивидуально каждым ребёнком и моются после каждого использования.
«Центр конструирования» сосредоточен на одном месте и занимает немного пространства, но он достаточно мобилен. Практичность его состоит в том, что с содержанием строительного уголка (конструктор различного вида, крупный и мелкий деревянный конструктор) можно перемещать в любое место группы и организовывать данную деятельность, как с подгруппой детей, так и индивидуально. Наши воспитанники самостоятельно при реализации своих замыслов используют схемы построек. Центр дополнен мелкими игрушками для обыгрывания. Мобильность данного центра позволяет детям разворачивать сюжет игры за его пределами. Центр оснащен:
• конструкторы разного размера
• образцы построек различной сложности
• мелкие игрушки, наборы солдатиков, фигурки домашних и диких животных
• макеты домов
• настольный конструктор (мелкий)
• напольный пластмассовый конструктор
• машинки, светофор
• разные виды мозаики
• «лего»
Данный центр расположен вблизи «Центра игры»,что позволяет использовать постройки в играх. Образцы построек сменяются 1-2 раза в месяц.
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие».
В «Центре игры» каждый ребёнок может самостоятельно заняться любимой игрой. Для мальчиков это различные конструкторы, «сундучок с инструментами»,набор солдатиков, военные фуражки, разные виды и размеры машинок, хоккей.Девочки мечтают стать хорошими хозяйками и модницами. В игровом центре для них: сумочки, коробочки с украшениями, куклы, наборы для сюжетно-ролевых игр «Больница», «Парикмахерская», «Магазин», «Школа», «Семья». Игровой материал помещен в контейнеры с условными обозначениями, дети по своему желанию выбирают сюжет будущей игры, и переносят игровой материал в удобное для них место, для свободного построения игрового пространства.
«Центр дежурства».
Большое значение в развитии личностных качеств ребенка имеет труд. Трудовые поручения и дежурства становятся неотъемлемой частью образовательного процесса в старшей группе. Для дежурства по столовой в группе есть центр дежурства, где дети сами видят, кто дежурный. В данном центре имеется схема дежурства, специальные фартуки и колпачки для дежурства.
«Центр уединения»
Трансформируемость пространства группы.
Трансформируемость пространства обеспечивает возможность изменений РПП среды в зависимости:
· от образовательной ситуации
· от меняющихся интересов детей
· от возможностей детей
Все части пространства группы могут изменяться по объёму,сжиматься и расширяться, чтобы каждый центр при необходимости мог вместить всех желающих.
Для этого используются легко передвигаемые многофункциональные ширмы, подвижная мебель, модули.
Полифункциональность материалов.
Пространство группового помещения полифункционально.Различные составляющие предметной среды (мебель, ширмы,модули и т. д.) в групповом пространстве используются разнообразно.Полифункциональные предметы (в т. ч. природные материалы, предметы-заместители)не обладают жёстко закреплённым способом употребления.Материалы и оборудование для одной образовательной области могут использоваться и в ходе реализации других областей.Вся мебель не размещается только вдоль стен и имеет подвижные границы между зонами (ширмы). Используя переносные ширмы, ребенок может создать «своё» личное пространство, сделать комнату для игры, таким образом, отгораживаясь от общего пространства, создавая свой собственный мирок.
Вариативность среды:
• наличие различных пространств в группе
• периодическая сменяемость игрового материала
• разнообразие материалов и игрушек для обеспечения свободного выбора детьми
• появление новых предметов (в соответствии с изучаемой темой недели)
• наличие индивидуальной траектории развития ребёнка
Доступность среды.
Весь материал в группе функциональный.Ребенок может его удобно взять, перенести с места на место (не рассыпая по дороге, не мешая играющим рядом и т. п.). Материалы хранятся в удобных и практичных емкостях (пластиковых, деревянных, картонных коробках, контейнерах и т. п.). Все предметы (игры, игрушки, пособия, обеспечивающие все виды детской активности) доступны детям. Оснащение центров меняется в соответствии с тематическим планированием образовательного процесса.
Безопасность предметно-пространственной среды.
Все элементы предметно-пространственной среды в группе соответствуют требованиям по обеспечению надёжности и безопасности их использования.
Развивающая среда не может быть построена окончательно. Поэтому поиск инновационных подходов к организации предметно-развивающей среды продолжается, главными критериями при этом являются творчество, талант и фантазия.