Преподаватели сетевого университета

История образования знает преподавателей (учителей) двух типов:       • умею делать сам и передаю это умение другим;

      • имею сумму сведений в какой-либо области и передаю другим ее.

К первому типу относятся люди, умеющие делать что-либо (шить сапоги, водить автомобиль, ставить научные эксперименты и др.) и способные научить этой деятельности других. В этом случае результатом обучения является предметная деятельность (умение сшить сапоги) или операциональная деятельность (умение водить автомобиль, поставить научный эксперимент. Знания о деятельности отходят на второй план. Фактически, каждый умеющий действовать , копит собственный багаж знаний об этой деятельности, обеспечивает его прирост (в зависимости от того, насколько творчески подходит к делу). При этом секреты своего мастерства порою даже не умеет передать другим.

Ко второму типу относятся люди, имеющие определенный запас сведений о чем-либо и передающие его другим (типичные представители – школьные педагоги). В этом случае преподаватель сам не обязан уметь делать все, о чем он знает. Результатом обучения является набор знаний, сведений, который и проверяется в итоге у обучающихся.

В какой-то момент развития процесса образования знания были отделены от деятельности, и обе компоненты получили относительно независимое существование. В результате мы имеем ситуацию, например, педагогических институтов, в которых зачастую учат «учить детей» те, кто сам этого никогда не делал (огрубляю намеренно). Здесь, как и в первом случае, присутствует эффект накопления «собственного багажа» знаний без приращения умений передавать эти знания другим.

Очевидно, что в сетевом университете будут преподаватели и первого, и второго типов, и это нормально. Однако, поскольку речь идет об обучении управленцев, а управленческая деятельность – деятельность особого рода (формирование представлений о целенаправленном изменении управляемой деятельности, что невозможно без глубокого знания компонентов этой деятельности, и организационно-техническая деятельность по изменению управляемой деятельности в соответствии с представлениями), по моему мнению, в сетевом университете должны появиться преподаватели третьего типа — те, кто сам и знает, и умеет действовать (имеет определенный опыт деятельности, багаж знаний о ней и поддерживает между ними равновесие).

Гипотеза 1

Поскольку спектр управляемых деятельностей, по отношению к которым руководитель образования должен занимать управленческую позицию, достаточно широк, а собственно управленческая деятельность достаточно сложна, вряд ли возможна ситуация, когда всю целостность образования управленца сможет удержать один преподаватель. Скорее, такую функцию должна взять на себя группа преподавателей (кооперация), задачей которой будет удержание этой целостности.

Гипотеза 2

Кооперация преподавателей будет эффективной, если создаст сетевое взаимодействие, для начала между собой, с включением впоследствии в корпоративную управленческую сеть.

Кооперативное сетевое взаимодействие по поводу держания целостности программы обучения (например, программы «Краевой диплом») должно быть поддержано финансово и организационно-технически со стороны заказчика.

Поиски термина, обозначающего «ученика» сетевого университета (он не слушатель, поскольку будет не только слушать, но и действовать; он не обучающийся, поскольку сам будет обучать и т.д.), навели на мысль, что в сетевом университете не будет преподавателей, слушателей, менеджеров и управляющих. В сетевом университете будут участники, поскольку все они, попадая в него, обязаны учиться, учить и производить новые управленческие знания.

Сайт

Сайт – есть место представления идей и дел, «живущих» в корпоративной управленческой сети.

Если представить себе сайт как квартиру, то у каждого жителя сети должен быть в ней свой угол. Скорее, это будет коммуналка, в которой есть прихожая (куда можно войти и осмотреться), общая кухня, где ведутся открытые обсуждения и разборки по поводу жизни. Комнаты, где живут семьи (группы людей, вступившие во взаимодействие для достижения общих целей), есть «доска ответственного квартиросъемщика», ведь именно он «отвечает за все», есть общие телевизор, телефон, почтовый ящик как средства связи с внешним миром, есть даже кладовка, склад того, что уже вышло из употребления, но что выбросить жалко по причине «а вдруг еще пригодится».

Прелесть такой коммуналки в том, что практически каждый житель ее имеет возможность влиять (управлять) не только на частную жизнь отдельных семей, но и на общую жизнь этого улья.

Но это возможно только тогда, когда в квартире живые люди, которым свойственно общаться друг с другом если не на общей кухне, то хотя бы в семье.

Существующий сегодня сайт «Красноярское образование», к сожалению, такой живой жизни почти не отражает. Почти потому, что если внимательно присмотреться, можно найти в нем пространства, занятые «живыми семьями». Информация этих пространств меняется во времени, реагируя на изменения внешней жизни и отражая собственную деятельность «семей». Примечательно, что в коллективно распределенной жизни этих «семей», есть специальные ответственные за то, чтобы публиковать события жизни «семьи» для широкого обсуждения.

Но «обсуждения на коммунальной кухне» не происходит. И от возможностей сайта и технических специалистов, создающих его, это не зависит. Можно завести на сайте сколько угодно страниц, форумов, чатов, конференций, публиковать массу ссылок на другие информационные пространства – сайт это не оживит.

Необходимо, чтобы:

  • люди и группы людей преодолевали собственную самодостаточность, вступая в активное взаимодействие и формируя пространства общих дел;

  • появлялись «семьи», объединенные такими общими делами, при этом умеющие распределять между собой «семейные обязанности»;

  • наконец, у «семей», уже чувствующих необходимость поделиться с миром своими идеями, должны быть надежные проводники – «сталкеры» — в мире информационно-коммуникативных сетей, на первых порах помогающие в освоении этого нового для них средства.

Мне кажется (но я могу и ошибаться), что процесс информатизации управления образованием сдерживается не только (и не столько) отсутствием ресурсов на техническое оснащение сетей, сколько отсутствием реальных потребностей управленцев во взаимодействии друг с другом (если шить не умеешь, швейная машина даже самого высокого класса горю не поможет). Можно и нужно тратить деньги на предоставление каждому права доступа к информации, но это еще не гарантия того, что этим правом воспользуются.

И здесь широкое пространство для принятия управленческих решений и разворачивания управленческой деятельности.