Принцип педагогизации как условие качественной и эффективной работы в парах при организации коллективных учебных занятий

В поисках той точки опоры, которая бы помогла проблемной группе школы № 12 г. Новокузнецка выйти на новый уровень в своем развитии, консолидировать общие интересы и усилия, обнаружить перспективное направление, помог взгляд в прошлое. Что более всего вызывало сомнение в пройденном этапе?

Сомнение в том, насколько качественно происходит взаимообучение в парах, а именно:
• грамотно ли осуществляется передача темы? • объективен ли контроль? • насколько добросовестно и правильно ученики организуют

  взаимопомощь?

Эти сомнения созвучны и давним рассуждениям скептиков по поводу эффективности и целесообразности самой технологии, но имеют другую природу. Желание найти твердую опору, чтобы избавиться от сомнений – вот источник возникновения темы, над которой мы начали работу с 1999 года.

Не новым было и понимание того, что учитель должен специально формировать особые умения, необходимые для плодотворной работы детей в диалогических сочетаниях. Ведь эта мысль достаточно четко изложена В.К. Дьяченко в книге «Современная дидактика» в главе о принципе педагогизации деятельности каждого участника учебных занятий. Автор совершенно конкретно пишет, что «выполнение учительских функции для каждого учащегося становится нормой деятельности», что «если школьник функцию обучения… будет выполнять плохо, кое-как, то коллективный способ обучения окажется только воздушным замком, пустой мечтой…» И далее: выполняя функцию преподавания на протяжении ряда лет, «школьники…, конечно, приобретут значительный педагогический опыт и даже достигнут определенного мастерства. Но это то, что формируется, так сказать, стихийно, само по себе в силу особенностей деятельности каждого при коллективных занятиях… Формирование преподавательского мастерства каждого учащегося (студента)… становится для педагога первейшей и важнейшей задачей».

Несмотря на предельную ясность позиции автора в раскрытии сущности принципа педагогизации, мы столкнулись с тем, что для педагога-практика этот принцип носит декларативный характер.

Мы предполагаем, что формирование педагогического мастерства каждого участника коллективных занятий может осуществляться через специальные технологические операции с использованием известных методик коллективных учебных занятий. Обучение педагогическим умениям , необходимым для успешного, т.е. качественного обучения партнеров, должно проводиться, на наш взгляд, одновременно с обучением предметным навыкам и со временем обретать системный характер.

Что подразумевается под системностью формирования педагогических умений, только ли частотность и продолжительность? Мы предполагаем, что, во-первых, надо выделить и назвать те педагогические умения, которые востребованы на коллективных занятиях. Какой подход можно положить в основу их классификации?

Например, по востребованности в базовых методиках коллективных учебных занятий. Каким образом? В алгоритме конкретной методики смотрим, в каких действиях ученика какие педагогические умения должны быть проявлены. В основу классификации может быть положено соответствие между названием методики и названием умений.

Другой подход (как один из возможных вариантов) предложен Т.В. Яловец. В основу классификации педагогических умений могут быть положены предназначения парной работы: изучение, обучение, обсуждение, тренаж, контроль (проверка).

Третий подход заключается в выяснении соответствия общих педагогических умений с предметными и общеучебными умениями.

Есть еще один, предполагающий соответствие между видами работы учащихся по предмету: например, сочинение, изложение, диктант, пересказ, составление плана, работа над ошибками – и востребованными в них педагогическими умениями.

Как складывалась логика нашей работы над проблемой? Она не была сознательно подчинена ни одному из названных подходов. Неосознанно (стихийно) она включала каждый из них. Обнаружены одновременно они были только потому, что мы исходили из конкретных учебных ситуаций. Ситуация проговаривалась в совместных рассуждениях. Как только мы отмечали тот момент работы партнеров, который вызывал сомнение с точки зрения принципа педагогизации, начиналась работа по формулированию названий педагогических умений. Так из многочисленных возникавших версий для апробации были выбраны 18 умений, которым были даны названия. Возможно, их формулировки будут уточняться. Не исключено, что какие-то из них могут быть включены частным фрагментом в более общую формулировку.

И все же мы спешим поделиться с вами тем, что стало продуктом нашего «мозгового штурма». Приглашаем к межшкольному сотрудничеству в рамках совместной перспективной работы над темой «Принцип педагогизации как условие качественной и эффективной работы в парах при организации коллективных учебных занятий».