В статье обсуждается вопрос подготовки и переподготовки кадров в Краевом инновационном комплексе по созданию новой образовательной практики на основе коллективных учебных занятий.
При создании новой педагогической практики остро встал вопрос подготовки и переподготовки кадров.
Специалистов, являющихся носителями новой педагогической традиции, для Краевого инновационного комплекса не готовят в ВУЗах, нет соорганизации по этому вопросу Института повышения квалификации и Центра развития образования, хотя все перечисленные структуры целенаправленно занимаются подготовкой и переподготовкой учительских кадров. В этом одна из причин того, что функцию подготовки и переподготовки педагогических кадров для новой образовательной практики на основе коллективных учебных занятий взяла на себя лаборатория методологии Красноярского регионального Центра развития образования.
Основная идея лаборатории заключается: в непрерывности подготовки и — в подготовке кадров в деятельности.
Деятельностный подход требует переносить принципы, подходы, ценности технологии коллективных учебных занятий на работу с педагогами.
Основной принцип, которого придерживается лаборатория в этом вопросе – учить педагогические кадры в той технологии, в которой им предстоит работать.
Непрерывность заключается в том, что любую жизненную ситуацию человек превращает в образовательную для себя, т.е. образовательная среда человека – это набор жизненных ситуаций, в которые он попадает на протяжении всей жизни, приобретая знания и опыт. Причём есть естественные жизненные ситуации, превращаемые человеком в образовательные, а есть специально-организованные, т.е. искусственные. Например, учёба в школе.
Для подготовки и переподготовки кадров КСО-шной практики специально-организованная образовательная среда создаётся лабораторией методологии Центра развития образования и экспериментальными площадками комплекса: • Лабораторией методологии практикуются разнообразные формы совместной деятельности педагогических кадров по проблемам коллективного способа обучения: организационно-деятельностные игры, курсовая подготовка, разработческие мастерские учителей-предметников, еженедельные семинары для представителей экспериментальных площадок инновационного комплекса.
• В школе специально-организованной образовательной средой для учителей экспериментальной площадки являются еженедельные семинары.
Коллективные учебные занятия для педагогов – естественная образовательная среда, поскольку природа коллективных занятий значительно отличается от природы групповых учебных занятий разнообразием ситуаций. Объём фронтальных работ на занятиях уменьшается, возрастает обучающая и контролирующая работа учителя в малых группах и индивидуально. В работе учителя, кроме организационного и содержательного аспектов, появляются ещё методологический, игротехнический.
На коллективных учебных занятиях изменяется содержание образования. Помимо предметных знаний, умений и навыков в содержание образования входят универсальные способы действия, общие умения коммуникации, навыки коллективного труда, нормы социальной жизни. Эти компоненты содержания образования учитель осваивает на коллективных занятиях, вступая во взаимодействие с учащимися.
Так как деятельность учителя на коллективных занятиях значительно усложняется, возникает необходимость вести занятия с кем-то. Актуальным становится вопрос о создании учительской кооперации. Важный шаг в решении этого вопроса с точки зрения руководителя экспериментальной площадки – совместное проектирование занятий с педагогом (особенно начинающим), совместная работа на занятиях и последующая рефлексия. Это позволяет педагогам более качественно организовывать занятия, повышать уровень педагогического мастерства непосредственно в деятельности. Часть рефлексивных вопросов выносится на семинары.
Семинары – это место разрешения образовательных затруднений педагога через сотрудничество с коллегами. Важно то, что одна часть участников только включается в инновационную работу, а другая уже была включена в разные специально-организованные образовательные процессы (организационно-деятельностные игры, курсы, семинары и т.д.), так как – разноуровневость в концепции коллективных учебных занятий является основой плодотворного сотрудничества.
У педагогов работающих на семинаре есть общая реальная деятельность – коллективные учебные занятия. Поэтому одной из задач семинара является анализ сложившейся ситуации на занятиях и формирование общих представлений о предстоящей деятельности. Формирования общих представлений необходимо, прежде всего, для того, чтобы к учащимся экспериментальной площадки предъявлялись одинаковые требования со стороны учителей всех предметов (например, в вопросах самоуправления, норм коллективного труда и т.д.). Кроме того, представления о предстоящей деятельности у всех учителей, работающих на площадке, должны быть адекватными.
Поскольку предметом работы на семинаре являются первоначальные представления о практических затруднениях, можно выделить следующие этапы работы: 1. Предъявление затруднений. 2. Их обсуждение. 3. Формирование общих представлений.
4. Их оформление.
Формирование общих представлений осуществляется путём организации процессов коллективной мыслительной деятельности. Так как процессы коллективной мыслительной деятельности проявляются в коммуникации, особое внимание уделяется нормам и техникам коммуникации. Важным средством организации коллективной мыследеятельности являются методологические схемы. Например, при программировании деятельности используются схемы – целеполагание, структура проекта деятельности.
На сегодняшний день актуальной проблемой для школ Краевого инновационного комплекса является медленное расширение экспериментальных площадок. Так как расширение площадки возможно только за счёт включения в инновационную деятельность педагогов традиционной школы, то одна из причин этого лежит, вероятно, в работе с педагогическими кадрами.
Например, в школе № 56 г. Красноярска учителя включёны в работу различных структур: творческих групп, методических объединений, временных групп по подготовке педагогических советов. Это является для педагогов образовательной средой. И тем не менее актуальные трудности в деятельности этих учителей остаются.
Очевидно, это связано с тем, что способы работы, направленные на организацию понимания и коллективной мыслительной деятельности, переносятся с управленческого семинара пока на работу двух творческих групп и методического объединения учителей русского языка и литературы; в остальных структурах способы работы – традиционные.
В школе также не осуществляется учителями площадки перенос подходов и ценностей коллективных учебных занятий на свои уроки в традиционной школе.
Кроме того, составление и реализация индивидуальных образовательных программ, позволяющих каждому учителю своим маршрутом прийти к пониманию необходимости перехода на КСО, в большей степени идёт естественно-стихийным путём. Этот процесс не стал для нас пока до конца осознанным и целенаправленным.
На сегодняшний день в инновационном комплексе является проблемной соорганизация лаборатории методологии и экспериментальных площадок в вопросе подготовки и переподготовки кадров. Попытка развести обязанности и ответственность в вопросе подготовки и переподготовки кадров была предпринята на ОДИ-29 (организационно-деятельностной игре № 29) в июне 1998.