Проблемы индивидуального образования «успешных» учащихся

Проблемы индивидуального образования
«успешных» учащихся

Якимова Вероника Александровна

учитель химии сш. № 55 Кировского района г. Красноярска

Кого мы относим к категории «успешный» ученик? В эту группу входят следующие учащиеся:

  • с повышенной мотивацией, причиной которой может явиться профессиональная ориентация или интерес к предмету;
  • легко справляющиеся с Государственным Стандартом:
  • одаренные дети.

В педагогической практике так сложилась, что все усилия педагогов, администрации, психологов и других вспомогательных служб в последнее время направлены на работу с учащимися, которые относятся к так называемой «группе риска». В эту группу относятся учащиеся с низкой учебной мотивацией, имеющие проблемы в знаниях, переростки и др. Ставя перед собой педагогические задачи, педагоги, в первую очередь, ориентируются на эту группу учащихся, оставляя без внимания «успешных» детей. Анализируя свой личный опыт и опыт других учителей с «успешными» учащимися, мы столкнулись с рядом проблем, которые непосредственно связаны с работой педагога. Этими проблемами мы и хотели поделиться.

  1. Как организовать ИО «успешных» детей в рамках классно-урочной системы (КУС)? Как правило, на уроках мы придерживаемся Госстандарта, тем самым не реализуем потенциал «успешных» детей, которые очень быстро и без особых усилий усваивают учебный материал. Строгие временные рамки КУС дают возможность учителю выдать только программный материал и закрепить его. Поэтому встает вопрос, а возможно ли в рамках КУС ИО «успешных» учащихся?

    Одной из главных составляющих в работе педагога является частная педагогическая задача, которую он должен сформулировать, прежде чем приступить к процессу образования. Мы попытались сформировать эту задачу, ориентируясь на «успешного» ученика (т.е. чего мы хотим добиться в результате нашей деятельности). И здесь мы столкнулись со следующей проблемой:

  2. Мы не умеем ставить педагогические задачи на «успешных» учащихся. Конечно, многие могут возразить нам, сказав, что они очень активно работают с сильными учащимися. Эта работа проявляется в том, что мы на уроках даем этим детям более сложные карточки с заданиями, посылаем их на олимпиады, привлекаем к работе в НОУ, приглашаем на факультативы. Мы с этим согласны. Но тем не менее мы выделяем еще одну очень важную проблему :

  3. Педагог не готов к работе с «успешными» детьми.

    Развитие ученика идет только в том случае, если перед ним ставится какая либо проблема или нестандартная ситуация, из которой он должен найти выход, решить ее. А часто ли мы сами, учителя, создаем такие ситуации на уроке? Думаем, что нет. Нам кажется что ученик только тогда научится решать нестандартные задания, когда учитель сам будет попадать в проблемные ситуации и выходить из них на глазах ребят или с их помощью.

    Когда мы сталкиваемся с проблемами «неуспевающих» учащихся, начинается активная педагогическая работа: беседа с родителями, с учителями-предметниками, сюда же подключаются психологи, администрация. Все внимание переключается на эту группу учеников. А что взамен имеет «успешный» ученик? Его мы поощряем либо оценкой «5», либо просто благодарим. Какие вопросы чаще всего рассматриваются на Педагогических советах? Это работа с «неуспевающими» учащимися. Поэтому мы выделили следующую проблему в ИО «успешных» учащихся:

  4. Администрация с нас спрашивает о работе с «неуспевающими» учениками.

Все вышеизложенные проблемы, приводят к логическому выводу: у «успешного» ученика пропадает желание учиться, снижается успеваемость. Он видит, что его желания и способности остаются невостребованными. Именно в этом мы видим еще одну очень важную проблему ИО «успешных» учащихся. «Успешный» ученик порой вынужден один на один оставаться со своими проблемами, т.к. задавая учителю вопросы, может услышать от учащихся следующее: «Тебе что, больше всех надо?» и т.п. И порой этот ученик выступает в качестве «белой вороны». Складывается такая ситуация, что учиться становиться «не выгодно».

Анализируя сформулированные нами проблемы, можно отметить, что они очень взаимосвязаны, одна вытекает из другой. Еще хочется особо отметить, что эта проблема не учеников, а лично наши проблемы-педагогов. И нам кажется, что необходимо что-то предпринимать, как-то их разрешать, иначе мы можем потерять «успешных» учеников, а в последствии «успешных» личностей.

Задача педагога не должна сводиться только к тому чтобы «наполнить» ученика как пустой сосуд некоторыми знаниями, умениями и навыками, но и научить применять их, решая любые задачи и проблемы, с которыми он сталкивается в жизни. А этому сможет научить не просто учитель, а «успешный» учитель.