Проблемы, трудности, негативы в организации переподготовки и повышения квалификации специалистов по созданию коллективного способа обучения

В данной статье речь идет о переподготовке и повышении квалификации специалистов по созданию коллективного способа обучения. Позволю себе остановиться на ряде ключевых понятий, необходимых для понимания статьи. Специалистами по созданию коллективного способа обучения, в нашем понимании, наряду с учителями являются управленцы всех уровней (школьного, муниципального, краевого), методисты, ученые. Под переподготовкой понимаются мероприятия, направленные на освоение основ теории и практики коллективных учебных занятий специалистами традиционной системы обучения. К этим мероприятиям относятся, как правило, модульные курсы «Методология, теория и практика коллективных учебных занятий» (один-два недельных цикла). Повышение квалификации представляет собой систему целенаправленных мероприятий для специалистов, прошедших переподготовку. К этой системе мероприятий относятся ОДИ (организационно-деятельностные игры), разработческие мастерские учителей-предметников краевого инновационного комплекса, городские методологические семинары, семинары по практико-ориентированному анализу занятий учителей краевого инновационного комплекса, конференции, семинары на площадках.

В любом инновационном движении наряду с достижениями есть ряд проблем, трудностей и негативов. Выявление их позволяет сформулировать исследовательские задачи, разрешая которые, движение движется вперед. Не является исключением вопрос переподготовки и повышения квалификации специалистов.

Проблемы переподготовки специалистов по созданию коллективного способа обучения

1. Переподготовка директоров и завучей школ.
Важным фактором развития площадки является то, как относится к экспериментальным работам администрация школы. Поэтому при открытии экспериментальной площадки актуальным является вопрос переподготовки администрации школы. Переподготовка директоров и завучей школ комплекса осуществляется целенаправленно один раз в год на зимних ОДИ. Причем решение работать или не работать на этом сборе принимают сами директора. Поэтому есть школы, находящиеся уже пять лет в инновационном комплексе, директора которых так ни разу и не были на сборах управленцев комплекса, не прошли курсовую переподготовку и, следовательно, не владеют ситуацией на экспериментальной площадке. В лучшем случае, такие управленцы не вмешиваются в ход экспериментальных работ на площадке, в худшем – препятствуют ходу экспериментальных работ организационно.

2. Переподготовка резерва руководящих кадров.
С момента основания краевого инновационного комплекса по созданию новой образовательной практики на основе коллективных учебных занятий (с 13 апреля 1995 года) особый упор делался на подготовку руководителей экспериментальных площадок. Через них реализуется общая политика, формируется идеология. Целенаправленная методологическая, методическая, игротехническая, теоретическая их подготовка велась через ОДИ, семинары. За пять лет многие из руководителей площадок стали завучами, директорами, методистами, специалистами управлений образования, но замены себе не подготовили. Это негативно сказывается на учебно-воспитательном процессе площадок тех школ, где поменялись руководители. Мы понимаем, что такой резерв необходимо готовить и составить специальную программу переподготовки – это задача ближайшего периода.

3. Работа с командами управленцев муниципального уровня.
Школы краевого инновационного комплекса, с одной стороны, напрямую подчиняются Главному управлению образования, а с другой, районным (муниципальным) отделам. Так как комплекс краевой, то Главное управление образования по отношению к этим школам выстраивает определенную политику (финансирует интенсивные семинары, снабжает площадки техникой, тиражирует продукты работы школ комплекса на краевом уровне и т.д.). Для районного уровня это школы, в которых ведутся какие-то инновационные работы и не более. Это связано с тем, что, во-первых, в большинстве территорий на уровне отделов образования нет специалистов, владеющих технологией коллективных занятий; во-вторых, нет в комплексе целенаправленной работы по переподготовке этих специалистов; в-третьих, школы комплекса не оформляют продукты своей работы так, чтобы, познакомившись с ними, можно было увидеть способ решения некоторых проблем практики образования района. Таким образом, эти школы как бы не востребованы районом, управленцы муниципального уровня не видят, как за счет этих школ можно решать проблемы практики образования района.

4. Методическое сопровождение учителей, прошедших курсовую подготовку.
После курсовой переподготовки учителя, придя в школу, должны организовывать коллективные занятия. Зачастую в школе еще нет традиции проводить рефлексию занятий, не на всех площадках запущены еженедельные семинары. Как правило, в таких случаях все возникающие проблемы и трудности учитель относит на счет технологии или неспособности некоторых учеников освоить тот или иной учебный материал. На самом же деле чаще всего проблема заключается в неправильной организации занятий, искажении методик, нарушении технологии запуска занятий, это начинающий учитель и не видит. В этом случае помочь может только опытный методист. Если позволяет ситуация (например, школа городская), методист должен работать с учителем в первом погружении (когда педагог впервые начинает вести коллективные занятия): проектировать занятия, совместно проводить их, анализировать. Задача методиста – показывать образцы запуска, работы на занятии, за счет чего «новый» учитель эту культуру будет осваивать. На сегодняшний день есть единичные образцы такого опыта, и они дают положительный эффект как в процессах переподготовки, так и в учебном процессе на экспериментальных площадках.

5. Организация методической работы со всем педагогическим коллективом школы.
На сегодняшний день актуальной проблемой для школ комплекса является то, что расширение экспериментальных площадок происходит медленно, и они деятельностно изолированы от традиционной школы. Так как расширение площадки возможно только за счёт включения в инновационную деятельность педагогов традиционной школы, то одна из причин этого лежит в работе с педагогическими кадрами. На сегодняшний день составление и реализация индивидуальных образовательных программ, позволяющих каждому учителю традиционной школы своим маршрутом прийти к пониманию необходимости перехода на КСО, в большей степени идёт естественно-стихийным путём. Этот процесс пока не стал для нас до конца осознанным и целенаправленным.

Трудности переподготовки специалистов по созданию КСО

1. Отсутствие программ подготовки специалистов.
Одной из причин, сдерживающих развитие практики коллективных занятий в крае, является отсутствие программ подготовки специалистов по данной технологии в структурах переподготовки кадров работников образования. Курсовые мероприятия проводятся в течение ряда лет, программы их обсуждаются, но ни одна из них не оформлена в письменный текст, не изложена в методических пособиях. Начиная курсы, специалисты иногда повторяют ошибки, которые были допущены и исправлены коллегами много лет назад. Нет механизма передачи такого опыта в движении, и это очень осложняет работу по переподготовке кадров.

Негативы в переподготовке специалистов по созданию КСО

1. Применение в деятельности знаний, полученных на курсах.
По данным Главного управления образования до 70% учителей, прошедших переподготовку по новым технологиям (в Институте повышения квалификации, Центре развития образования), продолжают работать традиционным способом. Причины этого нами еще не до конца поняты и осознаны. Но, видимо, одна из причин заключается в том, что до сих пор учителей больше учат тем или иным методикам, не уделяя особого внимания работе по изменению их сознания (педагогического мировоззрения).

Проблемы повышения квалификации специалистов по созданию КСО

1. Отсутствие предметной составляющей в повышении квалификации учителей инновационного комплекса.При проектировании работы предметных педагогических мастерских методисты закладывают в содержание только повышение квалификации учителя как технолога коллективных занятий. Повышение же квалификации учителя как предметника происходит только естественно-стихийным путем (через общение учителей во время перерывов и т.д.). Поэтому наши учителя вынуждены проходить курсы повышения квалификации не только в краевом инновационном комплексе, но и в других структурах. Это приводит к тому, что времени на повышение квалификации нашими учителями тратится больше, чем учителями традиционной школы, а кроме того, это и не всегда возможно. В конечном итоге долгое отсутствие учителя негативно сказывается на учебном процессе. 

2. Проблема перехода количества в качество.

В последние годы коллективные занятия находят все больше и больше сторонников среди педагогов. При таком количестве педагогов формы повышения квалификации, применяемые сегодня, не всегда эффективны. Это подтверждает сравнение уровней методологической, теоретической и методической подготовки тех педагогов, которые в движении более пяти лет, и тех, кто пришел два-три года назад, – у первых он, несомненно, выше. Одной из причин этого является то, что формы, эффективные при малом количестве субъектов, с большим не срабатывают. Таким образом, способы и содержание повышения квалификации нуждаются в изменении. В будущем большую значимость, видимо, приобретет индивидуализация образовательных программ, дистанционное образование. Исследовательские разработки по этим направлениям ведутся в крае уже сегодня. 

3. Специальная подготовка методологов, игротехников, политиков и других «узких» специалистов.

На сегодняшний день отсутствует система подготовки таких специалистов. В первых ОД-играх был специальный образовательный процесс, и ряд представителей движения являются носителями этих позиций. Но освоить же эту культуру за счет образцов их деятельности не представляется возможным, так как таких людей в движении мало и они не создают фон. Причем, самому игротехническому мастерству не научишь, должен быть не учитель, который всегда учит, а должен быть специально организованный учебный процесс. Первые попытки возродить этот процесс были предприняты на ОДИ-34 (летом 2000 г). В рамках университета непрерывного образования была создана специальная группа по освоению функциональных позиций игротехника, методолога, руководителя группы, докладчика.  

4. Перенос опыта педагогов-новаторов на коллективные занятия.

Технология коллективных занятий позволяет использовать весь положительный опыт, накопленный человечеством в области педагогики. Есть представления, что будущее коллективного способа обучения будет складываться в интеграции с другими педагогическими направлениями. Анализ настоящего состояния показывает, что большинство представителей нашего движения с опытом педагогов-новаторов знакомы поверхностно и поэтому при организации занятий используют только методики коллективных занятий. Это, несомненно, сказывается на качестве и результатах учебного процесса.  

5. Перенос подходов и ценностей коллективных занятий учителями экспериментальных площадок на свои уроки в традиционной школе.

Как показывает практика школ краевого комплекса, переноса подходов, принципов, ценностей коллективных занятий учителями экспериментальных площадок на свои уроки в традиционной школе в большинстве случаев не происходит. Работая на площадке, учитель применяет различные методики, озабочен тем, как включить каждого ребенка в учебный процесс, а переступив порог традиционного класса, об этом напрочь забывает и работает традиционно. На наш взгляд, одной из причин этого является то, что до сих пор коллективные занятия многими понимаются как простое использование в учебном процессе наряду с традиционными организационными формами обучения (индивидуальной, парной, групповой) еще одной – коллективной. Видимо, в ближайший период особое внимание в мероприятиях по повышению квалификации следует уделять работе по изменению сознания педагогов (педагогического мировоззрения). Кроме того, актуальным становится вопрос о разработке целостного дидактического обеспечения коллективных учебных занятий I-й фазы.

Трудности повышения квалификации специалистов по созданию КСО

1. Формирование команд учителей-предметников.
Несмотря на то, что комплекс существует более пяти лет и в состав его входит 30 школ края, команды учителей сформированы всего по нескольким предметам: по истории, биологии и географии. На педагогические мастерские по этим предметам приезжают практически одни и те же учителя, т.е. сформировано «ядро» команды. Этот вопрос является особо актуальным, т.к. в основном команды учителей-предметников занимаются разработкой комплектов дидактического материала по предметам, и от команды разработчиков зависит качество разрабатываемых ими пособий, что напрямую определяет организацию учебного процесса во всех школах комплекса. Недопустимым, с нашей точки зрения, является факт того, что комплект дидактического материала для одной параллели разрабатывает одна команда, для следующей – другая, не соблюдая логику предыдущей разработки. Эта трудность может быть оформлена как одна из оперативных задач предстоящего периода.

Негативы в повышении квалификации специалистов по созданию КСО

1. Качественный состав участников педагогических мастерских по предметам.
Основное предназначение педагогических мастерских по предметам заключается в разработке комплектов дидактического материала. В связи с этим к учителям, работающим в рамках этих мастерских, предъявляется ряд требований: они должны в совершенстве знать содержание своего предмета и методику преподавания, владеть технологией коллективных занятий, иметь практический опыт работы по этой технологии не менее двух-трех лет. Как показывает анализ работы педагогических мастерских, нередко на педагогические мастерские приходят учителя, ведущие коллективные занятия только первый год, и потому не соответствующие этим требованиям. Когда на педагогические мастерские приходит такой учитель, он, во-первых, не может быть разработчиком, во-вторых, стараясь извлечь для себя хоть какую-то образовательную пользу, отвлекает от разработки остальных.

Вероятно, можно выделить еще ряд проблем, трудностей и негативов в переподготовке и повышении квалификации специалистов по созданию коллективного способа обучения, но, очевидно, нами они еще не до конца осознаны и поэтому не являются предметом обсуждения в данной статье.