Проект по проблеме агрессии детей

| Назад | На главную | Далее |

Как жить в ладу с собой и миром 

Краевой конкурс: «Я гражданин России».

Участники проекта:

Акимова Наталья Сергеевна, Аневич Семен Владимирович, Артемьева Елизавета Сергеевна, Семина Елена Владимировна, Бобрик Максим Сергеевич, Николаева Эльвира Сергеевна;
8 ип класс; лицей № 3; Ленинский район.

Координатор проекта:

Беляева Ольга Владимировна, учитель истории, лицей №3, Ленинский район.

I Актуальность.

В последнее время все больше психологов, социологов, работников правоохранительных органов, педагогов проявляет интерес к проблеме роста агрессии среди детей и подростков. Проанализировав периодическую печать, труды психологов, проведя анкетирование по данной проблеме среди учащихся лицея, родителей и учителей, побеседовав с психологом лицея и инспектором, мы пришли к выводу, что проблема роста агрессивности среди детей и подростков актуальна и для нашего лицея. Существует несколько определений понятия агрессия. Но, несмотря на значительные разногласия, многие специалисты в области социальных наук склоняются к принятию определения, в которое входит как категория намерения, так и причинение оскорбления или вреда другим. Таким образом, в настоящее время большинством принимается следующее определение: агрессия – это любая форма поведения, нацеленная на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения. В своем проекте мы будем придерживаться данного определения понятия агрессия. Побеседовав с психологом лицея Потехиной О.И. и изучив труды психологов (См. Приложение), мы пришли к выводу, что агрессия возрастает у детей в возрасте 7–9 лет. Это время очередного возрастного кризиса, который связан с переходом ребенка из детского сада в школу. Идет период привыкания к статусу школьника. В детском саду отношения к ребенку строились по принципу «ты еще маленький», а в школе «ты уже большой». Агрессивное поведение это один из процессов, которые происходят в ходе адаптации к статусу школьника.

Агрессивность в поведении возрастает и в подростковом возрасте. Психологи объясняют агрессивность на данном этапе особенностями подросткового возраста.

Таким образом, агрессивность как личная особенность связана с комплексом психологических качеств и свойств подростков: 1. В это время у подростка происходит становление самооценки. Но часто происходит расхождение между стремлениями подростка, утверждением себя как личности и положением ребенка, школьника, зависимого то воли взрослого, вызывает углубление кризиса самооценки. Это выливается в неприятие оценок взрослых независимо от их правоты. Неудовлетворенность потребностями находит отражение в частности в тяге подростков к интимно–личностному и стихийно–групповому общению со сверстниками. В процессе стихийно–группового общения устойчивый характер приобретают агрессивность, жестокость и прочее (отношения в случайной группе не так важны и агрессивность в группе это способ удовлетворения во взрослости). 2. В подростковом возрасте ведущей деятельностью становится общение. Одно из важнейших проявлений коммуникативного поведения подростков это желание выделиться, отличиться любой ценой, выражающееся часто в агрессии. 3. Половое созревание–гормональный взрыв (не синхронное развитие организма), влияет на психику (становится неустойчивой) и самосознание. Итак, рассмотрев некоторые особенности подросткового возраста, резюмируем, что недостаточное умение приспосабливаться к внешним условиям, различным конфликтам и экстремальным ситуациям, доверчивость и повышенная внушаемость, а также уязвимость, недостаточная избираемость поведения могут приводить к становлению насильственного поведения (агрессивности и т.д.) На формирование личности детей и подростков влияет ряд внешних факторов: семья, телевидение, сверстники и др. И если это влияние негативно, то агрессия обостряется. Если в семье принято агрессивное поведение, то это, как правило, подкрепляет агрессивное повеление ребенка в отношениях со сверстниками. Дети и подростки могут научиться агрессивному поведению и у сверстников. Есть точка зрения, что телевидение одна из очень серьезных причин влияющих на агрессивное поведение: наблюдение насилия провоцирует общее возбуждение и заряжает отрицательной энергией поведение человека, снимает запреты на агрессивное поведение и др. Один из выходов агрессии подростков это преступления. Поэтому профилактика агрессивного поведения у подростков актуальна и определяется личными особенностями этого возраста. В связи с чем в последнее время стали появляться работы психологов о работе со школьниками с девиантным поведением и детьми группы риска (И. Трус «Школьники с девиантным повелением: особенности воспитания»// Воспитание школьников, 2002г., №7; И. Дементьева «Работа школы с детьми группы риска»// Воспитание школьников, 2002год, №7). Кризисным центром «Верба» было разработано пособие тренинг «Профилактика агрессивного и виктивного поведения в работе с подростками» (См. Приложение). Проанализировав результаты анкетирования, проведенного среди учащихся лицея, а также учителей и родителей мы пришли к выводу, что агрессия возрастает у детей в возрасте 6–8 лет и 10–11 лет. Чаще всего дети сталкиваются с агрессией на улице и в школе, причем в школе она ярко проявляется в отношениях сверстников. Среди мер, необходимых для обеспечения безопасности учеников в школе, учащиеся отдают предпочтение введению системы охраны и другим мерам с использованием силы. Очень большое количество учащихся не знали, как ответить на поставленные вопросы, таким образом можно сделать вывод о низкой информированности учащихся по проблеме агрессивности среди детей и подростков. Мы также провели анкетирование среди учителей и родителей. Обработав анкеты, мы увидели, что в прежнее время дети чаще впервые сталкивались с жестокостью также как и сегодня в школьном возрасте (из 45 опрошенных взрослых 25 человек столкнулись впервые с жестокость в 9–14 лет). Однако раньше чаще встречались с агрессией на улице и семье, а затем только в школе (из 45 опрошенных взрослых впервые столкнулись с жестокостью на улице – 26 человек, в семье – 14, в школе – 3; из 156 опрошенных учеников впервые столкнулись с жестокостью на улице – 77 человек, в школе – 53, в семье — 3).  Следовательно, агрессия в ученическом коллективе возросла только в последнее время. Главным способом решения проблемы агрессии взрослые также как и дети называют введение системы охраны, но предлагают и другие способы, например, учить добру детей на уроках, поводить с ними беседы и др. Среди причин роста агрессии называют негативное влияние телевидения, криминальную ситуацию на улицах, социальное неблагополучие семей и др. Таким образом, проблема агрессии в ученическом коллективе волновала общество и раньше. Но именно в последнее время агрессивность возросла в ученическом коллективе. Мы выяснили из анализа средств массовой информации что, ситуация роста агрессии характерна для многих школ. Так, например, в Тюмени в октябре 2002 года было опрошено 6 тысяч учащихся десяти образовательных учреждений. Результаты опроса свидетельствуют о том, что 12,5 % школьников склонны к агрессии и насилию. Для многих агрессия стала нормой жизни. По итогам опроса специалисты центра «Перекресток» сделали вывод: чтобы не иметь проблем с подростками в их переходном возрасте, обращать на них пристальное внимание надо еще в начальных классах (Подростки проявляют склонность к агрессии // Юношеская газета, 2002 год, № 25-27, стр. 12). Профилактикой агрессивного поведения в нашем лицее занимается инспектор по делам несовершеннолетних Семенова В.Ю. В ходе интервью, мы выяснили, что учащиеся лицея совершают следующие проступки: драка, оскорбление, а иногда и преступления: кража, вымогательство. Нарушителей вызывают на совет профилактики, могут поставить на учет в Детскую комнату милиции (ДКМ), но в основном инспектор проводит профилактические меры. Но как мы видим, уровень агрессивности среди учеников не снижается. Только за 2002 год по разным причинам 20 учеников было поставлено на учет в ДКМ. Одна из причин этого очень большая загруженность инспектора, в связи с чем, профилактическая работа с детьми подверженным агрессии проводится нерегулярно. Контроль за соблюдением правил поведения учащимися в лицее возложен на охранников.

Однако, несмотря на все предпринимаемые меры, направленные на снижение уровня агрессивности в ученическом коллективе, ситуация остается сложной. То есть внешние факторы (инспектор, охранники), которые, как правило, стараются снизить уровень агрессивности в ученическом коллективе при помощи силовых мер не способствуют изменению ситуации. Поэтому мы хотим попробовать по-своему решить данную проблему, разработав ряд мер, которые помогут нам снизить уровень агрессивности среди учащихся нашего лицея.

Результаты анкетирования учащихся:

Всего было опрошено 156 учащихся .

__ АНКЕТА

Мы проводим анкетирование, с целью выяснить уровень и причины распространения агрессии: 1) В каком возрасте вы впервые столкнулись с жестокостью? 2) Где в первую очередь несовершеннолетние подвергаются жестокости? 3) Какие должны быть условия в школе, чтобы вы чувствовали себя безопасно и что необходимо для этого сделать? Укажите свой возраст:_____ В 8-х классах было опрошено 67 человек: 8 и класс – 26 человек: 8 девочек и 18 мальчиков. 8 м класс – 21 человек: 9 девочек и 12 мальчиков. 8 б класс – 20 человек: 11 девочек и 9 мальчиков.

1)

Возраст Количество человек.
3 года.  6 –7 лет 10 лет 12 –13 лет Давно Не сталкивались Не помнят

Не ответили

3 человека 6 человек 7 человек 3 человека 2 человека 10 человек 11 человек

5 человек

2) Учащиеся могли назвать не одно место, где несовершеннолетние чаще подвергаются жестокости.

Места, где несовершеннолетие встречаются с агрессией Количество человек.
 Улица  Школа Дома Везде Не встречались с насилием

Не ответили

 32  25  1  1  6

 1

3)Учащиеся могли назвать несколько вариантов решения проблемы агрессии.

Способы обеспечить безопасность учащихся в школе Количество человек.
Создать систему охраны Исключать из школы нарушителей Ввести штрафы за нарушение правил поведения Сделать общение между учащимися гуманным Это невозможно

Не знают

45 человек 3 человека 2 человека 1 человек 2 человека

14 человек

Во 2 –3 классах было опрошено 45 человек:
2 класс — 22 человека; 3 класс – 23 человека.

1)

Возраст Количество человек.
6 –7 лет 8 –9 лет Не встречались с насилием Не знают

Не ответили

7 человека 8 человек 3 человека 26 человек

12 человек

2)

Места, где несовершеннолетие встречаются с агрессией Количество человек.
 Улица  Школа Дома Не знают

Не ответили

 15  14  1   26

12

3)

Способы обеспечить безопасность учащихся в школе Количество человек.
Создать систему охраны Наказывать нарушителей, применять к ним силу Ввести дежурных в начальной школе Научить соблюдать правила и быть вежливыми в общении

Не ответили

18  4  5  7

 10

6 класс: опрошено 18 человек.

1)

Возраст Количество человек.
5 лет 6 –7 лет 12 –13 лет Не сталкивались

Не помнят

1 человек 3 человека 3 человека 5 человек

9 человек

2)

Места, где несовершеннолетие встречаются с агрессией Количество человек.
 Улица  Школа Дома

Не знают

 12  5  1

  2

3)

Способы обеспечить безопасность учащихся в школе Количество человек.
Создать систему охраны Ввести совет учащихся Нарушителей отправлять на совет профилактики

Не знают

15  1  1

 5

9 класс: опрошено 26 человек.

1)

Возраст Количество человек.
7 -8 лет 10 –11 лет Не сталкивались

Не знают

2 человека 4 человека 13 человек

7 человек

2)

Места, где несовершеннолетие встречаются с агрессией Количество человек.
 Улица  Школа Везде

Не знают

 18 9 1

1

 

3)

Способы обеспечить безопасность учащихся в школе Количество человек.
Создать систему охраны Исключать из школы нарушителей Чувствуют себя безопасно Не знают

Это невозможно

20 3 3 2

1

Общие итоги:

1)

Возраст Количество человек Количество человек в %
3 года 5 лет 6 — 8 лет 10 — 11 лет 12 –13 лет Не сталкивались Не помнят Не ответили Не знают

Давно

3 человека 1 человек 26 человек 11 человека 3 человека 28 человек  30 человек  17 человек  35 человек

 2 человека

2% 0,6% 16% 7% 2% 18% 19% 11% 20%

1,2%

2) Учащиеся могли назвать не одно место, где несовершеннолетние подвергаются жестокости.

Места, где несовершеннолетие встречаются с агрессией Количество человек Количество человек в %
Улица  Школа Дома Везде Не встречались с насилием Не ответили

Не знают

77 53  2 2  3 13 

29

49% 34% 1,2% 1,2%  2% 8%

19%

3)Учащиеся могли назвать несколько вариантов решения проблемы.

Способы обеспечить безопасность учащихся в школе Количество человек Количество человек в %
Создать систему охраны  Исключать из школы нарушителей Ввести штрафы за нарушение правил поведения Это невозможно решить проблему агрессии среди учащихся Не знают Научить соблюдать правила

Чувствуют себя безопасно

97 6 2 3 17 7

 3

62% 4% 1,2% 2%  11% 4%

2%

По данным анкетирования среди учащихся можно сделать следующие выводы:

Дети и подростки чаще впервые встречаются с жестокостью в возрасте 6–8 лет (начальная школа). С жестокостью не сталкивались вообще 28человек. Чаще всего дети и подростки подвергаются жестокости на улице и в школе. Среди мер, необходимых принять для обеспечения безопасности учеников в школе на первом месте — введение системы охраны и другие меры с использованием силы. Очень большое количество учащихся не знают, как ответить на поставленные вопросы, таким образом можно сделать вывод о плохой осведомленности учащихся о проблеме агрессии (жестокости).

Далее >>
 

| Назад | На главную | Далее |