Индивидуальный доклад
Проект «Расширение спектра позиций учащихся на занятиях по литературе в разновозрастной группе»
Лозгачева Т.Б.
Реалии сегодняшнего дня заставляют учителя литературы по иному взглянуть на свой предмет и его преподавание. Традиционный подход к литературе предполагает изучение авторов и произведений в историческом аспекте. На мой взгляд, сегодня, в условиях утраты нравственных ценностей, необходимо акцентировать внимание учащихся на проблематике изучаемых произведений.
Гипотеза 1. Расширяются позиции учащихся на занятиях по литературе (учитель-ученик), (младший- старший и т.п.). 2. Расширится круг делового, предметного общения учащихся. 3. Повысится самооценка у младших школьников. 4. Появится желание само выражаться у старших.
На кого направлен проект? 1. На детей разновозрастной группы. 2. Привлечение педагогов традиционного обучения.
3. На психолога.
Цель 1. Создать условия для самовыражения учащихся. 2. Формирование качественно новых субъектных позиций на занятиях по литературе. 3. Создание условий для появления ролевых позиций на занятиях по литературе.
4. Формирование активной личной позиции учащихся.
Задачи 1. Переструктурирование программы. 2. Разработать уроки по литературе с учетом проблемно-тематического подхода. 3. Проводить 1 раз в неделю коллективное занятие в разновозрастной группе.
4. Описать субъективные позиции учащихся на занятии разновозрастной группы.
Краткое описание проекта
На занятиях разновозрастной группы приходят учащихся 5, 8, 9 классов. Тема общая для всех: «Любовь в творчестве …» • 5 класс — Пушкина; • 8 класс — Лермонтова;
• 9 класс — Достоевского.
В начале идет обсуждение в малых группах, а потом готовится общее обсуждение на всю группу.
Ресурсы: главный ресурс — расписание занятий с учетом разновозрастной группы.
Ожидаемый результат: 1. За счет расширения позиций учащихся на уроке литературы дети станут раскованнее, увереннее в себе. 2. Появится интерес к литературоведению, анализу произведений. Изменится уровень обобщения между детьми (на предметном материале).
3. Будут описаны различные позиции учащихся на занятии по литературе.
Дневник отслеживания экспериментальной работы по проекту «Расширение спектра позиций учащихся в разновозрастных группах на уроках литературы и русского языка». Шаги
1. Изучила опыт создания РВГ в Красноярске, в Красноярском крае и за его пределами (семинары, курсы, литература Н. Н. Архипова «Коллективные учебные занятия») август-сентябрь. 2. Переструктурировала программу по русскому языку (сентябрь) с учетом текстового подхода и размывания классности. 3. Разработала уроки литературы для разновозрастных групп по темам «Слово о полку Игореве», творчество Пушкина, Лермонтова, Гоголя. 4. Провела уроки (разновозрастные коллективные занятия 6-9 класс – русский язык; 9-10 класс – литература (7 уроков). Сентябрь-октябрь. 5. В рамках стажировки площадки КК ИПК РО провожу открытые уроки для начинающих. Русский язык 6-10 класс, литература 6 класс. (2 четверть). 6. Провела открытое коллективное занятие по русскому языку в разновозрастной группе 6-10 класс в рамках стажировочной площадки КК ИПК РО. Ноябрь. 7. Провела индивидуальное консультирование для учителя русского языка, начинающего работать по технологии КУЗ. 8. Обеспечила учителей края, присутствующих на уроке, дидактическим материалом по
русскому языку и литературе. Ноябрь.