Проектирование маршрутов образовательного туризма XXI века на материале культурно-исторических памятников среднего течения Енисея и его притоков

Проект: «В глубь веков»

Тема: Проектирование маршрутов образовательного туризма XXI века на материале культурно-исторических памятников среднего течения Енисея и его притоков.

1. Образовательное действие.

Образовательным действием данного проекта явилась образовательная деятельность участников в виде исследования культурно-исторических памятников Новоселовского района Красноярского края с целью проектирования маршрутов образовательного туризма. Процесс реализации проекта подразумевал одну образовательную, две исследовательских и одну проектную линии. (см. схему) Предварительная образовательная линия была необходима для подготовки участников лагеря к исследовательской и проектной деятельности. Первая исследовательская линия была направлена на первичное исследование и регистрацию памятников. Вторая линия – на систематизацию их по временным рамкам. Третья проектная линия направлена на разработку проектов маршрутов образовательного туризма и написание сопроводительного описания маршрута (для гида).

Объект образовательного действия. Объектом образовательного действия данного проекта был выбран Новоселовский район Красноярского края. Причина выбора данного района обусловлена компактным расположением объектов, входящих в десятку мировых археологических памятников, что позволило упростить процесс создания проектов и сделать его доступным для детей. Кроме того, памятники данного региона являются хорошо исследованными, описанными и представленными на российском и международном уровне.

Образовательный материал. Образовательным материалом данного проекта стали сами культурно-исторические памятники, различные карты данного региона, статистические документы, научные работы, лекции специалистов и другие материалы.

Данный проект был разработан и реализован для того, чтобы по его результату начать использование ранее не востребованного ресурса – культурно-исторических памятников мирового уровня, для развития в данном регионе одного из возможных новых экономических направлений – образовательного туризма.

2. Технологическое устройство образовательного модуля

Образовательный модуль состоял из шести этапов:

Первый этап – этап введения основных понятий, актуализации проблемы, постановки целей, выработки подходов к решению поставленных задач.

Второй этап – теоретическое изучение предмета исследования и подготовка к исследовательской и проектной деятельности.

Третий этап – непосредственное исследование и регистрация культурно-исторических памятников Куртакского археологического района.

Четвертый этап – систематизация полученной информации по временным критериям.

Пятый этап – разработка маршрутов образовательного туризма по направлениям.

Шестой этап – объединение созданных маршрутных проектов в “Проект развития образовательного туризма в регионе”.

На первом и втором этапе участники работали совместно. На третьем этапе они разбиваются на группы по исследованию отдельного направления. Четвертый этап – совместная работа. Пятый – групповая работа по направлениям. Шестой –индивидуальная и совместная работа.

3. Программно-тематическое устройство образовательного модуля

Продолжительность модуля составляла 15 дней.

Основные этапы:

1 этап. 1 день. Запуск программы

2 этап. 2 дня. Предварительная образовательная линия. Ознакомление с теорией.

3 этап. 5 дней. Предварительное исследование культурно-исторических памятников Куртакского археологического района.

4 этап. 1 день. Систематизация полученных данных.

5 этап. 5 дней. Разработка образовательных маршрутных карт.

6 этап. 1 день. Сведение данных в “Проект развития образовательного туризма в регионе”.

4. План-график проведенных образовательных мероприятий проекта: “В глубь веков”

1 этап. Запуск программы.

    1 день. Вводная лекция. Введение понятий: “Регион”, “Культурно-исторический памятник”, “Развитие региона”, “Археология”, “Образовательный туризм”. Беседа об актуальности поставленной задачи.

2 этап. Предварительная образовательная линия.

    2 день. Лекция о географическом положении региона и его особенностях. Работа с картами региона. Теория о создании туристических маршрутов. Семинар: “Выработка критериев оценки туристического маршрута”.

    3 день. История региона и его памятников. Работа с археологическими картами района. Дробление на группы по направлениям. Выработка критериев оценки культурно-исторических памятников Подготовка к исследовательской работе.

3 этап. Предварительное исследование культурно-исторических памятников Куртакского археологического района.

    4 день. Установочное занятие по теме “Регистрация памятника”. Групповая работа по исследовательским направлениям по регистрации памятников.

    6 день. Лекция по топографии. Работа по нанесению зарегистрированных памятников на карту региона.

    7 день. Установочное занятие по теме “Перемасштабирование локального региона”. Групповые поездки и походы для расширения исследовательской зоны.

    8 день. Беседа на тему “Перемасштабирование сознания”. Продолжение работы по расширению исследовательской зоны.

4 этап. Систематизация данных.

    9 день. Лекция на тему “Систематизация и ее критерии”. Работа по систематизации полученных исследовательских материалов по направлениям.

    10 день. Установочное занятие по теме “Описание культурно-исторических памятников. Групповая работа по описанию зарегистрированных объектов.

5 этап. Разработка образовательных маршрутных карт.

    11 день. Беседа о географии исторического маршрута. Работа с картами по нанесению маршрутов по направлениям.

    12 день. Установочное занятие по теме “Содержание сопроводительной записки к маршруту”. Создание в группах сопроводительных записок своего маршрута.

    13 день. Лекция по теме “Компиляция элементов образовательного маршрута”. Презентация разработанных группами маршрутов.

    14 день. Беседа по теме “Личный образовательный маршрут”. Индивидуальная работа по созданию личных образовательных маршрутов.

    15 день. Конкурс-презентация личных образовательных маршрутов в группах. Номинирование лучших проектов и опробация маршрутов.

    16 день. Объединение лучших проектов в “Проект развития образовательного туризма в регионе”. Презентация проекта

5. Позиционный состав управленческой и педагогической команды

Состав управленческой команды:

  1. Начальник модуля: Свинцов П.В. (учитель истории и социально-политических дисциплин, ср. школа №3 пгт. Шушенское);

Помощники:

  1. Фисунов С.С. (учитель истории, ср. школа №1 пгт. Шушенское)
  2. Сачков В.М. (учитель истории и социально-политических дисциплин, ср. школа №4 г. Красноярска);
  3. Лазовский А.В. (юрист, учитель ОБЖ ср. школы №169 г. Зеленогорск);
  4. Калачев В.С. (учитель географии, ср. школа п. Балахта)

Для управления модулем привлекались студенты исторического факультета КГПУ и Минусинского педагогического училища.