Проекты кафедры методологии дисциплин естественнонаучного цикла по экологическому образованию

  1. Человек в природе, природа в человеке

    Краткая аннотация:

    Данным проектом предусматривается создание и обобщение научно-образовательных разработок в области экологии человека.

    Проблема понимания человека, его роли и места на Земле — вечный вопрос и вместе с тем острейшая проблема современности, от правильного решения которой во многом зависит судьба планеты и будущее всего человечества. Исследование интегральной сущности человека, всего комплекса его взаимосвязей, в конечном счете, направлено на изучение и изменение стереотипов отношения к человеку в массовом и индивидуальном сознании.

    Содержательная идея проекта – обоснование глубинного единства и сущностной взаимосвязи человека и природы.

    В плане организации проект ориентирован на объединение современного интеллектуального потенциала в области познания сущности человека.

  2. Образование на природе

    Краткая аннотация:

    Новизна проекта состоит в создании местного варианта научно-образовательной системы, в которой представлены специалисты различных направлений (образование, наука, музейная деятельность, охрана памятников истории и культуры, экологический мониторинг). Интеграция их усилий по реализации идей экологического образования и построении системы разумного сосуществования Человека с Природой, к сожалению, имеет мало аналогов.

    В ходе проведения экологических экспедиций взрослые, школьники и студенты исследуют реальные проблемы природы и деятельности людей в различных уникальных ландшафтах Красноярского края и Республики Хакасия. Здесь происходит реализация инновационной идеи, которую можно рассматривать как философско-методологическое обоснование этой деятельности: через комплексное изучение ландшафта — гармоничное развитие человека, его сферы разума, чувств и души. Проводимые исследования доказывают, что такие школы под открытым небом это один из наиболее эффективных и многообещающих путей гармонизации взаимодействий человека с окружающим миром и самим собой.

    Экологические школы-экспедиции проводятся сотрудниками ИПК РО более пяти лет. За это время накоплен богатый научный, педагогический и методический материал.

  3. Эковидение

    Краткая аннотация:

    Этот проект ориентирован на создание серии видеофильмов и передач, рассказывающих о педагогах-новаторах работающих в различных уголках Красноярского края, а также отдельных образовательных учреждениях, разрабатывающих различные аспекты экологизации современной школы. Проект направлен на развитие интерактивного информационного пространства в педагогическом сообществе нашего края.

    В ходе выполнения проекта созданы видеофильмы экологической тематики: «Путешествие к соленому озеру. Дневник одной экспедиции» (1997 г.) и «Экологическое образование Красноярского края. С чем идем в ХХI век?» (2000 г.).

    В дальнейшем в рамках развития данного проекта планируется создание учебных и игровых компьютерных программ экологической направленности.

  4. Социализация школьников в процессе экологического образования

    Краткая аннотация:

    В целом новизна данного проекта состоит в создании варианта эколого-образовательной системы, в которой основным образовательным результатом является социализация учащихся. Поэтому имеет смысл говорить о социально-экологическом образовании школьников.

    Мы определяем социально-экологическое образование как — процесс формирования у школьников знаний, убеждений, нравственных принципов, навыков и активной жизненной позиции по сохранению разнообразия и целостности окружающего мира, бережному отношению к личному здоровью и здоровью других людей. Вместе с тем, социально-экологическое образование направлено на развитие понимания у школьников своей социальной миссии и своих социальных ролей на основе фундаментальных идей и законов экологии.

Разрабатываемые проекты

  1. Развитие красноярской экологической школы: опыт педагогов – системе образования

    Краткая аннотация:

    В ходе реализации проекта планируется проведение Краевого конкурса учебно-методических разработок в области экологического обучения и воспитания.

    В настоящее время в крае накоплен значительный учебно-воспитательный опыт в области экологического обучения и воспитания красноярских детей и подростков.

    Предлагаемый проект позволит выявить наиболее оригинальные и эффективные методические идеи и образовательные технологии, применяемые педагогами края. Вместе с тем, в ходе проведения Конкурса будут созданы условия для моральной и материальной поддержки наиболее талантливых и перспективных работников образования.

  2. Проект «Здоровье педагогов – здоровье школы»

    Краткая аннотация:

    Реализация данного проекта позволит провести комплексное оздоровление нескольких групп красноярских педагогов в экологически чистых и уникальных местах Красноярского края и Республики Хакасия.

    Проектом предусматривается выявление корреляций между проводимым оздоровлением педагогов и комплексом важных показателей работы школы (эффективность педагогической деятельности учителя, темпы профессионального роста, психологический климат в коллективе и др.).

  3. Краевой стажерский центр дошкольного экологического воспитания

    Краткая аннотация:

    Целью этого проекта является повышение профессиональной подготовки работников краевых дошкольных учреждений в вопросах и проблемах экологического воспитания и оздоровления детей.

    В ходе выполнения данного проекта планируется создание эталона организационно-управленческой, материально-технической и учебно-методической площадки для повышения компетентности воспитателей и педагогов системы дошкольного образования Красноярского края.