Профилактика наркомании

Описание проекта

Постановка проблемы
Для нас настоящей проблемой является отсутствие эффективных программ по первичной профилактике. Существующие на сегодняшний день в России разработки, как правило, возрастно не ориентированы и основываются только лишь на прямых способах профилактики. Мы утверждаем, что запугивающая и предупреждающая информация, на которой основаны многие программы, в условиях возрастных проб и возрастной активности, срабатывают в обратную от наших ожиданий сторону, потому, что ребенок, достигая подросткового возраста, решает задачу сопоставления себя со взрослым способом отрицания и преодоления возрастных барьеров, которые устанавливаются взрослым миром. Таким образом, чем активнее мы начинаем реализовывать запугивающие информационные программы, тем фактически активнее способствуем инициированию преодоления запретов.

Целью настоящего проекта является создание программы первичной профилактики в условиях школы, включающей в себя прямые и непрямые способы воздействия, адресованной детям, широкого возрастного периода ( дошкольникам, младшим школьникам, подросткам, а так же старшим школьникам).В задачи программы входит — сформировать такие установки, которые были бы несовместимы с наркотиками и зависимостью от них, чтобы всякая зависимость воспринималась, как несвобода.

Известно, что в условиях современной российской действительности, школа является пока единственным детским местом, обеспечивающим и предоставляющим ребенку способы проб, способы самоутверждения и идентификации в своей возрастной ситуации. То есть школа с одной стороны — место, где в сверстнической среде провоцируются различные пробы, в том числе и токсических веществ, а с другой стороны мы можем использовать ее как достаточно сильный психолого-педагогический ресурс, который сопротивляется формированию зависимости. В связи с этим мы считаем, что профилактические программы необходимо разворачивать прежде всего в школах.

Особенность проекта состоит в том, что мы предполагаем создать возрастно ориентированные программы. На наш взгляд действенна и эффективна специальная прямая профилактика, адресованная критическим возрастам. В доподростковый период, т. е. до начала предпубертатной негативной фазы, ребенок по отношению к взрослости реализует подражательное поведение, иными словами, «… если хочешь быть как большой — соблюдай определенные правила потому, что все взрослые их соблюдают». Именно этот период нам представляется наиболее подходящим для введения первых профилактических информационных программ. Речь прежде всего идет о действенных, динамических формах. Мы рассчитываем на такие переживания детей, которые сформируют стойкую, пролонгированную установку на негативное отношение к наркотикам. Учитывая, что дети живут в насыщенном техническими средствами пространстве, простые — речевые формы малоэффективны, в связи с этим планируется разработка и реализация программ в основе которых лежат такие формы, как театральные постановки, игры, видео и др.

С началом так называемого переходного периода радикально меняется самочувствие подростка. для того, чтобы почувствовать свою взрослость, что не менее важно, продемонстрировать ее наличие в сверстнической среде необходимо преодоление декларированных самими же взрослыми нормативных ограничений. В связи с этим , специальная профилактика, адресованная этому возрастному периоду, должна быть связана с культивированием идеи независимости, автономности, в которой зависимость от разного рода токсических средств обсуждается, как отрицательный идентификационный признак. Причем буквально культивирование этой ценности, как ценности сообщества, не взрослого общества, а именно подросткового. Это означает, что носителями профилактических идей должны быть сами подростки, наиболее авторитетные и активные. Такого рода профилактические программы строятся через создание соответствующих детско-взрослых организаций (например — «Мир без конфронтации» в Красноярской университетской гимназии «Универс», содержанием этой организации является социальное проектирование, преодоление разрывов и дефицитов, обнаруженных самими детьми во взрослом устройстве общества. Это могут быть проекты создания адекватных по форме и содержанию детским потребностям образовательных структур, примером подобной структуры может служить, созданный в школе Школьный Институт Занимательных Явлений — ШИЗЯ).

Ещё одна особенность проекта состоит в том, что помимо информационных прямых способов профилактики мы намерены широко использовать, так называемые непрямые способы.

Известно, что одним из условий и глубоких причин начала наркотизации является неспособность подростков дифференцировать эмоциональные переживания и как следствие — неумение разрешать конфликтные ситуации или другими словами — низкая конфликтная компетентность.

Известно и другое — умению сознательно определять для себя жизненные ценности, находить способы разрешения сложных ситуаций можно научить через специальные учебно-тренировочные занятия. Разработка такого курса ( Интересы, Ценности, Нормы) ведется для учащихся 6-8 классов в гимназии «Универс».

Помимо непосредственно самих профилактических программ, адресованных детям, а так же информационных программ для их родителей и педагогов, предполагается создание специальных условий и технологий выявления не самой по себе зависимости, а предрасположенности к ней, и признаков, которые могут в будущем определять степень риска. Причем в ситуации набора в школу мы имеем такое уникальное место и такие условия, пользуясь которыми, возможно проводить достаточно массовый (почти всеобщий) специальный анализ и выявление таких предрасположенностей. Делать это нужно на старте начальной школы, включая такого рода исследования в программы диагностики готовности к школе, для чего предполагаются специальные диагностические разработки. Задел этой работы уже есть.

Такая работа позволит прогнозировать группу риска и далее простраивать специальные, адресованные этой группе профилактические программы.

Разработаны и прошли апробацию программы ранней диагностики и дифференциации по исходным причинам групп риска возникновения наркотической зависимости. В программу включается диагностика дефицита ресурса сопротивляемости (устойчивой независимости) и поведения типа А или Б по способу взаимодействию со средовыми факторами (личностное переживание средовых характеристик как избыточных для стабильного самочувствия).

Программы предназначены для использования учителями и социальными педагогами школ и требуют специальной психологической квалификации.

Задачи

  • Разработка и апробация профилактических программ, формирующих устойчивые психологические защиты для детей 5-10 лет (театральные постановки, игры, сказки).
  • Разработка профилактических программ для подростков и старших школьников, направленных на формирование высокого уровня конфликтной компетентности в области возрастно значимых проблем.
  • Разработка и создание профилактических видеопрограмм диалогического характера, обеспечивающих участие и формирование субъектного критического отношения к зависимостям .
  • Разработка и реализация непрямых способов профилактики через учебные курсы и социальные проекты, обеспечивающие активное участие школьников в положительных социальных преобразованиях.
  • Разработка и апробация диагностических программ для определения групп риска:

    а) для начальной школы;

    б) компьютерные программы для подростков.

  • Разработка и проведение информационных семинаров для педагогов и родителей.
  • Запуск профилактических программ в пилотных школах.
  • Проведение экспертизы проектных работ.

Участники проекта — учителя, психологи, врачи. Работа ведется совместно с Краевым наркологическим диспансером, кафедрой психологии развития Красноярского Государственного Университета, а также с пилотными школами г. Красноярска.

Проектная группа Красноярского регионального отделения общества психологов РФ осуществляет работу на базе Красноярской университетской гимназии «Универс» при Красноярском госуниверситете и Региональном центре развития образования. Эта школа является Федеральной экспериментальной площадкой и Региональным методическим центром по инновационным технологиям и образовательной практики. В школе регулярно проводятся семинары для педагогов Сибири и Дальнего Востока.

В связи с этим существует реальная возможность распространения опыта работы в школах региона.