Профильное обучение в сельской малокомплектной школе

В 2002 году Министерством образования РФ утверждена концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования. Предлагаемые модели сложно реализовать в условиях сельской малочисленной школы.

Во-первых, потому, что учителя сельской малочисленной и малокомплектной школы имеют недостаточное количество учебных часов для осуществления профильного обучения, т.к. их нагрузка в нашей стране зависит от количества классо-комплектов в школе.

Во-вторых, в условиях малочисленной школы невозможно иметь специалистов высокого класса по всем профилям, заявленным в концепции Министерства образования.

В некоторых малочисленных сельских школах идут по пути наименьшего сопротивления – концентрируют курсы профильные и элективные по одному, в крайнем случае, по двум профилям. Только что не возвращаются в старые времена, когда выпускники сельской школы шли всем классом на ферму, а маленькой городской – на стройку. Сейчас, как и в прежние времена, сельский школьник не имеет выбора, но теперь уже из-за неразрешенной кадровой проблемы – неготовности педагогов. Поэтому качество профильного обучения сельских школьников ориентировано на заведомо более низкий уровень по сравнению с городскими школами.

И всё-таки есть возможности повышения качества профильного обучения сельских школьников, в частности, за счет сетевой организации.

Нам симпатичны два варианта этой модели, предложенные в концепции Министерства образования РФ, но для Сибири, в том числе Красноярского края они не вполне приемлемы. Причины этого в условиях, в которых реально находятся сельские малокомплектные и малочисленные школы края.

Первый вариант, указанный в концепции, не очень удобен, т.к. большие расстояния между школами. Конечно, среди школ, находящихся недалеко друг от друга (9-30 км), можно выбрать одну такую, которая станет для остальных «ресурсным центром». Однако, в условиях сибирской зимы, длящейся с ноября по апрель, доставлять учащихся в «ресурсный центр» зачастую опасно для здоровья. Экономически это тоже не выгодно.

И второй вариант, предлагаемый авторами концепции, трудно осуществим в наших условиях. Это также связано с большими расстояниями между населенными пунктами – селами и районными административными центрами или городами. Расстояния здесь исчисляются от 20 до 500 км. ВУЗы организуют для сельских школьников выездные платные подготовительные курсы по типу «воскресных школ», но на встречу с преподавателями выпускники приезжают раз в неделю. Такие курсы обычно проводятся на базе одного из образовательных учреждений районного центра. Из-за существующей сегодня транспортной проблемы курсы посещает незначительное количество школьников, живущих вне райцентра. К тому же и плата за обучение школьников родители которых заняты в сельском хозяйстве, и не получают заработную плату по 6-7 лет, непосильна.

Желание разрешить все-таки задачу профильного обучения старшеклассников заставила нас искать другие идеи. Одна из них появилась за счет взаимодействия педагогических коллективов школ «простого товарищества» Шушенского района.

Суть идеи в следующем. Профильное обучение реализуется в режиме дистанционного обучения с использованием средств информационно-коммуникативных технологий. В старшей ступени пяти общеобразовательных школ «товарищества» формируются профильные группы учащихся, которые обучаются, в основном, дистанционно.

Профильное обучение осуществляется группой педагогов, которые могут находиться в разных школах. В группе – ведущий учитель (учителя), преподаватели элективных курсов, кураторы профильных групп. Ведущие учителя выделяются из числа наиболее подготовленных педагогов «товарищества». В обязанности учителей, ведущих профильные и элективные курсы, входит подготовка учебного материала для учащихся и обучение их в дистанционном режиме. Кураторы профильных групп организуют процесс составления индивидуальных образовательных программ учащихся и отвечают за их реализацию. Кроме того, кураторы являются теми людьми, которые «сопровождают» детей в процессе дистанционного обучения. Они организуют выполнение полученных заданий в условиях разновозрастных и разноуровневых учебных групп, помогают выявить трудности, возникающие в ходе учебного процесса, оформить запрос ведущему учителю или учителю элективного курса, определяют необходимость очных консультаций, поддерживают взаимодействие с родителями учащихся и т.д.

Не менее одного раза в четверть организуются очные встречи учащихся с преподавателями профиля (так называемые, очные сессии). Цели и задачи очных сессий могут быть разные – установочные, зачетные, лабораторно-практические, поисково-исследовательские и пр. В числе таких встреч и т.н. «зимние и летние школы», где кроме задач профильного обучения решаются и задачи воспитания и социализации выпускников.

Наряду с профилями, реализующимися в режиме дистанционного обучения, предполагаются и «очные». Например, так изучается технологический профиль– специальности «тракторист-машинист», «парикмахер» и т.д.

Базовые общеобразовательные предметы выдаются в обычном режиме учителями-предметниками каждой школы.

Управление процессом профильного обучения осуществляется директорским корпусом «товарищества». Ответственность распределена между директорами школ следующим образом: • организация разновозрастных профильных групп учащихся; • обеспечение процесса самоопределения школьников по отношению к профилям обучения:  естественно-математическому, гуманитарному, социально-экономическому,  технологическому; • организация процесса обучения: составление расписания для базовых, профильных и  элективных курсов для учащихся всех школ; • подготовка кадров и распределение функциональных обязанностей (ведущий учитель,

  куратор, консультант и т.д.) в группе учителей профильного обучения.

У директора есть своя команда управления профильным обучением, которая решает оперативно-тактические вопросы.

Курирование профильного обучения ведут специалисты районного отдела образования.

Реализация этой модели связана с определенными трудностями и проблемами, которые переоформляются в ряд задач. Среди них: • подготовка педагогов профильного обучения и учащихся будущих профильных групп к работе  со средствами информационно-коммуникативных технологий; • адаптация учебных материалов к использованию их в режиме дистанционного обучения; • разработка и организация системы очного, заочного взаимодействия педагогов и учащихся; • отработка различных элементов дистанционного обучения в режиме эксперимента; • подготовка «технической основы» дистанционного обучения – дополнительное оснащение  образовательных учреждений компьютерной техникой, подготовка технических  информационных каналов; • разработка системы управления профильным обучением, нормативно-правовой основы и

  другие задачи.

Решение этих задач – прерогатива не только всего педагогического сообщества «товарищества» школ и отдела образования администрации Шушенского района. В разработке и реализации модели принимают участие Главное управление образования администрации Красноярского края, Красноярский краевой институт повышения квалификации работников образования, региональный центр Федерации Интернетобразования.

Участниками «простого товарищества» являются пять школ Шушенского района Красноярского края: Иджинская (директор Кабыш Н.С.), Синеборская (директор Калинин Е.М.), Ильичевская (директор Киримов В.Ю.), Казанцевская (директор Белоногова А.А.), Каптыревская (директор Макарчук А.В.). Количество учащихся – от 134 до 460. Расстояние между школами – 9 – 60 км.

Взаимодействие школ района основано на договорных началах. Управление «товариществом» носит государственно-общественный характер: в нем есть т.н. «попечительский слой». Попечители рассматривают приоритетные направления развития школ, помогают создавать условия для обучения и воспитания сельских школьников, постоянно привлекают внимание общественности к событиям, которые проживают школы «товарищества».

Совместная деятельность школ – членов товарищества осуществляется в следующих направлениях: социокультурный комплекс; профильное обучение старшеклассников; усиление общественной составляющей в управлении образованием.

Простое товарищество пяти школ является Федеральной экспериментальной площадкой в программе реструктуризации сельских школ России.
Назад