МОУ Покатеевская средняя общеобразовательная школа
П Р О Г Р А М М А
«ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ»
с.Покатеево, ул.Советская 36
тел. 94-2-12
e-mail: pokateevo-school@mail.ru pokateevo-school1965@rambler.ru
сайт: http://pokateevo.mmc24410.cross-edu.ru/p14aa1.html
Паспорт программы
Наименование программы |
Программа информатизации Муниципального общеобразовательного учреждения «Покатеевская средняя общеобразовательная школа» |
Нормативно–правовая база программы |
Устав школы, Концепция федеральной целевой программы «Развитие информатизации в России на период до 2010 года», Программа развития педагогического образования России на 2001-2010 годы |
Заказчик программы |
Администрация МОУ Покатеевская средняя общеобразовательная школа |
Разработчики программы |
В.П. Войнич – директор МОУ Покатеевская СОШ Т.С. Аношенко зам. директора по ВР МОУ Покатеевская СОШ, О.В. Загарина – учитель информатики МОУ Покатеевская СОШ |
Сроки реализации программы |
2007-2009 год |
Контроль за исполнением программы |
В.П. Войнич – директор МОУ Покатеевская СОШ |
Введение
Главная цель информатизации — обеспечить повышение качества и уровня жизни населения за счет широкого использования информационных ресурсов и технологий в образовании.
Основой информатизации является создание условий для развития интегрированной информационной среды на базе информационного пространства, которое представляет собой совокупность информационных ресурсов и систем, телекоммуникационных систем и сетей, функционирующих на основе взаимоувязанных принципов, обеспечивающих оптимальное информационное взаимодействие субъектов, а также наиболее полное удовлетворение их информационных потребностей.
Интегрированная информационная среда включает в себя следующие основные компоненты:
— информационные ресурсы и системы, механизмы предоставления услуг на их основе;
— телекоммуникационную среду;
— организационную инфраструктуру, обеспечивающую устойчивое развитие информационной среды;
— систему подготовки и переподготовки специалистов и пользователей информационной среды.
Организационно — технические и технологические аспекты развития интегрированной информационной среды должны учитывать требования, которые включают необходимость:
— обеспечения возможности вертикальной и горизонтальной интеграции имеющихся и вновь создаваемых информационных систем при соблюдении единства организационных, технических и технологических составляющих;
— строгого соблюдения имеющихся государственных и международных стандартов в области информационно — вычислительных сетей и средств связи, информационных ресурсов и систем, использования сертифицированных и легальных программных и аппаратных средств;
— обеспечения информационной безопасности и многоуровневой защиты информации от несанкционированного доступа, включая гарантии подлинности передаваемой информации в телекоммуникационных системах;
— формирования и использования информационных ресурсов на основе идеологии информационных хранилищ и открытых систем, обеспечивающих возможность совместного использования различных аппаратных платформ и операционных систем.
Приоритетными задачами информатизации являются:
— развитие информационных, телекоммуникационных технологий, в т. ч. полномасштабное внедрение их в систему образования;
— эффективное формирование и использование информационных ресурсов, обеспечение широкого и свободного доступа к ним.
Цель Программы информатизации:
Формирование базовой культуры личности участника образовательного процесса и развитие ключевых познавательных компетенций, которые обеспечат становление способности к учению, и обучению, к овладению социальными навыками общения с другими людьми и успешное освоение программы образования через использование ИКТ.
Задачи Программы информатизации:
1. Блок
«Формирование профессиональных компетенций педагогов»
- Изменение содержания и технологий образования через использование информационно-коммуникативных технологий для повышения качества образования учащихся.
- Повышение уровня профессиональной квалификации педагогов по использованию информационно-коммуникативных технологий.
- Формирование у участников образовательного процесса навыков использования инфрмационно-коммуникационных технологий для решения творческих образовательных задач.
- Использование ЦОРов в учебной и воспитательной деятельности.
2. Блок
«Использование ИКТ – ресурсов в практической деятельности»
· Расширение опыта организации образовательного процесса с использованием информационно-коммуникационных технологий.
· Формирование информационной культуры учащихся, повышение их уровня общеобразовательной и профессиональной подготовки в области современных информационных технологий.
· Расширение числа административных кадров образовательного учреждения, способных эффективно использовать в управленческой деятельности ИКТ
3. Блок
«Оснащенность УМК»
- Пополнение банка программно-педагогических средств для использования компьютерной техники в учебном процессе
4. Блок
«Техническая оснащенность»
- Развитие и совершенствование материальной базы школы.
- Создание условий для персонального доступа к компьютеру обучающимся и сотрудникам школы.
Общие сведения |
||
№ п/п |
Показатель |
Значение |
1 |
Субъект Российской Федерации |
Красноярский край |
2 |
Полное название учреждения |
Муниципальное общеобразовательное учреждение Покатеевская средняя общеобразовательная школа |
3 |
Почтовый адрес |
663765 Красноярский край Абанский район с.Покатеево ул.Советская 36 |
4 |
Телефон |
83916394212 |
5 |
Адрес электронной почты |
pokateevo-school1965@rambler.ru |
6 |
Интернет-сайт |
|
7 |
Численность учащихся |
102 (2007-2008 уч.год) |
Техническая оснащенность |
||
№ п/п |
Показатель |
Значение |
8 |
Количество компьютеров (всего) |
20 |
9 |
Количество компьютеров, используемых в учебном процессе |
20 |
10 |
Количество компьютеров, используемых в административных целях |
4 |
11 |
Количество классов (учебных помещений), оснащенных средствами вычислительной техники |
1 |
12 |
Количество компьютеров, используемых в классах (учебных помещениях) |
8 |
13 |
Количество переносимых компьютеров (ноутбуков), используемых в учебном процессе |
8 |
14 |
Наличие локальной вычислительной сети (ЛВС) школы |
Сеть существует в пределах компьютерного класса и учительской |
15 |
Количество компьютеров, подключенных к ЛВС школы |
7 |
16 |
Количество принтеров |
6 |
17 |
Наличие (количество единиц) презентационного оборудования (проекторы, видеопроекторы), используемого в учебном процессе |
4 |
18 |
Цифровой фотоаппарат |
1 |
19 |
Видеомагнитофон |
1 |
20 |
Телевизор |
1 |
21 |
Интерактивная доска |
2 |
22 |
Цифровой микроскоп |
1 |
23 |
Цифровая географическая площадка |
1 |
24 |
Интерактивный планшет |
6 |
25 |
комплект демонстрационного оборудования с программой «L-MIKRO» для кабинета физики |
1 |
26 |
модернизация материальной базы кабинетов географии, математики, химии, биологии |
|
27 |
велотренажер |
1 |
28 |
тренажер беговая дорожка |
1 |
29 |
Компьютерная мебель |
8 |
30 |
Музыкальный центр |
1 |
31 |
Цифровая видеокамера |
1 |
32 |
Сканер |
2 |
Специальные программные средства, кроме программных средств общего назначения |
||
№ п/п |
Показатель |
Значение |
1 |
Наличие обучающих компьютерных программ и электронных версий учебных пособий по отдельным предметам или темам (количество) |
70 |
2 |
Наличие программ компьютерного тестирования учащихся (да/нет) |
да |
3 |
Наличие электронных версий справочников, энциклопедий, словарей и т.п. (да/нет) |
да |
4 |
Наличие специальных программ автоматизации процессов обучения (электронное расписание, электронный журнал) (да/нет) |
да |
5 |
Наличие программ для решения организационных, управленческих и экономических задач учреждения (кадровое, бухгалтерское ПО и т.п.) (да/нет) |
Да |
Доступ в Интернет |
||
№ п/п |
Показатель |
Значение |
1 |
Наличие доступа в Интернет (да/нет) |
да |
2 |
Количество ПК, имеющих доступ в Интернет |
7 |
Анализ ситуации
В МОУ Покатеевская средняя общеобразовательная школа на начало 2007 года насчитывается 102 учащихся. Педагогический состав — 21 учителей, имеют высшее образование 9 человек, 4 – педагога, получающих высшее образование.
1 категория — 6 учителей,
2 категория — 11учителей,
8 разряд – 1 учитель,
7 разряд – 3 учителя.
С 2006 года в школе создана школьная команда по информатизации в составе 5 человек, ответственная за информатизацию назначен директор школы. Началась работа по созданию программы информатизации на 2006-2007 год, которая была в большей степени реализована и назрела необходимость создания новой программы информатизации.
В настоящее время в школе 20 компьютеров (1 компьютерный класс — 8 компьютеров, 2 компьютера – в учительской, 2 ноутбука – у администрации школы, 1 ноутбук с доступом в Интернет – в Хиндичетская НОШ (филиал МОУ Покатеевская СОШ), 7 компьютеров находится в общем пользовании учителей школы).
Проучено учителей и управленческих кадров:
Пользователей – 5; на уровне применения ИКТ в учебном процессе – 5; обучаются в школе – 8, на базе ММЦ планируется проучить 3 учителя-предметника; в Интернет – центре – 1; по программе Хронограф — 2.
В школе 13 учебных кабинетов, библиотека, спортивный зал, столовая.
17 учителей владеют компьютером (5 — в совершенстве, 12 — частично). Мотивы использования информационных технологий самые разнообразные: повышение уровня профессиональной культуры, повышение уровня информационной грамотности, возможность использовать методические разработки, возможность самореализации и самоутверждения, развитие плодотворного сотрудничества с учащимися школы и другие.
Преподавание информатики в школе ведется с 5 по 11 класс. Учитель работает по следующей программе: Макарова Н. В. Программа по информатике (системно-информационная концепция). СПб.: Питер, 2007. для учащихся 5-11 классов
В школе создается банк данных нормативно-распорядительной документации. В школе создана медиатека: дисков 70.
В библиотеке создана и пополняется медиатека, по трем направлениям: 1. ЦОР для учителя предметника и ученика 2. ЦОР, созданные учителями школы 3. ЦОР, созданные учениками школы.
Создан лекционный зал на базе кабинета информатики с 01.12.2007 года. Использование в образовательном процессе и дополнительном образовании ресурса ИНТЕРНЕТ учениками и учителями. Участие в ИНТЕРНЕТ – конференциях, олимпиадах, интеллектуальных играх, конкурсах.
Мониторинг, проведённый среди ученического и учительского коллектива школы, показал следующее: с 2006 по 2007 год, резко увеличилось количество компьютеров у школьников и учителей дома.
Ежегодно в школе проводится научно-практическая конференция, а также наша школа принимает активное участие в конференциях («Шаг навстречу»).
Мы продолжаем работу над административной базой данных, которая содержит информацию о педагогах и учениках, а также журнал итоговой успеваемости учащихся. (КИАСОУ).
В настоящее время ведется большая работа по сопровождению WEB-сайта нашего заведения. В работе участвуют и учащиеся, и учителя. Одни подбирают материал, другие обрабатывают его в ракурсе своего видения, третьи набирают тексты. На сайте имеется форум, на котором планируется обсуждение интересной темы ученика с учителем и т.д. Самое главное в нашей работе — регулярное обновление сайта.
В школе создана локальная сеть с выходом в Интернет, которая объединяет кабинеты информатики, учительскую. Выход в Интернет осуществляется по выделенному каналу, со скоростью 100 Кбит/сек. На этом этапе ученики активно используют электронную почту, умеют искать информацию в сети Интернет, помогают учителям в подготовке и проведении уроков с использованием ИКТ.
Появление видеопроекторов, увеличение количества цифровых учебных материалов привело к росту спроса к проекционной технике. В этот период у нас имеется 4 проектора.
Школа реализует программу развития «Адаптивная школа»
2006 г. — участница приоритетного национального проекта «Образование» — получение кабинета физики.
2007 г. — победитель приоритетного национального проекта «Образование» — 1 000 000 руб.
2008 г. — Аношенко Елена Михайловна, учитель русского языка, победитель «Конкурса поощрения лучших учителей» – 100 000 руб.
Вместе с тем остаются нерешенными следующие проблемы:
Одной из самых серьезных проблем является то, что сегодня нет системы сопровождения техники. У малоопытных пользователей, какими на первых порах, безусловно, будут учителя, постоянно возникает масса самых элементарных вопросов, решением которых в крупных компаниях и организациях занимаются обычно специально выделенные сотрудники служб технической поддержки или системные администраторы. А к кому должны обращаться за помощью учителя?
Как правило, во время действия гарантийных обязательств поставщиков — проблем нет, но по истечении гарантий возникает проблема, как ремонта, так и модификации физически и морально устаревающей техники.
Наряду с техническим сопровождением компьютеров, не менее серьезными являются проблемы внедрения ИКТ в учебный процесс. А именно:
Работа тех педагогов, кто занимается внедрением ИКТ в учебный процесс или вовсе не оплачивается, или оплачивается мизерно.
Нам не удалось организовать в достаточной степени мотивацию учителей в использовании ИКТ технологий в учебно-воспитательном процессе.
Для эффективного использования компьютеров в школе компьютеры были объединены в локальную сеть. Необходим специалист по администрированию сети.
Ожидаемые результаты
После реализации данной программы можно ожидать получения следующих результатов:
· Компьютерная грамотность каждого учителя.
· Высокоэффективная организация учебного труда.
· Повышение качества образования.
· Соответствие учебно-педагогического процесса современным требованиям.
· Повышение уровня ИКТ компетенции всех участников образовательного процесса.
· Улучшение организации управления, повышение эффективности и качества управленческого труда.
· Обеспечение бесперебойного функционирования существующих информационных систем.
· Повышение качества управленческих решений за счёт использования более полной и достоверной оперативной информации на всех уровнях образовательного процесса.
· Обеспечение доступа учащихся и преподавателей к глобальным информационным ресурсам.
· Создание электронных средств обучения и программно-методического обеспечения.
· Создание условий для развития технологии интерактивного дистанционного обучения.
· Создание системы методической поддержки преподавателей всех уровней в области новых информационных технологий.
· Повышение рейтинга школы.
Управление программой
1. Ввести дополнительную ставку в штатное расписание для обеспечения реализации программы.
2. В конце каждого полугодия анализировать и оценивать степень реализации программы и проводить необходимую коррекцию.
3. Рассмотреть вопрос о доплатах учителям, активно участвующим в реализации программы, утвердив ее в положении о доплатах.
Содержание работы
Задачи |
Содержание работы |
Сроки |
Ожидаемые результаты |
Ответственный |
|
Блок «Формирование профессиональных компетенций педагогов» |
Практическое освоение преподавателями компьютерных технологий в области обучения через курсовую подготовку и самообразование. |
Курсы по основам информационно-коммуникационных технологий для желающих (в ММЦ). |
2007-2009 учебный год |
100% обучение коллектива |
Директор школы |
Использование системы дистанционного обучения |
2008-2009 учебный год |
3 человека |
Зам.директора по УВР |
||
Участие учителей в телекоммуникационных проектах, викторинах, дистанционных конференциях, конкурсах. |
2007-2009 учебный год |
30% педагогов |
Зам.директора по УВР |
||
Использование ЦОРов в учебной и воспитательной деятельности |
Использование ЦОРов: для подготовки к урокам для проведения учебных занятий |
2007-2009 учебный год |
от 25% до 60% |
Зам.дирктора по ВР |
|
Ознакомление учителей-предметников с медиатекой школы, медиатекой ММЦ с вновь поступившими цифровыми образовательными ресурсами (ЦОР) |
2007-2009 учебный год |
1 раз в квартал |
Библиотекарь, учитель информатики Зам.директора по УВР |
||
Организация обмена опытом через: проведение круглых столов учителей-предметников проведение открытых учебных занятий школьный конкурс ЦОР |
1 раз в четверть 10 уроков в год 1 раз в год |
||||
Разработка и внедрение учителями-предметниками собственных ЦОР |
Выпуск диска с творческими работами педагогов (ЦОР) |
||||
Консультирование по организации поиска материалов в школьной медиатеке, ИНТЕРНЕТЕ, ММЦ к урокам для учителей и учащихся. |
|||||
Методическое сопровождение внедрения ИКТ в учебный процесс |
Организация информационного взаимодействия внутри школы и с другими образовательными учреждениями, с ММЦ. Обмен опытом работы с другими ОУ. Консультации специалистов ММЦ по запросам учителей. |
2007-2009 учебный год |
Мастер-классы — 3 Открытые занятия-2 Участие в конкурсах – 25% |
Директор школы |
|
Создание единого информационного пространства МОУ Покатеевская средняя общеобразовательная школа «Учащийся – учитель – администрация – родитель – общественность – власть». |
Создание банка данных опыта работы учителей и учащихся в области ИКТ. |
2007-2009 учебный год |
Каталог электронных ресурсов |
Учитель информатики, зам директора по УВР |
|
Оформление, накопление своих педагогических находок учителями. |
2008-2009 учебный год |
Медиатека пополнится 10 авторскими дисками |
Зам.директора по УВР |
||
Постепенное обеспечение работы динамических разделов школьного сайта. Администрирование и поддержка в актуальном виде школьного сайта Дизайнерская разработка и создание новых разделов школьного сайта |
2007-2009 учебный год |
Создание блога школы 1 раз в две недели |
Учитель информатики |
||
Внедрение систем компьютерного мониторинга качества образования |
2008-2009 учебный год |
Анализ работы школы 1 раз в четверть, в год |
Директор, зам.директора |
||
Блок «Использование ИКТ – ресурсов в практической деятельности» |
Расширение опыта организации образовательного процесса с использованием информационно-коммуникационных технологий. |
Создание тестов по предметам школьного курса. |
2008-2009 учебный год |
Русский язык Физика Химия Информатика |
Учитель информатики |
Вовлечение учащихся в проектную деятельность с использованием средств информационно-коммуникационных технологий (написание учащимися самостоятельно или совместно с учителями-предметниками презентаций, сайтов и программ для компьютерной поддержки уроков) |
2007-2009 учебный год |
50% учащихся |
Учителя-предметники, педагоги дополнительного образования |
||
Формирование информационной культуры учащихся, повышение их уровня общеобразовательной и профессиональной подготовки в области современных информационных технологий. |
Дистанционное образование школьников по выбранным ими предметам. |
2008-2009 учебный год |
5% |
Зам.директора по УВР |
|
Участие в районных, городских, всероссийских конкурсах с применением ИКТ |
2007-2009 учебный год |
10% |
Учитель информатики |
||
Участие в городских, региональных конкурсах компьютерного творчества, олимпиадах |
2007-2009 учебный год |
10% |
Учитель информатики |
||
Участие школьников в дистанционных предметных конкурсах и олимпиадах с помощью Интернета |
2007-2009 учебный год |
10% |
Учителя-предметники |
||
Проведение профориентации для учащихся 7-11 классов с использованием ИКТ: Через on-lain тестирование Виртуальные экскурсии по учебным заведениям края. |
2007-2009 учебный год 1 раз в год Апрель каждого года |
База «Абитуриент» |
Педагог-психолог, социальный педагог |
||
Проведение «Недели информатики и ИКТ» |
Март каждого года |
Пополнение медиатеки двумя дисками |
Учитель информатики |
||
Дополнительное образование по информационно-коммуникационным технологиям (4 ч. кружковая работа) |
2007-2009 учебный год |
В соответствии с программами кружков |
Учитель информатики |
||
Проведение элективных курсов по информатике и ИКТ в 9 кл. «Странички Интернета» |
2007-2008 учебный год |
По 11 учеников |
Учитель информатики |
||
Работа студий: фотостудии, видеостуди, компьютерной графики, журналистики |
2007-2009 учебный год |
В соответствии с программами студий |
Зам.директора по УВР |
||
Создание портфолио учителя и учащихся |
2007-2009 учебный год |
Электронное портфолио выпускника |
Зам.директора по УВР |
||
Организация издательской деятельности в школе (материалы для внутреннего пользования) |
2007-2009 учебный год |
Оформленные материалы в виде папок, брошюр, листовок и т.д. |
Директор |
||
Расширение числа административных кадров образовательного учреждения, способных эффективно использовать в управленческой деятельности ИКТ |
Работа с управленческими базами данных (КИАСУО) Развитие единой системы электронного документооборота Участие в организации проведения и мероприятиях Интернет — форума. |
2007-2008 учебный год |
Подготовлены все члены администрации к работе с базой |
Директор |
|
Проведение пед.советов, посвященных проблемам и процессу информатизации в ОУ |
2007-2009 учебный год 1 раз в четверть |
Решения педсовета |
Зам.директора по УВР |
||
Блок «Оснащенность УМК» |
Пополнение банка программно-педагогических средств для использования компьютерной техники в учебном процессе |
Приобретение: ° электронных мультимедийных учебников, ° контролирующих и обучающих программ по предметам, ° автоматизированных лабораторных практикумов, ° компьютерных справочников и энциклопедий и т.д. (по заявкам учителей) ° Осуществление заказа книг в публичных библиотеках через Internet |
2007-2009 учебный год |
Пополнение медиатеки 5 лицензионных дисков |
библиотекарь |
Автоматизация работы библиотеки. Внедрение программы MARK-SQL. |
2008-2009 учебный год |
Использование программы MARK-SQL |
Директор Библиотекарь |
||
Блок «Техническая оснащенность» |
Развитие и совершенствование материальной базы школы Создание условий для персонального доступа к компьютеру обучающимся и сотрудникам школы. |
Обеспечение постоянного доступа в Интернет. |
2007-2009 учебный год |
Добавление в смету оплаты услуг Интернета |
Директор |
Расширение локальной сети кабинета информатики и учительской, библиотеки |
2007-2009 учебный год |
До 16 машин |
Учитель информатики |
||
Составление расписания работы компьютерного класса в урочное и внеурочное время. |
2007-2009 учебный год |
Расписание |
Учитель информатики |
||
Обеспечение работоспособности компьютеров школы (техническое и программное обеспечение, в том числе, Интернет) |
2007-2009 учебный год |
Договор с ММЦ |
Директор, учитель информатики |