Программа по информатизации

 

МОУ Покатеевская средняя общеобразовательная школа

П Р О Г Р А М М А

«ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ»

с.Покатеево, ул.Советская 36

тел. 94-2-12

e-mail: pokateevo-school@mail.ru      pokateevo-school1965@rambler.ru

сайт: http://pokateevo.mmc24410.cross-edu.ru/p14aa1.html

Паспорт программы

Наименование программы

Программа информатизации Муниципального общеобразовательного учреждения «Покатеевская средняя  общеобразовательная школа»

Нормативно–правовая база программы

Устав школы, Концепция федеральной целевой программы «Развитие информатизации в России на период до 2010 года», Программа развития педагогического образования России на 2001-2010 годы

Заказчик программы

Администрация МОУ Покатеевская средняя общеобразовательная школа

Разработчики программы

В.П. Войнич – директор МОУ Покатеевская СОШ

Т.С. Аношенко  зам. директора по ВР МОУ Покатеевская СОШ,

О.В. Загарина  – учитель информатики МОУ Покатеевская СОШ

Сроки реализации программы

2007-2009 год

Контроль за исполнением программы

В.П. Войнич  – директор МОУ Покатеевская СОШ

Введение

Главная цель  информатизации — обеспечить повышение качества и уровня жизни населения за счет широкого использования информационных ресурсов и технологий в образовании.

Основой информатизации является создание условий для развития интегрированной информационной среды на базе информационного пространства,  которое представляет собой совокупность информационных ресурсов и систем, телекоммуникационных систем и сетей, функционирующих на основе взаимоувязанных принципов, обеспечивающих оптимальное информационное взаимодействие субъектов, а также наиболее полное удовлетворение их информационных потребностей.

Интегрированная информационная среда включает в себя следующие основные компоненты:

— информационные ресурсы и системы, механизмы предоставления услуг на их основе;

— телекоммуникационную среду;

— организационную инфраструктуру, обеспечивающую устойчивое развитие информационной среды;

— систему подготовки и переподготовки специалистов и пользователей информационной среды.

Организационно — технические и технологические аспекты развития интегрированной информационной среды  должны учитывать требования, которые включают необходимость:

— обеспечения возможности вертикальной и горизонтальной интеграции имеющихся и вновь создаваемых  информационных систем при соблюдении единства организационных, технических и технологических составляющих;

— строгого соблюдения имеющихся государственных и международных стандартов в области информационно — вычислительных сетей и средств связи, информационных ресурсов и систем, использования сертифицированных и легальных программных и аппаратных средств;

— обеспечения информационной безопасности и многоуровневой защиты информации от несанкционированного доступа, включая гарантии подлинности передаваемой информации в телекоммуникационных системах;

— формирования и использования информационных ресурсов на основе идеологии информационных хранилищ и открытых систем, обеспечивающих возможность совместного использования различных аппаратных платформ и операционных систем.

Приоритетными задачами информатизации являются:

— развитие информационных, телекоммуникационных технологий, в т. ч. полномасштабное внедрение их в систему образования;

— эффективное формирование и использование информационных ресурсов, обеспечение широкого и свободного доступа к ним.

Цель Программы информатизации:

Формирование базовой культуры личности участника образовательного процесса и развитие ключевых познавательных компетенций, которые обеспечат становление способности к учению, и обучению, к овладению социальными  навыками общения с другими людьми и успешное  освоение программы образования через использование ИКТ.

Задачи Программы информатизации:

1. Блок

«Формирование профессиональных компетенций педагогов»

  • Изменение  содержания и технологий образования через использование информационно-коммуникативных технологий для повышения качества образования учащихся.
  • Повышение  уровня профессиональной квалификации педагогов  по  использованию информационно-коммуникативных технологий.
  • Формирование у участников образовательного процесса навыков использования инфрмационно-коммуникационных технологий для решения творческих образовательных задач.
  • Использование ЦОРов в учебной и воспитательной деятельности.

2. Блок

«Использование ИКТ – ресурсов в практической деятельности»

·                    Расширение опыта организации образовательного процесса  с использованием информационно-коммуникационных технологий.

·                    Формирование информационной культуры учащихся, повышение их уровня общеобразовательной и профессиональной подготовки в области современных информационных технологий.

·                    Расширение числа административных кадров образовательного учреждения, способных эффективно использовать в управленческой деятельности ИКТ

3. Блок

«Оснащенность УМК»

  • Пополнение банка программно-педагогических средств для использования компьютерной техники в учебном процессе

4. Блок 

«Техническая оснащенность»

  • Развитие и совершенствование материальной базы школы.
  • Создание условий для персонального доступа к компьютеру обучающимся и сотрудникам школы.

 Общие сведения

№ п/п

Показатель

Значение

1

Субъект Российской Федерации

Красноярский край

2

Полное название учреждения

Муниципальное общеобразовательное учреждение Покатеевская средняя общеобразовательная школа

3

Почтовый адрес

663765 Красноярский край Абанский район с.Покатеево ул.Советская 36

4

Телефон

83916394212

5

Адрес электронной почты

pokateevo-school@mail.ru

pokateevo-school1965@rambler.ru

6

Интернет-сайт

http://pokateevo.mmc24410.cross-edu.ru/p14aa1.html

7

Численность учащихся

102 (2007-2008 уч.год)

Техническая оснащенность

№ п/п

Показатель

Значение

8

Количество компьютеров (всего)

20

9

Количество компьютеров, используемых в учебном процессе

20

10

Количество компьютеров, используемых в административных целях

4

11

Количество классов (учебных помещений), оснащенных средствами вычислительной техники

1

12

Количество компьютеров, используемых в классах (учебных помещениях)

8

13

Количество переносимых компьютеров (ноутбуков), используемых в учебном процессе

8

14

Наличие локальной вычислительной сети (ЛВС) школы

Сеть существует в пределах компьютерного класса и учительской

15

Количество компьютеров, подключенных к ЛВС школы

7

16

Количество принтеров

6

17

Наличие (количество единиц) презентационного оборудования (проекторы, видеопроекторы), используемого в учебном процессе

4

18

Цифровой фотоаппарат

1

19

Видеомагнитофон

1

20

Телевизор

1

21

Интерактивная доска

2

22

Цифровой микроскоп

1

23

Цифровая географическая площадка

1

24

Интерактивный планшет

6

25

 комплект  демонстрационного оборудования с программой «L-MIKRO» для  кабинета физики

1

26

модернизация материальной базы кабинетов географии, математики, химии, биологии

27

велотренажер

1

28

тренажер беговая дорожка

1

29

Компьютерная мебель

8

30

Музыкальный центр

1

31

Цифровая видеокамера

1

32

Сканер

2

Специальные программные средства, кроме программных средств общего назначения

№ п/п

Показатель

Значение

1

Наличие обучающих компьютерных программ и электронных версий учебных пособий по отдельным предметам или темам (количество)

70

2

Наличие программ компьютерного тестирования учащихся (да/нет)

да

3

Наличие электронных версий справочников, энциклопедий, словарей и т.п. (да/нет)

да

4

Наличие специальных программ автоматизации процессов обучения (электронное расписание, электронный журнал) (да/нет)

да

5

Наличие программ для решения организационных, управленческих и экономических задач учреждения (кадровое, бухгалтерское ПО и т.п.) (да/нет)

Да

Доступ в Интернет

№ п/п

Показатель

Значение

1

Наличие доступа в Интернет (да/нет)

да

2

Количество ПК, имеющих доступ в Интернет

7

Анализ ситуации

В МОУ Покатеевская средняя общеобразовательная школа  на начало 2007 года насчитывается 102 учащихся. Педагогический состав — 21 учителей, имеют высшее образование 9 человек, 4 – педагога, получающих высшее образование.

1 категория —  6 учителей,

2 категория —  11учителей,

8 разряд – 1 учитель,

7 разряд – 3 учителя.

С 2006 года в школе создана школьная команда по информатизации в составе 5 человек, ответственная за информатизацию назначен директор школы. Началась работа по созданию программы информатизации на 2006-2007 год, которая была в большей степени реализована и назрела необходимость создания новой программы информатизации.

В настоящее время в школе 20 компьютеров (1 компьютерный класс — 8 компьютеров, 2 компьютера – в учительской, 2 ноутбука – у администрации школы, 1 ноутбук с доступом в Интернет – в Хиндичетская НОШ (филиал МОУ Покатеевская СОШ),  7 компьютеров находится в общем пользовании учителей школы).

Проучено учителей и управленческих кадров:

Пользователей – 5;  на уровне применения  ИКТ в учебном процессе – 5; обучаются в школе – 8, на базе ММЦ планируется проучить 3 учителя-предметника;  в Интернет – центре – 1; по программе Хронограф — 2.

  В школе 13 учебных кабинетов, библиотека, спортивный зал,  столовая.

 17 учителей владеют компьютером (5 — в совершенстве, 12 — частично). Мотивы использования информационных технологий самые разнообразные: повышение уровня профессиональной культуры, повышение уровня информационной грамотности, возможность использовать методические разработки, возможность самореализации и самоутверждения, развитие плодотворного сотрудничества с учащимися школы и другие.

Преподавание информатики в школе ведется с 5 по 11 класс. Учитель работает по следующей программе:  Макарова Н. В. Программа по информатике (системно-информа­ционная концепция). СПб.: Питер, 2007. для учащихся 5-11 классов

В школе создается банк данных нормативно-распорядительной документации. В школе создана медиатека: дисков 70.

В библиотеке создана и пополняется медиатека, по трем направлениям:  1. ЦОР для учителя предметника и ученика 2. ЦОР, созданные учителями школы 3. ЦОР, созданные учениками школы.

Создан лекционный зал на базе кабинета информатики с 01.12.2007 года. Использование в образовательном процессе и дополнительном образовании  ресурса ИНТЕРНЕТ учениками и учителями. Участие в ИНТЕРНЕТ – конференциях, олимпиадах, интеллектуальных играх, конкурсах.

Мониторинг, проведённый среди ученического и учительского  коллектива школы, показал следующее: с 2006 по 2007 год,  резко увеличилось количество компьютеров у школьников и учителей дома.

Ежегодно в школе проводится научно-практическая конференция, а также наша школа принимает активное участие в конференциях («Шаг навстречу»).

Мы продолжаем работу над административной базой данных, которая содержит информацию о педагогах и учениках, а также журнал итоговой успеваемости учащихся. (КИАСОУ).

В настоящее время ведется большая работа по сопровождению WEB-сайта нашего заведения. В работе участвуют и учащиеся, и учителя. Одни подбирают материал, другие обрабатывают его в ракурсе своего видения, третьи набирают тексты. На сайте имеется форум, на котором планируется обсуждение интересной темы ученика с учителем и т.д. Самое главное в нашей работе —  регулярное обновление сайта.   

В школе создана  локальная сеть с выходом в Интернет, которая объединяет кабинеты информатики, учительскую. Выход в Интернет осуществляется по выделенному каналу, со скоростью 100 Кбит/сек. На этом этапе ученики активно используют электронную почту, умеют искать информацию в сети Интернет, помогают учителям в подготовке и проведении  уроков с использованием ИКТ.

Появление видеопроекторов, увеличение количества цифровых учебных материалов привело к росту спроса к проекционной технике. В этот период у нас имеется 4 проектора.

Школа реализует программу развития «Адаптивная школа»

2006 г. —  участница приоритетного национального проекта «Образование» — получение кабинета физики.

2007 г. —  победитель  приоритетного национального проекта «Образование» —  1 000 000 руб.

2008 г. —  Аношенко Елена Михайловна, учитель русского языка, победитель «Конкурса поощрения лучших учителей» – 100 000 руб.

Вместе с тем остаются нерешенными следующие проблемы:

Одной из самых серьезных проблем является то, что сегодня нет системы сопровождения техники. У малоопытных пользователей, какими на первых порах, безусловно, будут учителя, постоянно возникает масса самых элементарных вопросов, решением которых в крупных компаниях и организациях занимаются обычно специально выделенные сотрудники служб технической поддержки или системные администраторы. А к кому должны обращаться за помощью учителя?

Как правило, во время действия гарантийных обязательств поставщиков — проблем нет, но по истечении гарантий возникает проблема, как ремонта, так и модификации физически и морально устаревающей техники.

Наряду с техническим сопровождением компьютеров, не менее серьезными являются проблемы внедрения ИКТ в учебный процесс. А именно:

Работа тех педагогов, кто занимается внедрением ИКТ в учебный процесс или вовсе не оплачивается, или оплачивается мизерно.

Нам не удалось организовать в достаточной степени мотивацию учителей в использовании ИКТ технологий в учебно-воспитательном процессе.

Для эффективного использования компьютеров в школе компьютеры были объединены в локальную сеть. Необходим специалист по администрированию сети.

Ожидаемые результаты

После реализации данной программы можно ожидать получения следующих результатов:

·        Компьютерная грамотность каждого учителя.

·        Высокоэффективная организация учебного труда.

·        Повышение качества образования.

·        Соответствие учебно-педагогического процесса современным требованиям.

·        Повышение уровня ИКТ компетенции всех участников образовательного процесса.

·        Улучшение организации управления, повышение эффективности и качества управленческого труда.

·        Обеспечение бесперебойного функционирования существующих информационных систем.

·        Повышение качества управленческих решений за счёт использования более полной и достоверной оперативной информации на всех уровнях образовательного процесса.

·        Обеспечение доступа учащихся и преподавателей к глобальным информационным ресурсам.

·        Создание электронных средств обучения и программно-методического обеспечения.

·        Создание условий для развития технологии интерактивного дистанционного обучения.

·        Создание системы методической поддержки преподавателей всех уровней в области новых информационных технологий.

·        Повышение рейтинга школы.

Управление программой

1.      Ввести дополнительную ставку в штатное расписание для обеспечения реализации программы.

2.      В конце каждого полугодия анализировать и оценивать степень  реализации программы и проводить необходимую коррекцию.

3.      Рассмотреть вопрос о доплатах учителям, активно участвующим в реализации программы, утвердив ее в положении о доплатах.

Содержание работы

Задачи

Содержание работы

Сроки

Ожидаемые результаты

Ответственный

Блок

«Формирование профессиональных компетенций педагогов»

Практическое освоение преподавателями компьютерных технологий в области обучения через курсовую подготовку и самообразование.

Курсы по основам информационно-коммуникационных технологий для желающих (в ММЦ).

2007-2009 учебный год

100% обучение коллектива

Директор школы

Использование системы дистанционного обучения

2008-2009 учебный год

3 человека

Зам.директора по УВР

Участие учителей в телекоммуникационных проектах, викторинах, дистанционных конференциях, конкурсах.

2007-2009 учебный год

30% педагогов

Зам.директора по УВР

Использование ЦОРов в учебной и воспитательной деятельности

Использование ЦОРов:

для подготовки к урокам

для проведения учебных занятий

2007-2009 учебный год

от 25% до 60%

Зам.дирктора по ВР

Ознакомление учителей-предметников  с медиатекой школы, медиатекой ММЦ с вновь поступившими цифровыми образовательными ресурсами (ЦОР)

2007-2009 учебный год

1 раз в квартал

Библиотекарь, учитель информатики

Зам.директора по УВР

Организация обмена опытом через:

проведение круглых столов учителей-предметников

проведение открытых учебных занятий

школьный конкурс ЦОР

1 раз в четверть

10 уроков в год

1 раз в год

Разработка и внедрение учителями-предметниками собственных ЦОР

Выпуск диска с творческими работами педагогов (ЦОР)

Консультирование по организации поиска материалов в школьной медиатеке, ИНТЕРНЕТЕ, ММЦ  к урокам для учителей и учащихся.

Методическое сопровождение внедрения ИКТ в учебный процесс

Организация информационного взаимодействия  внутри школы и с другими образовательными учреждениями, с ММЦ. Обмен опытом работы с другими ОУ.

 Консультации специалистов ММЦ по запросам учителей.

2007-2009 учебный год

Мастер-классы — 3

Открытые занятия-2

Участие в конкурсах – 25%

Директор школы

Создание единого информационного пространства МОУ Покатеевская средняя общеобразовательная школа  «Учащийся – учитель – администрация – родитель – общественность – власть».

Создание банка данных опыта работы учителей и учащихся в области ИКТ.

2007-2009 учебный год

Каталог электронных ресурсов

Учитель информатики, зам директора по УВР

Оформление, накопление своих педагогических находок учителями.

2008-2009 учебный год

Медиатека пополнится 10 авторскими дисками

Зам.директора по УВР

Постепенное обеспечение работы динамических разделов школьного сайта.

Администрирование и поддержка в актуальном виде школьного сайта

Дизайнерская разработка и создание новых разделов школьного сайта

2007-2009 учебный год

Создание блога школы

1 раз в две недели

Учитель информатики

Внедрение систем компьютерного мониторинга качества образования

2008-2009 учебный год

Анализ работы школы 1 раз в четверть, в год

Директор, зам.директора

Блок

«Использование ИКТ – ресурсов в практической деятельности»

Расширение опыта организации образовательного процесса  с использованием информационно-коммуникационных технологий.

Создание тестов по предметам школьного курса.

2008-2009 учебный год

Русский язык

Физика

Химия

Информатика 

Учитель информатики

Вовлечение учащихся в проектную деятельность с использованием средств информационно-коммуникационных технологий (написание учащимися самостоятельно или совместно с учителями-предметниками презентаций, сайтов и программ для компьютерной поддержки уроков)

2007-2009 учебный год

50% учащихся

Учителя-предметники, педагоги дополнительного образования

Формирование информационной культуры учащихся, повышение их уровня общеобразовательной и профессиональной подготовки в области современных информационных технологий.

Дистанционное образование школьников по выбранным ими предметам.

2008-2009 учебный год

5%

Зам.директора по УВР

Участие в районных, городских, всероссийских конкурсах с применением ИКТ

2007-2009 учебный год

10%

Учитель информатики

Участие в городских, региональных конкурсах компьютерного творчества, олимпиадах

2007-2009 учебный год

10%

Учитель информатики

Участие школьников в дистанционных предметных конкурсах и олимпиадах с помощью Интернета

2007-2009 учебный год

10%

Учителя-предметники

Проведение профориентации  для учащихся 7-11  классов с использованием ИКТ:

Через on-lain тестирование

Виртуальные экскурсии по учебным заведениям края. 

2007-2009 учебный год

1 раз в год

Апрель каждого года

База «Абитуриент»

Педагог-психолог, социальный педагог

Проведение «Недели информатики и ИКТ»

Март каждого года

Пополнение медиатеки двумя дисками

Учитель информатики

Дополнительное образование по информационно-коммуникационным технологиям (4 ч. кружковая работа)

2007-2009 учебный год

В соответствии с программами кружков

Учитель информатики

Проведение элективных курсов по информатике и ИКТ в 9 кл. «Странички Интернета»

2007-2008 учебный год

По 11 учеников

Учитель информатики

Работа студий: фотостудии,  видеостуди, компьютерной графики, журналистики

2007-2009 учебный год

В соответствии с программами студий

Зам.директора по УВР

Создание  портфолио учителя и учащихся

2007-2009 учебный год

Электронное портфолио выпускника

Зам.директора по УВР

Организация издательской деятельности в школе (материалы для внутреннего пользования)

2007-2009 учебный год

Оформленные материалы в виде папок, брошюр, листовок и т.д.

Директор

Расширение числа административных кадров образовательного учреждения, способных эффективно использовать в управленческой деятельности ИКТ

Работа с управленческими базами данных (КИАСУО)

Развитие единой системы электронного документооборота

Участие в организации проведения и мероприятиях Интернет — форума.

2007-2008 учебный год

Подготовлены все члены администрации к работе с базой

Директор

Проведение пед.советов, посвященных проблемам и процессу информатизации в ОУ

2007-2009 учебный год

1 раз в четверть

Решения педсовета

Зам.директора по УВР

Блок

«Оснащенность УМК»

Пополнение банка программно-педагогических средств для использования компьютерной техники в учебном процессе

Приобретение:

°         электронных мультимедийных учебников,

°         контролирующих и обучающих программ по предметам,

°         автоматизированных лабораторных практикумов,

°         компьютерных справочников и энциклопедий и т.д. (по заявкам учителей)

°         Осуществление заказа книг в публичных библиотеках через Internet

2007-2009 учебный год

Пополнение медиатеки

5 лицензионных дисков

библиотекарь

Автоматизация работы библиотеки. Внедрение программы MARK-SQL.

2008-2009 учебный год

Использование программы MARK-SQL

Директор

Библиотекарь

Блок  «Техническая оснащенность»

Развитие и совершенствование материальной базы школы Создание условий для персонального доступа к компьютеру обучающимся и сотрудникам школы.

Обеспечение  постоянного доступа в Интернет.

2007-2009 учебный год

Добавление в смету оплаты услуг Интернета

Директор

Расширение  локальной сети кабинета информатики и учительской, библиотеки

2007-2009 учебный год

До 16 машин

Учитель информатики

Составление расписания работы компьютерного класса  в урочное и внеурочное время.

2007-2009 учебный год

Расписание

Учитель информатики

Обеспечение работоспособности компьютеров школы (техническое и программное обеспечение, в том числе, Интернет)

2007-2009 учебный год

Договор с ММЦ

Директор, учитель информатики