Программасоздания модели малокомплектной сельской школы
неклассно-урочного типа
В.Б. Лебединцев
старший научный сотрудник
Эксперимент направлен на получение механизмов повышения качества общего образования в малокомплектных сельских школах (основного и полного образования) через неклассно-урочную модель организации базовых и обслуживающих процессов обучения, формирование коллективных субъектов преобразований школы, изменение функций педагогов и подготовку специалистов другого типа.
Предназначение проекта
Специфика Красноярского края в большинстве случаев не позволяет идти по пути закрытия МКШ и обеспечения подвоза детей в средние школы центральных усадеб или районных центров. В случае закрытия школ исчезнут многие села, что обострит социально-экономические проблемы сельских районов. Доставка учащихся в школы за 10-100 км затруднена в условиях сибирской зимы и весенних паводков, при отсутствии хороших дорог. С другой стороны, результаты деятельности МКШ не оправдывают финансовых вложений.
В условиях значительной дифференциации учащихся одного класса и неукомплектованности школ по многим образовательным областям квалифицированными кадрами снижается планка требований, падает качество и мотивация к учению. Существующие способы организации деятельности МКШ, предназначенные для условий массового обучения, усиливают противоречие между фронтальной организацией учебного процесса и индивидуальными способами усвоения содержания.
Проект направлен на решение основных проблем МКШ на основе методологии и идеологии неклассно-урочного обучения. По окончании реализации проекта должны быть: • разработаны модели МКШ неклассно-урочного типа, позволяющие обеспечить качественное образование каждого школьника, • разработана соответствующая новому типу школы нормативно-правовая база, в том числе варианты экономичного штатного расписания, • разработаны содержание, способы, средства (в том числе дистанционные) и описана модель подготовки новой педагогической специальности – технолога учебного процесса, • разработаны содержание, способы и формы управленческой деятельности в школе неклассно-урочного типа, • разработаны учебно-методические комплексы для обеспечения самостоятельной и коллективной форм работы учащихся, • реструктурированы программы учебных предметов для обеспечения и решения индивидуальных образовательных задач, возможностей и особенностей каждого школьника; использования богатств и возможностей всего спектра взаимодействий учащихся – как одновозрастных и одноуровневых, так и разновозрастных и разноуровневых; обеспечения коллективного характера учебного процесса,
• созданы сетевые формы взаимодействия участников проекта.
Участники проекта
Заказчик — Главное управление образования администрации Красноярского края.
Исполнители:
• сельские школы основного и полного образования с численностью обучающихся до 70 человек и соответствующие муниципальные управления образования:
1. | Березовская ОШ | Ачинский |
2. | Даурская ОШ | Балахтинский |
3. | Щетинкинская ОШ | |
4. | Ивановская СШ | Ермаковский |
5. | Старокопская ОШ | Каратузский |
6. | Медведская ОШ | Назаровский |
7. | Бушуйская ОШ | Пировский |
8. | Гмирянская ОШ | Рыбинский |
• лаборатория методологии и новых образовательных технологий Красноярского краевого института повышения квалификации работников образования.
Имеющиеся заделы:
В рамках краевого проекта «Подготовка педагогов малокомплектных и малочисленных сельских школ к работе в разновозрастных учебных группах» с 2001 г. шла работа с 56 школами из 28 территорий края. В результате:
1. Из директоров школ и сотрудников КК ИПК РО сложилась краевая команда преобразования деятельности МКШ.
2. Из каждой школы подготовлено от 2-х до 5-ти учителей и завучей по технологическим вопросам обеспечения индивидуализации и коллективного характера учебного процесса, по организации системы повышения квалификации в школах в форме Университета непрерывного образования.
3. Разработаны и апробированы программы подготовки педагогов и повышения их квалификации к работе в РВГ. Курсы проводились на идеях, по принципам и средствами коллективных учебных занятий.
4. Разработано принципиально новое содержание курсов: организация учебного процесса в масштабе пятой фазы становления КСО; содержание образования в РВГ; вопросы реструктурирования содержания учебных программ для организации деятельности разновозрастных учебных групп; принципиальная схема организации учебного процесса в МКШ; управление коллективным учебно-воспитательным процессом. По этим вопросам написаны статьи.
5. Практически во всех школах запущены обучающие и рефлексивные семинары, в учебный процесс включены и отрабатываются разные приемы и виды парного взаимодействия учащихся, в ряде школ методическая работа строится в форме университета непрерывного образования.
6. Стало понятно, что условиями перехода школы на РВГ являются: • взятие ответственности самими директорами за коренное изменение деятельности школ,
• формирование школьных команд как субъектов коллективного преобразования.
При этом выявилось главное проблемное место проекта – отсутствие школьных команд по переходу к РВГ как коллективных субъектов становления сельской школы нового типа.
Выделилось около 10 школ, в ближайших целях которых (в 2003 г.) переход части или всей школы на РВГ (они указаны в пункте «участники»). В то же время примерно в трети школ вряд ли в ближайшее время произойдут серьезные изменения. Вероятно, необходимо сужение количество школ проекта, проведение с «продвинутыми» школами особой работы. Необходимо работать с такими школами как с другой организованностью.
Основные идеи проекта: • выделение нового функционала – 3-4-х технологов учебного процесса как основных штатных педагогических единиц; • обеспечение индивидуальных темпов и способов освоения каждым учащимся учебной программы, в том числе за счет опосредованного взаимодействия с учителем – самостоятельной работы учащихся посредством разных дидактических и технических средств; • обеспечение коллективного характера учебного процесса за счет разных форм, видов и приемов одновозрастного и разновозрастного взаимодействия учащихся; сотрудничество в школе неклассно-урочного типа станет ведущим типом отношений и в учебной группе, и между педагогами, и школы с окружающими структурами; • вместо классов – организация разновозрастных учебных групп как основных единиц учебного процесса; • закрепление достигнутого качественно нового состояния каждой школы посредством
специально разрабатываемой и официально утверждаемой нормативно-правовой базы.
Механизм реализации проекта
В ходе становления новой практики создаются разномасштабные команды по формированию и реализации программных представлений по построению школы неклассно-урочного типа. Для этого проводятся следующие мероприятия: • интенсивные семинары по анализу сложившейся ситуации, программированию и коррекции деятельности директоров МКШ; • школьные семинары по программированию, коррекции и рефлексии деятельности; • курсы для подготовки школьных команд и технологов учебного процесса; • разработческие мастерские для учителей по структурированию содержания предметов для организации учебного процесса в разновозрастных группах; • консультационные и экспертные работы специалистов ИПК на базе МКШ; • учебные занятия в системе методической работы школ в форме Университета непрерывного
образования.
Взаимодействия субъектов разных уровней компетенции оформляются многосторонними договорами между школой, муниципалитетом, ИПК РО и Главным управлением образования.
Проект включает несколько этапов:
На 1-м этап (2002-2003 гг.) необходимо: • сформировать краевую команду построения школы неклассно-урочного типа, выработать стратегические основы деятельности, • сформировать школьные команды по становлению школы неклассно-урочного типа, • организовать в школах методическую работы в форме «университета непрерывного образования»; • разработать курсы по темам: «Технолог учебного процесса в малокомплектной школе: функции, содержание и способы деятельности» и «Проектирование деятельности школьных команд по переходу к разновозрастным учебным группам в МКШ», • получить в школах за счет рефлексивной работы опыт включения в учебный процесс разных видов и приемов парного взаимодействия учащихся, сочетаний различных организационных форм обучения, обеспечения индивидуального темпа продвижения каждого учащегося по
учебной программе.
2 этап (2003-2005 гг.): • запустить учебный процесс (во всей школе) в разновозрастной группе; • освоить механизмы обеспечения индивидуального темпа продвижения каждого учащегося по учебной программе и коллективного характера организации и управления учебным процессом; • разработать содержание, способы, средства (в том числе дистанционные) и описать модель подготовки новой педагогической специальности – технолога учебного процесса • разработать содержание, способы и формы управленческой деятельности в школе неклассно- урочного типа, • разработать учебно-методические комплексы для обеспечения самостоятельной и коллективной форм работы учащихся, • разработать варианты (с учетом месторасположения, кадрового состава и других особенностей) соответствующей новому типу школы нормативно-правовой базы, закрепляющей достигнутое состояние школы. (Эта база утверждается распоряжениями ГУО по инициативе самих школ);
(Примечание: при входе в проект общая сумма финансового обеспечения школы не должна
быть ниже действующих до этого момента норм); • описать модель школы нового типа; • создать сетевые формы взаимодействия участников проекта, в том числе в форме ассоциаций
управленцев, сети взаимодействующих школ.
В результате реализации 2-го этапа в крае будет функционировать ряд базовых малокомплектных сельских школ (основного и полного образования), обеспеченных подготовленным педагогическим составом и оснащённых полным комплектом учебно-дидактического материала.
Это позволит в дальнейшем распространить опыт работы в другие школы края.
3 этап (с 2006 г.): • тиражирование и адаптация полученной модели малокомплектной школы неклассно-урочного типа во всех территориях края (с целью создания новой педагогической традиции). • издание комплектов учебно-дидактического и методического материала, • доработка и издание учебно-методического комплекса для подготовки и повышения квалификации по специальности «технолог учебного процесса в МКШ» (включая учебные курсы в системе подготовки педагогических кадров),
• тиражирование модели подготовки технолога учебного процесса.
Руководитель проектных работ – кфмн, член-корреспондент Академии социальных и педагогических наук России Мкртчян Манук Ашотович
Координаты для связи: г. Красноярск, пр. Мира, 76 Красноярский краевой ИПК работников образования Лаборатория методологии и новых образовательных технологий Тел. (3912) 27-16-80, факс (3912) 27-32-34
E-mail: liti@cross-edu.ru
Координатор проекта – Лебединцев Владимир Борисович