Психологический декадник в Доме детства

Впервые среди школ Кировского района в Детском Доме-школе № 59 с 12 по 21 февраля проходил психологический декадник. На мой взгляд, это явление новое, неожиданное, как для детей, так и для взрослых, дающее детям возможность для самовыражения своих чувств и включения их в нестандартные формы деятельности.

Одна из наиболее значимых целей декадника заключалась в том, чтобы расширить сферу общения учащихся с субъектами вне Детского Дома: психологами школ Кировского района и школ инновационного комплекса.

Создатели декадника

Мне удалось создать творческую кооперацию из коллег единомышленников, в которую вошли не только сотрудники Психологической службы краевых инновационных комплексов по КСО и ИОСО, но и психологи: сш. 81 Баранова И.О., сш. 38 Добровольская Н.Г., ПМП-центра №4 Перельман С.В и Киселева Т.А.; – специалисты Д/д. № 59: методисты лаборатории образовательной диагностики Шадрина Т.В. и Кучерова В.В., психолог дошкольного отделения Никулина Е.Л., дефектолог Фузеева Г.А., педагог-организатор Хребтова Ю.В., психолог Дубова М.П..

Идея декадника

В основу идеи декадника была положена метафора «море», несущая в себе многообразие скрытых смыслов, одним из которых для детей является открытие неизведанного и стремление к приключениям…

«…Наш корабль выходит в открытый океан. Здесь ожидают нас подводные рифы, глубинные течения, неизведанные острова…»

– с такого приглашения началось 10-дневное путешествие в психологический мир.

План мероприятий

План мероприятий декадника был представлен в виде красочной «географической» карты. На карту были нанесены острова, названные с оттенком детского юмора и фантазии: «Остров Желаний», «Остров Мозаики», «Остров Семейные Зигзаги», «Айсберг Зимних Забав», «Остров «Мы Познаем Мир»», «Остров «Личность и Соционика»» и… «неизведанные острова».

Когда дети узнавали, что их путешествие будет проходить по самым интересным, «горячим» точкам этой карты, они бурно выражали свой восторг!

Декадник включал в себя основные мероприятия, представляющие собой целостную систему работы психологов с детьми и взрослыми, и вспомогательные: психологические газеты, «заборы», «цитаты», экспозицию рисунков учащихся по арттерапии и т.п.

Несмотря на многообразие тематики мероприятий, все они были подчинены одной цели: активизации личностного развития учащихся.

Оформление декадника

Стендовое оформление поражало обилием информации и радовало всех яркими красками детского мироощущения. Все газеты («Школа оптимизма», «Звездные часы познания», «Как сделать жизнь удачной» и др.) были наполнены не только психологическим содержанием, но, прежде всего, здесь было представлено понимание детьми своего счастья, мечты, отношения к жизненным ценностям. Особый интерес и внимание у детей вызвали газета «Откровение», «Забор объявлений», «Книга чувств», потому что этот материал давал возможность детям свободно выражать свои чувства.

«Острова», которые мы посетили

Дети дошкольного отделения, открывая и исследуя «Остров «Мы Познаем Мир»», учились развивать свои мыслительные способности.

С учащимися 1 класса было проведено коррекционно — развивающее занятие «Зимние забавы» с элементами психологической поддержки ребенка, на котором дети учились логически выстраивать рассказ.

Учащиеся 2-3 классов побывали на «Острове Мозаики», на котором исследовали свою личностную сущность, учились понимать друг друга.

Дети 5-6 классов открывали в своем внутреннем мире «Остров Желаний», осознавая и осмысливая свои мечты.

Учащиеся 7-8 классов приобретали опыт конструктивного межличностного взаимодействия: как критиковать других, что-бы не обижались, и как просить, чтобы не отказывали.

Подростки 8-9 классов проводили самоисследование своих способностей и черт характера. Это вызывало у них большой интерес и дальнейшую потребность в изучении темы «Личность и соционика».

В разновозрастных отрядах – «семьях» состоялись тренинги «Семейные зигзаги», которые были ориентированы на усиление их эмоциональной сплоченности.

Для педагогов состоялся семинар по теме: «Психологическая поддержка как стратегия конструктивного взаимодействия с ребенком», который был ориентирован, на то, как научить ребенка «выплывать» из моря людских проблем, опираясь на позитивные качества его личности.

Путешествие на неизведанный остров

Заключительным мероприятием для учащихся 7-11 классов и педагогов стала сюжетно-ролевая игра «Неизведанные острова», которую проводила опытный психолог Кучерова В.В.. Эта игра носила не только диагностический, но и коррекционный характер. Дети и взрослые проживали в процессе игра сложные ситуации на выживание, адаптацию, при этом обнажались их ценностные ориентации и практическая направленность. Но игра оставалась игрой: был дух азарта, была возможность развернуться во всю ширь. Дети и взрослые раскрывались друг перед другом как личности, педагоги были наравне с детьми, отсутствовала позиция «Сверх-Я».

Рефлексия игры завершалась вопросами: «Что для ВАС было важно?», «Вы думали о жизнеспасении других?»…

В процессе игры удалось организовать внутригрупповое взаимодействие, межгрупповое взаимодействие недостаточно состоялось, что может послужить предметом для дальнейшего анализа.

Высказывания детей после игры самые восторженные: «Классно!», «Здорово!», «Учились общаться, договариваться», «Учились выживать», «Весело, интересно!».

Итоги декадника

О том, насколько успешно прошел декадник, можно судить по тому, что: появился запрос педагогов на психологические знания, создан пакет методических разработок по психологическому декаднику, дети и взрослые были погружены в психологическую реальность.

Психологам-организаторам удалось апробировать собственные разработки отдельных моментов декадника.

Главная проблема, которая выделилась при обсуждении итогов декадника с психологами инновационных комплексов, — это выбор идеи декадника и обеспечение деятельностного включения детей в реализацию этой идеи.