Анализ работы МОУ Высотинская СОШ» за 2008-2009 учебный год
Анализ- метод исследования, состоящий в расчленении целого на составные части, элементы, разбор, рассмотрение деятельности школьной жизни.
Анализ построен на решении проблем развития прошлого года и подчёркнуты проблемы развития на новый учебный год.
Цель: обозначить проблемы развития, наметить пути к успешной и более эффективной деятельности, вскрыть секреты успеха.
Проблемы: Слабо соблюдались единые требования повышения качества образования, культуры поведения, сотрудничества с родителями.
В этом году методическая тема школы (Использования инновационных технологий как путь повышения качества образования) и пути её достижения способствовали повышению качества образования через внедрение инновационных технологий.
Учительский коллектив постоянно профессионально растёт, активно участвует в профессиональных конкурсах различного уровня. В школе работают три учителя – победители федерального конкурса « Лучший учитель», они, конечно, являются «звёздочками» в коллективе и ведут за собой других. Коллектив в школе интересный, работоспособный, умеющий выстраивать с детьми партнёрские, доверительные отношения, создающий детям ситуацию успеха. Об этом говорит и выступление педагогов на районном конкурсе « Лучший учитель». Три педагога школы достойно выступили и вошли в пятёрку лидеров, заняв 1,4,5 места. Четыре педагога школы участвовали в федеральном конкурсе « Лучший учитель» и их рейтинг достаточно высок (от30 баллов). Это, безусловно, мастера своего дела, возглавляющие различные методические службы школы, три педагога школы возглавляют РМО, проводя районные семинары на базе школы.
Воспитание культуры поведения – направление в работе, которое требует пристального внимания всех: родителей, классных руководителей, администрации.
Есть проблема взаимопосещение уроков коллег. А посмотреть, что делают другие учителя на уроке — это эффективный путь повышения профессионального уровня. Тем более на уроках у наших учителей я часто испытываю чувство гордости и радости, потому что они используют актуальные подходы в организации образовательного процесса: используют методики проектирования, исследовательские приёмы, развивающие технологии, которые имеют практическую направленность.
Есть необходимость провести семинар по методике учебно-воспитательного проектирования.
Есть проблема соблюдения единых требований к культуре поведения, сотрудничества с родителями.
Необходимо решать эту проблему через развитие ученического самоуправления, которое бы курировали специалисты и классные руководители. Важно повысить ответственность дежурного класса, учителя и администратора за поведение детей, порядок в школе и на её территории, за формирование здорового образа жизни, за формирование привычки приходить в школу в деловом, а не спортивном костюме.
Недостаточно чётко была простроена работа по индивидуальному росту учителя. Для решения этой проблемы в 2008-2009 учебный году тщательно, последовательно работал завуч школы с каждым учителем над созданием ИОП (индивидуальной образовательной программы). Дважды весь педагогический коллектив, разбившись на микрогруппы, прошёл рефлексию, предполагающую выведение учителя на уровень глубокого анализа своей деятельности с целью выявления основной проблемы, над которой предстоит работать в дальнейшем. В сентябре 2009-2010 года состоится защита ИОП и будет дан старт их реализации.
Есть проблема: создание творческих групп учителей по внедрению новых технологий.
Эту проблему можно решать через ИОП и через объединения учителей. Эффективная работа в ТГ будет стимулироваться из фонда стимулирующих надбавок.
Нечетко была отработана циклограмма школы. Эта проблема решалась через еженедельные административные планёрки, на которых каждый специалист озвучивал свом направления работы в плане школы, вносил коррективы для улучшения работы школы. Радует тот факт, что в административной команде царит атмосфера взаимопонимания, взаимозаменяемости, взаимоподдержки.
Сильная команда – залог успеха любого дела. Она похожа на оркестр, где каждый ведёт свою партию, при этом все выполняют установки руководителя-дирижёра. Важно грамотно распределить должности в команде. У нас есть в команде генератор идей, координатор, организатор, контролёр, исполнитель, доводчик, специалист.
Есть проблема в специалисте по внедрению исследовательских, проектных методов в учебно-воспитательной деятельности.
Есть необходимость контролёру школы внедрить мониторинговую деятельность во все сферы деятельности.
Необходимо провести семинар по методике мониторинговой деятельности. По МО провести практикум по профилирующим предметам: «Расщепление основных ЗУНов для мониторинговой деятельности» Не создан был на базе библиотеки мобильный методический центр.
Не создан был на базе библиотеки мобильный методический центр.
Необходимо расширить пространство для методической работы в библиотеке. Это будет возможно в ближайшем будущем. Интернет там есть, но отсутствует компьютер, позволяющий выйти в сеть.
Есть проблема по освещению методических новинок библиотекарем. Необходимо в системе раз в четверть проводить педагогические чтения. Создать при библиотеке кружок по ремонту учебников, освещать в системе результаты рейдов по проверке учебников. Продумать яркие библиотечные уроки и внести их в план работы школы.
Работа с одарёнными детьми не давала результатов.
В этом направлении ведётся большая продуктивная работа. Результаты появились и будут появляться при условии системной кропотливой работы предметников и руководителя по работе с одарёнными детьми.
Есть проблема по отработке у единых требований к научной деятельности детей.
Важно вынести этот вопрос на семинар в начале нового учебного года. Работать над творческими работами учащихся по данным требованиям в течение всего учебного года.
Важным моментом, повышающим эффективность работы, является микроклимат в коллективе между всеми участниками учебно-воспитательного процесса. Профессиональная этика наших коллег основана на следующих принципах:
· Взаимное уважение;
· Радость общения;
· Чувство защищенности;
· Готовность подменить заболевшего;
· Совместный экстремальный отдых.
Юмор помогает справляться с напряженными ситуациями, перенаправить энергию в новом направлении. Смех – это лекарство. Он улучшает сердцебиение и циркуляцию крови, помогает лечить тело. Смешные цитаты, карикатуры и заметки должны циркулировать в школе, на уроке, в общении коллег. Относиться ко всему с юмором — становиться нормальной составляющей школьной культуры. В новом учебном году необходимо продумать в интерьере школы смешные цитаты, карикатуры, дружеские шаржи.
Неотъемлемой составляющей профессиональной этики коллектива – является стремление к похвале: ребёнка, родителя, коллег. Все должны понимать, что похвала – это кислород для души, это сильнейший фактор мотивации для отличного выполнения работы.
Мы стремимся к тому, чтобы все работники чувствовали ответственность и сопричастность общему делу, понимали, что обязаны учиться и совершенствоваться
В этом году написана и будет реализовываться новая программа развития школы. Основана она на предшествующих программах, но глубже прописаны шаги по системе профилактике вредных привычек и по воспитанию здорового образа жизни через все сферы школьных отношений.
«Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний и вера в свои силы».
В.А.Сухомлинский
В первую очередь мы чётко структурировали деятельность ОУ по совершенствованию внедрения ЗОТ:
Учебно-методическая работа: |
Социально-психологическая служба: |
Учителя-предметники (урок) |
Завуч по методической работе |
Координатор работы по внедрению ЗОТ |
Завуч по воспитательной работе |
Классные родительские собрания |
Общешкольные род. собрания |
Работа велась по четырём направлениям: учебно-методическое,
социально-психологическое, воспитательное и взаимодействие с родителями.
Направления |
Цели и задачи |
Реализация цели через |
Соблюдение гигиенических требований к ведению урока, сопровождение уч-ся с отклонениями в здоровье |
Экспертную оценку урока с позиции ЗОТ, ведение рейтинга учителей по внедрению ЗОТ, семинары |
|
|
составление социальных паспортов класса, постоянное сопровождение школьников, входящих в группу риска, изучение психологической обстановки в классных коллективах, взаимоотношения учителей и учащихся, эмоционально-психологического фона в педагогическом коллективе |
Тренинги, анкетирование, тестирование, индивидуальную работу с уч-ся, учителями, родителями, районные семинары, проходящие на базе нашей школы |
формирование и развитие нравственной личности ребёнка, осознающего необходимость ведения здорового образа жизни, свою причастность к гражданскому обществу, умеющего видеть и понимать прекрасное, ощущающего себя патриотом своей страны. |
Классные часы, беседы, встречи, агитбригады, конкурсы плакатов, рисунков, сочинений, спортивные секции, соревнования |
|
|
оздоровление семьи |
Родительские собрания, лектории, привлечение родителей к участию в работе с детьми во внеурочное время |
Учебно-методическое направление
Проведённый семинар «Система работы МОУ по внедрению ЗОТ» дал учителям общее представление о данном виде деятельности, но не более.
Экспертиза посещённых уроков показывает следующие результаты:
Рациональный урок |
Недостаточно рациональный урок |
Нерациональный урок |
22% (5 уроков: Калиновская М.Ф., Броникова Г.В., Вирт Г.А., Гердт С.В., Казоба В.И) |
61% |
17% |
Причины таких результатов:
? Несоблюдение количества видов учебной деятельности и их чередования (чаще 2-3, реже от 3-х и более);
? Несоблюдение количества видов преподавания и их чередования (чаще 1-2, реже 3-4);
? Сведённое до минимума использование методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения учащихся (1 (чаще свободная беседа), реже 2);
? Физкультминутки присутствуют у 7-ми человек (46,2%), отсутствуют у 8-ми человек (53%);
? За посадкой детей следят только 2 человека (13,2% Калиновская М.Ф., Броникова Г.В.), 86% не обращают на это внимания;
? Эмоциональные разрядки замечены только у 4-х человек: Калиновская М.Ф., Броникова Г.В., Вирт Г.А., Ганжина М.Ф.).
Радует исключительно положительный психологический климат на всех посещённых уроках.
Предложения:
1. Провести специальные заседания МО, связанные с проверкой знаний учителями основных методов и форм ведения урока.
2. Всем учителям изучить гигиенические требования к ведению урока, так как их соблюдение и есть выход на личностно-ориентированное обучение.
3. Показать 1-2 открытых урока с максимальным использованием на уроке гигиенических требований.
4. Продолжить изучение состояния внедрения ЗОТ в образовательный процесс через посещение уроков.
5. Провести семинар «Психологическое здоровье педагогов».
Воспитательное направление и взаимодействие с родителями
Проводится в системе: |
Отсутствие системы: |
1. Районная дискотека «Вредным привычкам- НЕТ!» |
· В контроле над проведением классных часов по ЗС. |
2. Районные соревнования по разным видам спорта |
· В проведении межклассных соревнований |
3. Декада профилактики вредных привычек и правонарушений |
· В организации дней здоровья |
· В привлечении родительского коллектива к участию во внедрении ЗОТ |
|
· В работе классных руководителей по внедрению ЗОТ. |
|
· Чёткой координации всех действий по ЗС со стороны координатора ЗОТ. |
Предложения:
1. При проверке планов воспитательной работы особое внимание уделять мероприятиям по ЗС.
2. Организовать лекторскую группу старшеклассников для проведения бесед и показа презентаций по здоровому образу жизни.
3. Разработать и ввести рейтинг «Самый здоровый класс».
Социально-психологическое направление
1. Большая работа проведена психологом школы по адаптации учащихся 1-го и 5-го классов.
2. Социальным педагогом создан социальный паспорт учащихся школы.
3. Установление обратной связи с детьми через изучение психологического климата в классах, ознакомление со стилем общения учителей и учащихся (психолог).
4. Диагностика отношения детей к своему здоровью (соц. педагог).
Одной из задач программы развития МОУ до 2014 года является комплексное решение проблемы укрепления и сохранения здоровья школьников через внедрение здоровьесберегающих образовательных технологий (ЗОТ).
В связи с этим создана программа «Школа – территория здоровья», главной целью которой является создание и развитие здоровьесберегающего образовательного пространства, в котором ученик будет вести здоровый образ жизни.
Основные задачи программы:
? оптимизация уровня учебной нагрузки каждого ученика;
? активизация системы физкультурно-массовых мероприятий;
? реализация системы профилактических мероприятий;
? оказание психологической помощи учащимся и родителям;
? формирование благоприятного морально-психологического климата в ученических коллективах.
В основе деятельности школы, направленной на сохранение здоровья детей и педагогов, должна лежать психологическая комфортность и рациональная организация учебно-воспитательного процесса.
Реализация принципа психологической комфортности позволит педагогам не только укрепить эмоциональное состояние школьников, но и повысить их работоспособность и творческую активность.
В учебно-воспитательной системе школы реализуется дифференцированный подход в обучении и воспитании. Эту сферу деятельности курирует социально психологическая служба школы
1.Цели, поставленные на учебный год :
№ |
Цели |
1 |
Систематическое отслеживание психолого-педагогического статуса ребёнка и динамики его психического развития в процессе школьного обучения |
2 |
Создание социально-психологических условий для развития личности учащихся и их успешного обучения |
3 |
Создание специальных социально-психологических условий для оказания помощи детям, имеющим проблемы в психологическом развитии, обучении |
4 |
Приведение этих создаваемых условий в систему постоянной работы, дающую максимальный результат |
2. Основные направления работы:
№ |
Направление работы |
Степень эффективности |
Причины успеха или неуспеха |
1 |
Профилактика |
1 2 3 4 5 |
1. Необходимо активизировать и систематизировать работу «совета профилактики»; 2.Проводить в системе работу по различным акциям на актуальные темы. 3.Скоординировать внутришкольную работу с подростками и детьми «группы риска» . |
2 |
Просвещение |
1 2 3 4 5 |
1.Работа ведётся в системе через педсоветы, методические семинары и родительские собрания 2.Необходимо расширить возрастной диапазон при работе с детьми в рамках акции: « Познай себя» |
3 |
Диагностика |
1 2 3 4 5 |
Работа ведётся в системе через школьный ПМПк |
4 |
Коррекция |
1 2 3 4 5 |
Работа ведётся в системе через школьный ПМПк (индивидуальные и групповые занятия) |
5 |
Консультирование |
1 2 3 4 5 |
Необходим отдельный кабинет |
3.Категории участников образовательного процесса, с которыми проводилась работа:
№ |
Категория |
Степень достижения цели |
Цели работы |
1 |
Учащиеся 1-4 кл. |
1 2 3 4 5 1 2 3 4 5 1 2 3 4 5 |
1.Определение когнитивной, мотивационной и эмоционально-волевой готовности детей к обучению в начальном звене школы 2.Изучение степени и особенностей приспособления детей к новой социальной ситуации (адаптация) 3.Выявление степени социально-психологической готовности детей к обучению в среднем звене |
2 |
Учащиеся 5-7 кл. |
1 2 3 4 5 |
1.Изучение степени и особенностей приспособления школьников к новым социально-педагогическим условиям (адаптация) |
3 |
Учащиеся 8-9 кл. |
1 2 3 4 5 1 2 3 4 5 1 2 3 4 5 |
1.Получение достоверной информации о социально-психологическом статусе учащихся в наиболее сложный период психического развития в школьном возрасте (социально-психологическая карта ребёнка) 2.Просветительская и профилактическая работа в рамках акции: «Внимание, подросток!» 3.Профориентационная подготовка |
4 |
Учащиеся 10-11 кл. |
1 2 3 4 5 |
1. Социальный портрет выпускника 2.Уровень тревожности 3. Профориентация |
5 |
Педагоги |
1 2 3 4 5 1 2 3 4 5 1 2 3 4 5 1 2 3 4 5 |
1.Посещение уроков по отслеживанию соблюдения единых требований в обучении 2. Аттестация (психологический практикум аттестующегося педагога) 3.Индивидуальные запросы 4.Методические семинары практического значения |
6 |
Родители |
1 2 3 4 5 |
Создание ситуации сотрудничества и формирование установки ответственности родителей по отношению к проблемам школьного обучения и развития ребёнка |
4.Методы и формы работы (по каждому направлению):
№ |
Направление работы |
Предпочитаемые формы и методы |
Причины предпочтений |
1 |
Профилактика |
Групповые и индивидуальные беседы |
Посредническая работа в ситуациях разрешения межличностных и межгрупповых конфликтов в школьной системе отношений: учитель-учитель, учитель-ученик, учитель-родитель и т.д. |
2 |
Просвещение |
Классные часы, методические семинары, родительские собрания |
Передача знаний как ответ на реально существующий и осознаваемый запрос клиента |
3 |
Диагностика |
Групповое и индивидуальное тестирование, наблюдение |
Выделяются группы «психологически благополучных» школьников и школьников, имеющих проблемы обучения и развития для дальнейшей профилактической и коррекционной работы |
4 |
Коррекция |
Групповые и индивидуальные занятия |
Комплектование и практическое применение определённого набора соответствующих коррекционных программ, специализированных по возрастам и по важнейшим проблемам |
5 |
Консультирование |
Беседа по запросу |
Нет провокации негативной обратной реакции клиента |
5. Примеры удачных (с точки зрения достижения поставленных целей) мероприятий, акций, проектов, причины их успеха .
Акции, проекты, мероприятия |
Причины их успешности |
1.Расширенный педсовет «система преемственности между 1 и 2 ступенями обучения, детским садом и школой» |
Предоставление расширенного анализа диагностики детей, пришедших в 1 и 5 классы; отслеживание результатов адаптации детей; подведение итогов рейтинговой оценки педагогов по анализу посещённых уроков в рамках соблюдения единых требований в обучении |
2.Методический семинар: «От чего зависит успешность или неуспешность ребёнка на уроке?» |
Групповой тренинг для педагогов с демонстрацией разных подходов к созданию условий для успешной / неуспешной работы учащихся на уроке (личностно-ориентированный подход) |
3. Родительское собрание : «Кризис подросткового возраста» |
Предоставление информации в виде практического материала из жизни и научной литературы |
4.Акция: «Внимание, подросток!» (письма психологу) |
Предоставление анализа результатов учащихся 7-10 классов педагогам и родителям на данную тему; рефлексия педагогов и учащихся (индивидуально), оформление результатов в виде проспектов |
5. Декада профориентации (1-11 классы) |
Проведена большая и интересная работа с детьми, которая получила много положительных откликов и перспективу работы на будущее |
6. Серия групповых тренингов для подростков в рамках акции: «Познай себя» |
Актуальность данной темы дала возможность детям глубже раскрыть свои индивидуальные возможности; вскрыть и устранить причины их некоторых проблем |
7.Методический семинар в ММЦ : «Использование ИКТ в работе педагога-психолога» (как руководитель РМО) |
Обмен опытом на уровне района по предоставлению авторских разработок в виде слайдовых презентаций |
6.Какие задачи, исходя из анализа, можно поставить на следующий учебный год?
№ |
Задачи, которые вытекают из данного анализа |
1 |
Систематизировать работу по «совету профилактики» |
2 |
Расширить работу по индивидуальным консультациям и запросам |
3 |
Создание (в системе) психолого-педагогического пространства для успешного становления ребёнка подросткового возраста |
Проблемный анализ воспитательной работы в школе позволяет откорректировать и более эффективно спланировать работу на новый учебный год
Поставленные задачи |
Положительные результаты |
Выявленные проблемы |
|
1. |
Нравственность, духовность как основа личности: u формирование гуманистических отношений к окружающему миру; u приобщение к общечеловеческим ценностям. |
1. Нравственное, духовное воспитание стоит в ряду приоритетных направлений деятельности школы. Идея гуманизма является основополагающей в работе школы. 2. В практику школы вошли беседы и родительские собрания по темам «Нравственное воспитание подростка», «Проблемы нравственного воспитания в семье» и др. 3. Введены элементы школьной формы (деловой стиль в одежде) 4. видна положительная динамика по работе с детьми и семьями «группы риска». |
1. Смещение нравственных ориентиров в общественном сознании и переоценка ценностей на государственном уровне. Нравственность, духовность и гуманизм не являются приоритетными направлениями государственной политики в области образования и культуры, что идет вразрез с целью и задачами школы. 2. Необходима более четкая индивидуальная работа с семьями, поиск новых подходов к родителям ввиду того, что снизилось число родителей, присутствующих на родительских собраниях. 3. Нужна более требовательная работа родительских комитетов классов за деловым стилем одежды у учащихся. 5. курение учащихся на территории школы. 6. Скоординировать работу всех служб школы с подростками и детьми «группы риска». |
2. |
Патриотизм и гражданственность: u воспитание любви к родной школе, селу, Малой Родине. u формирование гражданского самосознания, ответственности за судьбу Родины. |
1. По результатам анкетирования отмечено положительное отношение к своему классу, школе, учителям. 2. В практику воспитательной работы школы вошли фольклорные праздники (Масленица) и КТД патриотической направленности (День Защитников Отечества, Митинг у памятника). Ежегодно проводится военно-спортивная игра «Зарница», «Орленок». |
1. Отсутствие национальной идеи, программы патриотического воспитания на государственном уровне. 2. Недостаточная активность классных руководителей в привлечении родительских комитетов и родителей к обсуждению и решению школьных проблем. 3. Недостаточное МТ обеспечение реализации программы. 4. Не работает и не пополняется новыми экспонатами Комната Боевой Славы. 5. Нет педагогов ДО по работе в краеведческом кружке, нет лицензированной программы. |
3. |
Развитие творческих способностей: u предоставление возможностей реализовываться в соответствии со своими интересами и возможностями. u выявление и поддержка индивидуальности. |
1. В школе налажена внеурочная деятельность по трем направлениям: журналистское, хоровое, изобразительное творчество. 2. В школе появилась новая традиция: фестиваль «Знакомьтесь! Это мы!», где себя может проявить каждый ребенок, открыть свои новые возможности и способности. 3. Среди традиций школы есть творческие дела, на которых себя в любом качестве может проявить каждый желающий. 4. В школе поддерживаются творческие начинания, поощряется инициатива. |
1. Отсутствует система работы учителей начальной школы по развитию индивидуальных творческих способностей и творческой инициативы учащихся во внеурочной деятельности. 2. Малое количество детей принимает участие в районных и краевых конкурсах (участие в конкурсах единичное). |
4. |
Сохранение и укрепление здоровья: u формирование стремления к ЗОЖ. u проведение спортивных мероприятий с участием родителей. u Привлечение внебюджетных средств на поощрение. u Решение кадровой проблемы. |
1. Принята и реализуется комплексная программа медико-оздоровительной работы (ежегодные медосмотры, спортивные мероприятия). 2. Работа СОК «Ступени» и спортивных секций. |
1. Слабое МТ обеспечение реализации программы (спортивный инвентарь, тренажеры, лыжи, коньки). 2. Не проводятся походы, в школе нет инструктора по туризму. 3. Не привлекаются родители для участия в спортивных соревнованиях; 4. Расширить ряд профилей занятий спортом в СОК «Ступени». 5. награждать всех участников спортивных соревнований. |
5. |
Саморазвитие: u формирование самосознания, активной жизненной позиции. u формирование потребности к самосовершенствованию и саморазвитию, способности успешно адаптироваться в окружающем мире. |
1. В школе реализуется принцип принятия ребенка как личности, т.е. признания права на уважение. Большую работу в этом направлении проводит социальный педагог школы. 2. Проводятся беседы на предупреждение и профилактику асоциального поведения учащихся, о правах ребенка. |
1. Система работы по этому направлению не имеет программного обеспечения. 2. В следующем учебном году провести ряд семинаров на тему «Я – лидер». 3. Систематизировать работу в этом направлении. |
6. |
Интеллектуальное развитие: u формирование целостной и научно обоснованной картины мира. u Развитие познавательных способностей. |
1. В школе каждое МО организует внеклассную, внеурочную работу по предметам в ходе предметных декад. 2. Традиционными для школы стали самые разные формы интеллектуальных игр: «Брейн-ринг», «Интеллектуальное казино», «Интеллектуальный хоккей», и др. Эту работу организуют учителя-предметники и Гердт С. В. 3. В апреле в школе проводится научно-практическая конференция учащихся, на которой учащиеся выступают с научными докладами и презентациями. |
1. Слабо реализуется творческий, интеллектуальный потенциал педагогов и учащихся школы по разработке собственных проектов интеллектуальных игр и мероприятий. 2. Ушла в прошлое традиция проведения тематических вечеров. |
7. |
Эстетическое и культурное развитие: u Воспитание чувственной сферы, чуткости и видения прекрасного. |
1. В школе развита система работы кружков ДО художественно-эстетического направления. Ежегодно проводятся отчетные концерты и выставка работ творческого объединения. 2. Налажена связь с учреждениями культуры села и района. 3.Школьные творческие коллективы принимают активное участие в районных фестивалях и выставках, являются дипломантами краевых и федеральных конкурсов. |
1. Снизилась активность детей, посещающих кружок изобразительного творчества. 2. Нет программ по декоративно-прикладному творчеству. 3. Слабое МТ обеспечение реализации программ (нет средств на приобретение костюмов, красок). |