Публичный доклад

 

Анализ работы МОУ Высотинская СОШ»  за 2008-2009 учебный год

Анализ- метод исследования, состоящий в расчленении целого на составные части, элементы, разбор, рассмотрение деятельности школьной жизни.

Анализ построен на решении проблем развития прошлого года и подчёркнуты проблемы развития на новый учебный год.

Цель: обозначить проблемы развития, наметить пути к успешной и более эффективной деятельности, вскрыть секреты успеха.

Проблемы: Слабо соблюдались единые требования  повышения качества образования, культуры поведения, сотрудничества с родителями.

В этом году методическая тема школы (Использования инновационных технологий как путь повышения качества образования) и пути её достижения способствовали повышению качества образования через внедрение инновационных технологий.

Учительский коллектив постоянно профессионально растёт, активно участвует в профессиональных конкурсах различного уровня. В школе работают три учителя – победители федерального конкурса « Лучший учитель», они, конечно, являются «звёздочками» в коллективе и ведут за собой других.    Коллектив в школе интересный, работоспособный, умеющий выстраивать с детьми партнёрские, доверительные отношения, создающий детям ситуацию успеха. Об этом говорит и выступление педагогов на районном конкурсе « Лучший учитель». Три педагога школы достойно выступили и вошли в пятёрку лидеров, заняв 1,4,5 места. Четыре педагога школы участвовали в федеральном конкурсе « Лучший учитель» и их рейтинг достаточно высок (от30 баллов). Это, безусловно, мастера своего дела, возглавляющие различные методические службы школы, три педагога школы возглавляют РМО, проводя районные семинары на базе школы.

Воспитание культуры поведения – направление в работе, которое требует пристального внимания всех: родителей, классных руководителей, администрации.

Есть проблема взаимопосещение уроков коллег. А посмотреть, что делают другие учителя на уроке —  это эффективный путь повышения профессионального уровня. Тем более на уроках у наших учителей я часто испытываю чувство гордости и радости, потому что они используют актуальные подходы в организации образовательного процесса: используют методики проектирования, исследовательские приёмы, развивающие технологии, которые имеют практическую направленность.

Есть необходимость провести семинар по методике учебно-воспитательного проектирования.

Есть проблема соблюдения единых требований к   культуре  поведения, сотрудничества с родителями.

Необходимо решать эту проблему через развитие ученического самоуправления, которое бы курировали специалисты и классные руководители. Важно повысить ответственность дежурного класса, учителя и администратора за поведение детей, порядок в школе и на её территории, за формирование здорового образа жизни, за формирование привычки приходить в школу в деловом, а не спортивном костюме.

Недостаточно чётко была простроена работа по индивидуальному росту учителя. Для решения этой проблемы в 2008-2009 учебный году тщательно, последовательно работал завуч школы с каждым  учителем над созданием ИОП (индивидуальной образовательной программы). Дважды весь педагогический коллектив, разбившись на микрогруппы, прошёл рефлексию, предполагающую выведение учителя на уровень глубокого анализа своей деятельности с целью выявления основной проблемы, над которой предстоит работать в дальнейшем. В сентябре 2009-2010 года состоится защита ИОП и будет дан старт их реализации.

Есть проблема: создание творческих групп учителей по внедрению новых технологий.

Эту проблему можно решать через ИОП и через объединения  учителей. Эффективная работа в ТГ будет стимулироваться из фонда стимулирующих надбавок.

Нечетко была  отработана циклограмма школы. Эта проблема решалась через еженедельные административные планёрки, на которых каждый специалист озвучивал свом направления работы в плане школы, вносил коррективы для улучшения работы школы. Радует тот факт, что в административной команде царит атмосфера взаимопонимания, взаимозаменяемости, взаимоподдержки.

Сильная команда – залог успеха любого дела. Она похожа на оркестр, где каждый ведёт свою партию, при этом все выполняют установки руководителя-дирижёра. Важно грамотно распределить должности в команде. У нас есть в команде генератор идей, координатор, организатор, контролёр, исполнитель, доводчик, специалист.

Есть проблема в специалисте по внедрению исследовательских, проектных методов в учебно-воспитательной деятельности.

Есть необходимость контролёру школы внедрить мониторинговую деятельность во все сферы деятельности.

Необходимо провести семинар по методике мониторинговой деятельности. По МО провести практикум по профилирующим  предметам: «Расщепление основных ЗУНов для мониторинговой деятельности» Не создан был на базе библиотеки мобильный методический центр.

Не создан был на базе библиотеки мобильный методический центр.

Необходимо расширить пространство для методической работы в библиотеке. Это будет возможно в ближайшем будущем. Интернет там есть, но отсутствует компьютер, позволяющий выйти в сеть.

Есть проблема по освещению методических новинок библиотекарем.  Необходимо в системе раз в четверть проводить педагогические чтения. Создать при библиотеке кружок по ремонту учебников, освещать в системе  результаты рейдов по  проверке учебников. Продумать яркие библиотечные уроки и внести их в план работы  школы. 

Работа с одарёнными детьми не давала  результатов.

В этом направлении ведётся большая продуктивная работа. Результаты появились и будут появляться при условии системной кропотливой работы предметников и руководителя по работе с одарёнными детьми.

Есть проблема по отработке у единых требований к научной деятельности детей.

Важно  вынести этот вопрос на семинар в начале нового учебного года. Работать над творческими работами учащихся по данным требованиям в течение всего учебного года.

 Важным моментом, повышающим эффективность работы, является микроклимат в коллективе между всеми участниками учебно-воспитательного процесса. Профессиональная этика наших коллег основана на следующих принципах:

·        Взаимное уважение;

·        Радость общения;

·        Чувство защищенности;

·        Готовность подменить заболевшего;

·        Совместный экстремальный отдых.

Юмор помогает справляться с напряженными ситуациями, перенаправить энергию в новом направлении. Смех – это лекарство. Он улучшает сердцебиение и циркуляцию крови, помогает лечить тело. Смешные цитаты, карикатуры и заметки должны циркулировать в школе, на уроке, в общении коллег.  Относиться ко всему с юмором — становиться нормальной составляющей школьной культуры. В новом учебном году необходимо продумать в интерьере школы смешные цитаты, карикатуры, дружеские шаржи.

 Неотъемлемой составляющей  профессиональной этики коллектива – является стремление к  похвале: ребёнка, родителя, коллег. Все должны понимать, что похвала – это кислород для души, это сильнейший фактор мотивации для отличного выполнения работы.

Мы стремимся к тому, чтобы все работники  чувствовали ответственность и сопричастность общему делу, понимали, что обязаны  учиться и совершенствоваться

В этом году написана и будет реализовываться новая программа развития школы. Основана она на предшествующих  программах, но глубже прописаны шаги по системе профилактике вредных привычек и по воспитанию здорового образа жизни через все сферы школьных отношений.

«Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний и вера в свои силы».

                                                                                          В.А.Сухомлинский                                                                  

В первую очередь мы чётко структурировали деятельность ОУ по совершенствованию внедрения ЗОТ:

Учебно-методическая работа:

Социально-психологическая служба:

 

Учителя-предметники (урок)

Завуч по методической работе

Координатор работы по внедрению ЗОТ

Завуч по воспитательной работе

Классные родительские собрания

Общешкольные род. собрания

 

Работа велась  по четырём направлениям: учебно-методическое,

социально-психологическое, воспитательное и взаимодействие с родителями.

Направления

Цели и задачи

Реализация цели через

Соблюдение гигиенических требований к ведению урока, сопровождение уч-ся с отклонениями в здоровье

Экспертную оценку урока с позиции ЗОТ, ведение рейтинга учителей по внедрению ЗОТ, семинары

  1. социально-психологическое

составление социальных паспортов класса, постоянное сопровождение школьников, входящих в группу риска, изучение психологической обстановки в классных коллективах, взаимоотношения учителей и учащихся, эмоционально-психологического фона в педагогическом коллективе

Тренинги, анкетирование, тестирование, индивидуальную работу с уч-ся, учителями, родителями, районные семинары, проходящие на базе нашей школы

формирование и развитие  нравственной личности ребёнка, осознающего необходимость ведения здорового образа жизни, свою причастность к гражданскому обществу, умеющего видеть и понимать прекрасное, ощущающего себя патриотом своей страны.

Классные часы, беседы, встречи, агитбригады, конкурсы плакатов, рисунков, сочинений, спортивные секции, соревнования

  1. сотрудничество педагогов с родителями

оздоровление семьи

Родительские собрания, лектории, привлечение родителей к участию в работе с детьми во внеурочное время

Учебно-методическое направление

Проведённый семинар «Система работы МОУ по внедрению ЗОТ» дал учителям общее представление о данном виде деятельности, но не более.

Экспертиза посещённых уроков показывает следующие результаты:

Рациональный урок

Недостаточно рациональный урок

Нерациональный урок

22% (5 уроков: Калиновская М.Ф., Броникова Г.В., Вирт Г.А., Гердт С.В., Казоба В.И)

61%

17%

Причины таких результатов:

? Несоблюдение количества видов учебной деятельности и их чередования (чаще 2-3, реже от 3-х и более);

? Несоблюдение количества видов преподавания и их чередования (чаще 1-2, реже 3-4);

? Сведённое до минимума использование методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения учащихся (1 (чаще свободная беседа), реже 2);

? Физкультминутки присутствуют у 7-ми человек (46,2%), отсутствуют у 8-ми человек (53%);

? За посадкой детей следят только 2 человека (13,2% Калиновская М.Ф., Броникова Г.В.), 86% не обращают на это внимания;

? Эмоциональные разрядки замечены только у 4-х человек: Калиновская М.Ф., Броникова Г.В., Вирт Г.А., Ганжина М.Ф.).

Радует исключительно положительный психологический климат на всех посещённых уроках.

Предложения:

1. Провести специальные заседания МО, связанные с проверкой знаний учителями основных методов и форм ведения урока.

2. Всем учителям изучить гигиенические требования к ведению урока, так как их соблюдение и есть выход на личностно-ориентированное обучение.

3. Показать 1-2 открытых урока с максимальным использованием на уроке гигиенических требований.

4. Продолжить изучение состояния внедрения ЗОТ в образовательный процесс через посещение уроков.

5. Провести семинар «Психологическое здоровье педагогов».

Воспитательное направление и взаимодействие с родителями

Проводится в системе:

Отсутствие системы:

1.     Районная дискотека «Вредным привычкам- НЕТ!»

·        В контроле над проведением классных часов по ЗС.

2.     Районные соревнования по разным видам спорта

·        В проведении межклассных соревнований

3.     Декада профилактики вредных привычек и правонарушений

·        В организации дней здоровья

·        В привлечении родительского коллектива к участию во внедрении ЗОТ

·        В работе классных руководителей по внедрению ЗОТ.

·        Чёткой координации всех действий по ЗС со стороны координатора ЗОТ.

Предложения:

1.     При проверке планов воспитательной работы особое внимание уделять мероприятиям по ЗС.

2.     Организовать лекторскую группу старшеклассников для проведения бесед и показа презентаций по здоровому образу жизни.

3.     Разработать и ввести рейтинг «Самый здоровый класс».

Социально-психологическое направление

1.     Большая работа проведена психологом школы по адаптации учащихся 1-го и 5-го классов.

2.     Социальным педагогом создан социальный паспорт учащихся школы.

3.     Установление обратной связи с детьми через изучение психологического климата в классах, ознакомление со стилем общения учителей и учащихся (психолог).

4.     Диагностика отношения детей к своему здоровью (соц. педагог).

Одной из задач программы развития МОУ до 2014 года является комплексное решение проблемы укрепления и сохранения здоровья школьников через внедрение здоровьесберегающих образовательных технологий (ЗОТ).

В связи с этим создана программа «Школа – территория здоровья», главной целью которой является создание и развитие здоровьесберегающего образовательного пространства, в котором ученик будет вести здоровый образ жизни.

Основные задачи программы:

? оптимизация уровня учебной нагрузки каждого ученика;

? активизация системы физкультурно-массовых мероприятий;

? реализация системы профилактических мероприятий;

? оказание психологической помощи учащимся и родителям;

? формирование благоприятного морально-психологического климата в ученических коллективах.

В основе деятельности школы, направленной на сохранение здоровья детей и педагогов, должна лежать психологическая комфортность и рациональная организация учебно-воспитательного процесса.

Реализация принципа психологической комфортности позволит педагогам не только укрепить эмоциональное состояние школьников, но и повысить их работоспособность и творческую активность.

 В учебно-воспитательной системе школы реализуется дифференцированный подход в обучении и воспитании. Эту сферу деятельности курирует социально психологическая служба школы

1.Цели, поставленные на учебный год :

Цели

1

Систематическое отслеживание психолого-педагогического статуса ребёнка и динамики его психического развития в процессе школьного обучения

2

Создание социально-психологических условий для развития личности учащихся и их успешного обучения

3

Создание специальных социально-психологических условий для оказания помощи детям, имеющим проблемы в психологическом развитии, обучении

4

Приведение этих создаваемых условий в систему постоянной работы, дающую максимальный результат

2. Основные направления работы:

Направление работы

Степень эффективности

Причины успеха или неуспеха

1

Профилактика

1  2  3  4  5

1. Необходимо активизировать и систематизировать работу «совета профилактики»;

2.Проводить в системе работу по различным акциям на актуальные темы.

3.Скоординировать внутришкольную работу с подростками и детьми «группы риска» .

2

Просвещение

1  2  3  4  5

1.Работа ведётся в системе через педсоветы, методические семинары и родительские собрания

2.Необходимо расширить возрастной диапазон при работе с детьми в рамках акции: « Познай себя»

3

Диагностика

1  2  3  4  5

Работа ведётся в системе через школьный ПМПк

4

Коррекция

1  2  3  4  5

Работа ведётся в системе через школьный ПМПк (индивидуальные и групповые занятия)

5

Консультирование

1  2  3  4  5

Необходим отдельный кабинет

3.Категории участников образовательного процесса, с которыми проводилась работа:

Категория

Степень достижения цели

Цели работы

1

Учащиеся 1-4 кл.

1  2  3  4  5

1  2  3  4  5

1  2  3  4  5

1.Определение когнитивной, мотивационной и эмоционально-волевой готовности детей к обучению в начальном звене школы

2.Изучение степени и особенностей приспособления детей к новой социальной ситуации (адаптация)

3.Выявление степени социально-психологической готовности детей к обучению в среднем звене

2

Учащиеся 5-7 кл.

1  2  3  4  5

1.Изучение степени и особенностей приспособления школьников к новым социально-педагогическим условиям

(адаптация)

3

Учащиеся 8-9 кл.

1  2  3  4  5

1  2  3  4  5

1  2  3  4 

1.Получение достоверной информации о социально-психологическом статусе учащихся в наиболее сложный период психического развития в школьном возрасте (социально-психологическая карта ребёнка)

2.Просветительская и профилактическая работа в рамках акции: «Внимание, подросток!»

3.Профориентационная подготовка

4

Учащиеся 10-11 кл.

1  2  3  4  5 

1. Социальный портрет выпускника

2.Уровень тревожности

3. Профориентация

5

Педагоги

1  2  3  4  5

1  2  3  4  5

1  2  3  4  5

1  2  3  4  5

1.Посещение уроков по отслеживанию

соблюдения единых требований в обучении

 2. Аттестация (психологический практикум аттестующегося педагога)

3.Индивидуальные запросы

4.Методические семинары практического значения

6

Родители

1  2  3  4  5

Создание ситуации сотрудничества и формирование установки ответственности родителей по отношению к проблемам школьного обучения и развития ребёнка

4.Методы  и формы работы (по каждому направлению):

Направление работы

Предпочитаемые формы и методы

Причины предпочтений

1

Профилактика

Групповые и индивидуальные беседы

Посредническая работа в ситуациях разрешения межличностных и межгрупповых конфликтов в школьной системе отношений: учитель-учитель, учитель-ученик, учитель-родитель и т.д.

2

Просвещение

Классные часы, методические семинары, родительские собрания

Передача знаний как ответ на реально существующий и осознаваемый запрос клиента

3

Диагностика

Групповое и индивидуальное тестирование, наблюдение

Выделяются группы «психологически благополучных» школьников и школьников, имеющих проблемы обучения и развития для дальнейшей профилактической и коррекционной работы

4

Коррекция

Групповые и индивидуальные занятия

Комплектование и практическое применение определённого набора соответствующих коррекционных программ, специализированных по возрастам и по важнейшим проблемам

5

Консультирование

Беседа по запросу

Нет провокации негативной обратной реакции клиента

5. Примеры удачных (с точки зрения достижения поставленных целей) мероприятий, акций, проектов, причины их успеха .

Акции, проекты, мероприятия

Причины их успешности

1.Расширенный педсовет «система преемственности между 1 и 2 ступенями обучения, детским садом и школой»

Предоставление расширенного анализа диагностики детей, пришедших в 1 и 5 классы; отслеживание результатов адаптации детей;

подведение итогов рейтинговой оценки педагогов по анализу посещённых уроков в рамках соблюдения единых требований в обучении

2.Методический семинар: «От чего зависит успешность или неуспешность ребёнка на уроке?»

Групповой тренинг для педагогов с демонстрацией разных подходов к созданию условий для успешной / неуспешной работы учащихся на уроке (личностно-ориентированный подход)

3. Родительское собрание : «Кризис подросткового возраста»

Предоставление информации в виде практического материала из жизни  и научной литературы

4.Акция: «Внимание, подросток!»  (письма психологу)

Предоставление анализа результатов учащихся 7-10 классов педагогам и родителям на данную тему; рефлексия педагогов  и учащихся (индивидуально), оформление результатов в виде проспектов

5. Декада профориентации

  (1-11 классы)

Проведена большая и интересная работа с детьми,  которая получила много положительных откликов и перспективу работы на будущее

6. Серия групповых тренингов

для подростков в рамках акции: «Познай себя»

Актуальность данной темы дала возможность детям глубже раскрыть свои индивидуальные возможности; вскрыть и устранить причины их некоторых проблем

7.Методический семинар в ММЦ : «Использование ИКТ в работе педагога-психолога» (как руководитель РМО)

Обмен опытом на уровне района по предоставлению авторских разработок в виде слайдовых презентаций

6.Какие задачи, исходя из анализа, можно поставить на следующий учебный год?

Задачи, которые вытекают из данного анализа

1

Систематизировать работу по «совету профилактики»

2

Расширить работу по индивидуальным консультациям и запросам

3

Создание (в системе) психолого-педагогического пространства для успешного становления ребёнка подросткового возраста

Проблемный анализ воспитательной работы в школе позволяет откорректировать и более эффективно спланировать работу на новый учебный год

Поставленные задачи

Положительные результаты

Выявленные проблемы

1.

Нравственность, духовность как основа личности:

u  формирование гуманистических отношений к окружающему миру;

u  приобщение к общечеловеческим ценностям.

1. Нравственное, духовное воспитание стоит в ряду приоритетных направлений деятельности школы. Идея гуманизма является основополагающей в работе школы.

2. В практику школы вошли беседы и родительские собрания по темам «Нравственное воспитание подростка», «Проблемы нравственного воспитания в семье» и др. 

3. Введены элементы школьной формы (деловой стиль в одежде)

4. видна положительная динамика по работе с детьми и семьями «группы риска».

1. Смещение нравственных ориентиров в общественном сознании и переоценка ценностей на государственном уровне. Нравственность, духовность и гуманизм не являются приоритетными направлениями государственной политики в области образования и культуры, что идет вразрез с целью и задачами школы.

2. Необходима более четкая индивидуальная работа с семьями, поиск новых подходов к родителям ввиду того, что снизилось число родителей, присутствующих на родительских собраниях.

3. Нужна более требовательная работа  родительских комитетов классов за деловым стилем одежды у учащихся.

5. курение учащихся на территории  школы.

6. Скоординировать работу всех служб школы с подростками и  детьми  «группы риска».

2.

Патриотизм и гражданственность:

u  воспитание любви к родной школе, селу, Малой Родине.

u  формирование гражданского самосознания, ответственности за судьбу Родины.

1. По результатам анкетирования отмечено положительное отношение к своему классу, школе, учителям.

2. В практику воспитательной работы школы вошли  фольклорные праздники (Масленица) и КТД патриотической направленности (День Защитников Отечества, Митинг у памятника). Ежегодно проводится военно-спортивная игра «Зарница», «Орленок».

1. Отсутствие национальной идеи, программы патриотического воспитания на государственном уровне.

2. Недостаточная активность классных руководителей в привлечении родительских комитетов и родителей к обсуждению и решению школьных проблем.

3. Недостаточное МТ обеспечение реализации программы.

4. Не работает и не пополняется новыми экспонатами Комната Боевой Славы.

5. Нет педагогов ДО по работе в краеведческом кружке, нет лицензированной программы.

3.

Развитие творческих способностей:

u  предоставление возможностей реализовываться в соответствии со своими интересами и возможностями.

u  выявление и поддержка индивидуальности.

1. В школе налажена внеурочная деятельность по трем направлениям: журналистское, хоровое, изобразительное творчество.

2. В школе появилась новая традиция: фестиваль «Знакомьтесь! Это мы!», где себя может проявить каждый ребенок, открыть свои новые возможности и способности.

3. Среди традиций школы есть творческие дела, на которых себя в любом качестве может проявить каждый желающий.

4. В школе поддерживаются творческие начинания, поощряется инициатива.

1.  Отсутствует система работы учителей начальной школы по развитию индивидуальных творческих способностей и творческой инициативы  учащихся во внеурочной деятельности.

2. Малое количество детей принимает участие в районных и краевых конкурсах (участие в конкурсах единичное).

4.

Сохранение и укрепление здоровья:

u  формирование стремления к ЗОЖ.

u  проведение спортивных мероприятий с участием родителей.

u  Привлечение внебюджетных средств на поощрение.

u  Решение кадровой проблемы.

1. Принята и реализуется комплексная программа медико-оздоровительной работы (ежегодные медосмотры, спортивные мероприятия).

2. Работа СОК «Ступени» и спортивных секций.

1. Слабое МТ обеспечение реализации программы (спортивный инвентарь, тренажеры, лыжи, коньки).

2. Не проводятся походы, в школе нет инструктора по туризму.

3. Не привлекаются  родители для участия в спортивных соревнованиях;

4. Расширить ряд профилей занятий спортом в СОК «Ступени».

5. награждать  всех участников спортивных соревнований.

5.

Саморазвитие:

u  формирование самосознания, активной жизненной позиции.

u  формирование потребности к самосовершенствованию и саморазвитию, способности успешно адаптироваться в окружающем мире.

1. В школе реализуется принцип принятия ребенка как личности, т.е. признания права на уважение. Большую работу в этом направлении проводит социальный педагог школы.

2. Проводятся беседы на предупреждение и профилактику асоциального поведения учащихся, о правах ребенка.

1. Система работы по этому направлению не имеет программного обеспечения.

2. В следующем учебном году провести ряд семинаров на тему «Я – лидер». 3. Систематизировать работу в этом направлении.

6.

Интеллектуальное развитие:

u  формирование целостной и научно обоснованной картины мира.

u  Развитие познавательных способностей.

1. В школе каждое МО организует внеклассную, внеурочную работу по предметам в ходе предметных декад.

2. Традиционными для школы стали самые разные формы интеллектуальных игр: «Брейн-ринг», «Интеллектуальное казино», «Интеллектуальный хоккей», и др. Эту работу организуют учителя-предметники и Гердт С. В.

3. В апреле в школе проводится научно-практическая конференция учащихся, на которой учащиеся выступают с научными докладами и презентациями.

1. Слабо реализуется творческий, интеллектуальный потенциал педагогов и учащихся школы по разработке собственных проектов интеллектуальных игр и мероприятий.

2. Ушла в прошлое традиция проведения тематических вечеров.

7.

Эстетическое и культурное развитие:

u  Воспитание чувственной сферы, чуткости и видения прекрасного.

1. В школе развита система работы кружков ДО художественно-эстетического направления. Ежегодно проводятся отчетные концерты и выставка работ творческого объединения.

2. Налажена связь с учреждениями культуры села и района.

3.Школьные творческие коллективы принимают активное участие в районных фестивалях и выставках, являются дипломантами краевых и федеральных конкурсов.

1. Снизилась активность детей, посещающих кружок изобразительного творчества.

2. Нет программ по декоративно-прикладному творчеству.

3. Слабое МТ обеспечение реализации программ (нет средств на приобретение костюмов, красок).